Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 23:31, курсовая работа
Право выступает всеобщим регулятором человеческого поведения, упорядочивает общественные отношения, придавая им устойчивость и организованность.
Главная цель права - обеспечение порядка и стабильности общественных отношений. Поэтому право всегда противостоит произволу, социальному хаосу, беспорядку. Правовые нормы закрепляют сложившиеся модели общественных отношений, защищают господствующие в обществе социальные ценности, предлагают юридические средства разрешения конфликтов, споров, противоречий.
Право выступает всеобщим регулятором человеческого поведения, упорядочивает общественные отношения, придавая им устойчивость и организованность.
Введение 3
1. Понятие функций права 7
2. Система функций права: социальные и юридические функции 14
3. Краткая характеристика социальных и юридических функций 19
4. Формы реализации функций права 27
Заключение 31
Список литературы
В каких же формах реализуются функции права? Профессор Т.Н. Радько15 выделяет три формы реализации функций права: информационную, ориентационную, правовое регулирование.
Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие — противоречат интересам общества, государства и граждан.
Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая литература и др.
Правовая информированность как форма реализации функций права имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды, когда идет интенсивное обновление законодательства. Поэтому граждане объективно
нуждаются в получении
правовой информации о действующем законодательстве
Следующей, не менее значимой,
формой реализации функций права
является ориентационное воздействие.
Дело в том, что важны не только
знания норм права, но и выработка
у граждан позитивных правовых установок,
которые образуют правовую ориентацию,
являющуюся следствием ориентационного
правового воздействия. Сущность правовой
установки в правовой сфере можно
определить как предрасположенность
личности к восприятию норм права, его
оценки, готовность к совершенствованию
действия, имеющего юридическое значение,
или же как вероятность того или
иного варианта поведения (деятельности)
в сфере правового
Ориентационное правовое
воздействие складывается из совокупности
правовых установок и представляет
собой двуединый процесс: формирование
установок, с одной стороны, и
их влияния на правовое поведение
граждан, с другой. Правовые установки
подразделяют на позитивные (побуждающие
к правомерному поведению, в том
числе — к правовой активности
граждан) и негативные (побуждающие
к противоправному поведению). Существующие
две группы правовых установок находятся
в неразрывной связи с двумя
видами правовых ориентации. Так, установки,
побуждающие к правомерному поведению,
в совокупности образуют позитивную
правовую ориентацию, а установки, побуждающие
к противоправному поведению, —
негативную правовую ориентацию. Задачей
ориентационного воздействия
Центральное место в системе правового воздействия занимает правовое регулирование. Оно осуществляется при помощи особой системы правовых средств, которые образуют в совокупности механизм правового регулирования.
Эффективность реализации функций
права в рамках этой формы зависит
от выяснения следующих
Условия эффективности правового регулирования подразделяются на объективные и субъективные.
Объективными условиями
являются: социально-экономическое
состояние, система хозяйства, формы
собственности и т. п. К субъективным
-относятся: научная обоснованность
необходимости регулирования, выбор
оптимального варианта регулирования,
своевременность
Процесс правового регулирования состоит из трех взаимосвязанных стадий. Первая стадия - это регламентация общественных отношений (их урегулирование), то есть разработка и принятие юридических норм.
Вторая стадия - возникновение
субъективных прав и юридических
обязанностей (возникновение правоотношений)
Третьей - завершающей стадией процесса правового регулирования является реализация норм права (юридический результат регулирования). Она заключается в фактическом использовании лицами своих субъективных прав, исполнении обязанностей, соблюдении запретов.
Социальный результат регулирования - это, главным образом, эффект в экономической, политической и духовной сферах. Он может выражаться в закреплении определенных отношений, их развитии, искоренении нежелательных явлений.
Заключение
В заключении данной работы можно сделать вывод, что поставленная цель курсовой работы - изучение функции права, их роли в жизни государства и общества достигнута.
Социальное назначение права
формируется, складывается из потребностей
общественного развития. В соответствии
с потребностями, социальными необходимостями
общества создаются законы, направленные
на закрепление определенных отношений,
их регулирование или охрану. Социальное
назначение права состоит в
Таким образом, функция права
- это проявление его имманентных,
специфических свойств. В функции
аккумулируются такие свойства права,
которые вытекают из его качественной
самостоятельности как
Функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. Функции - это «свечение» сущности права в общественных отношениях. В то же время, будучи проявлением имманентных свойств сущности, функции не сводятся к ним и не являются простой их «проекцией». Нельзя механически связывать функции и сущность права. Как явление всегда содержит момент независимости от сущности, так и функция права имеет определенную степень независимости от его сущности.
Список литературы
- М.: Юриспруденция, 2005. - 386 с.
- М.: Юристь, 2007. - 576 с.
- 640 с.
с.
15. Хропанюк В.Н.
Теория государства и права.
Учебник для высших учебных зав
1 Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. M., 2006. С 112.
2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие/ Под ред. В.Г. Стрекозою. M., 2008. С. 75.
3 Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. M, 2006. С.118.
4 Байтин М. И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3. С. 12.
5 Радько Т.Н. Функции права // Общая теория государства и права: Академический курс в 2- т. / Под ред. проф. M.H. Марченко. Том 2: Теория права. M., 2006. С. 203.
6 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под редакцией профессора В.Г. Стрекозова. - M., 2008. С.217
7 Конституция Российской Федерации: Конституция РФ. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ. M., 2006. С. 8.
8 Морозова Л.А. Теория государстваи права: Учебник. 4-е изд. М., 2010. С. 138-139.
9 Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд. М., 2010. С. 138.
10 Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань, 1987. С. 205.
11 Радько Т.Н. Функции права // Общая теория государства и права: Академический курс в 2- т. / Под ред. проф. M.H. Марченко. Том 2: Теория права. М., 2006. С. 60.
12 "Мелехин A.B. Теория государства и права: учебник. М., 2007. С. 222.
13 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред.проф. B.M. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М., 2007. С. 305.
14 Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., КучинскиЙ B.A. Общая теория государства и права. Минск, 2007. С. 202.
15 Радько Т.Н. Функции права. Нижний Новгород, 1993. С. 280-281.