Характеристика основных концепций происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 06:39, курсовая работа

Краткое описание

В качестве темы для написания данной курсовой работы, я выбрал именно эту, потому что, по-моему, вопрос происхождения государства и права спорен. Изучение процесса происхождения государства имеет не только чисто познавательный, академический, но им политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную породу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. В современной и предложенной мне литературе для самостоятельного обучения много внимания уделено этому, что позволит мне довольно подробно рассмотреть данную проблему, сравнить точки зрения разных авторов, и на основании этого сделать выводы о наиболее вероятных теориях происхождения государства.

Содержание

Введение……………………………… .………………………...….………….….2
1 Теории происхождения государства и права, не связанные с материалистическим пониманием…………………….....................................................4
1.1Теологическая теория происхождения государства и права...........................4
1.2Патриархальная теория происхождения государства и права……………....7
1.3Договорная и естественно – правовая теории происхождения государства и права………8
2 Материалистические теории происхождения государства и права…….14
2.1 Органическая теория…………………………………….………………..14
2.2 Теория насилия……………………………………….….........................16
2.3 Материалистическая (классовая) теория………….…………………….20
2.4 Ирригационная теория…………………………….….……………...…...22
Заключение…………….…………………………….…….…………………..24
Глоссарий…………………….……………………………..………………….26
Список использованных источников………………..……………...............28

Вложенные файлы: 1 файл

Характеристика основных концепций происхождения государства и права.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Введение……………………………… .………………………...….………….….2

1 Теории происхождения государства и права, не связанные с материалистическим пониманием…………………….....................................................4

1.1Теологическая теория происхождения государства и права...........................4

1.2Патриархальная теория происхождения государства и права……………....7

1.3Договорная и естественно – правовая  теории происхождения государства и права……………………….…………………..…………………………………………..8

2 Материалистические теории происхождения государства и права…….14

2.1 Органическая теория…………………………………….………………..14

2.2 Теория насилия……………………………………….….........................16

2.3 Материалистическая (классовая) теория………….…………………….20

2.4 Ирригационная теория…………………………….….……………...…...22

Заключение…………….…………………………….…….…………………..24

Глоссарий…………………….……………………………..………………….26

Список  использованных источников………………..……………...............28

Приложение…………………………………………..………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В качестве темы для написания данной курсовой работы, я выбрал именно эту, потому что, по-моему, вопрос происхождения государства и права спорен. Изучение процесса происхождения государства имеет не только чисто познавательный, академический, но им политико-практический  характер. Оно позволяет глубже понять социальную породу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. В современной и предложенной мне литературе для самостоятельного обучения (4208.01.01; РУ.01;1 Рабочий учебник) много внимания уделено этому, что позволит мне довольно подробно рассмотреть данную проблему, сравнить точки зрения разных авторов, и на основании этого сделать выводы о наиболее вероятных теориях происхождения государства.

Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникли не рабовладельческие, а феодальные государства и право.

Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства  и права. Однако этого нельзя сказать обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

Большинство историков, ученых – юристов выделяют следующие  теории происхождения государства  и права:

- теологическую;

- патриархальную;

- договорную  и естественно-правовую;

- органическую;

- теорию насилия;

- материалистическую;

- ирригационную.

Рассмотрим  в отдельности каждую теорию происхождения  государства и права, и попытаемся дать им субъективную оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, НЕ СВЯЗАННЫЕ  С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИМ ПОНИМАНИЕМ ИСТОРИИ

1. 1 Теологическая  теория происхождения государства  и права

Представитель: Фома Аквинский.

Теологическая теория (от греческого Theos – Бог, logos – учение, то есть богословие, учение о Боге) не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в Бога. Ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть вне решения вопроса о существовании Бога.

Ибо «священные учения, - как считал Ф. Аквинский, - есть…  знание, в которым обладает Бог, а  также те, кто удостоен блаженства».1 Теологическая теория не только предшествовала иным теориям во времени и в течение нескольких тысячелетий являлась едва ли не единственной теорией происхождения государства и права, но так или иначе сказалась на формировании и развитии всех остальных теорий.

Первоначальные религиозно-мифические представления о божественном происхождении государства и права характеризуются крайне широким многообразием. Это вполне объясняется особыми историческими условиями существования религий и ранних государственных образований как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии (от греческого memos – средний) или Африки. Только впоследствии эти воззрения были переработаны на почве различных течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину, выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и др.

Колыбелью многих ранних философских, религиозных и  иных теорий принято считать Древнюю  Грецию. Древнегреческий философ, основатель диалектики и ярый противник демократии Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) был казнен (из уважения к закону предпочел побегу чашу с ядом) за «введение новых божеств» и развращение тем самым юношества. Его ученик, потомок знаменитого законодателя Солона, Аристокл, известный больше под прозвищем Платон (от греческого – «широкий»; 427 – 347 гг. до н.э.), основал в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и права является божество (о том же писал в трактатах – диалогах «Государство» (10 книг), «Политика», «Законы» и др.). Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) также утверждал божественное происхождение государства и права.

Сократ, Платон и Аристотель выражали позицию, заключающуюся  в том, что наряду с законами, порожденными  людьми, существуют вечные, неписанные законы, «вложенные в сердца людей самим божественных разумом». В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих ощущениях, но и «во всем строе мироздания». Оставляя вопрос о происхождении государства и права весьма запутанным и нерешенным, не умея естественным путем объяснить их происхождение, в них начали усматривать «божественное установление». Вместе с тем, в рассуждениях тех же древних философов находим истоки теории естественного права, поскольку, по мнению Аристотеля, законы, не зависящие от воли людей, не только божественны по своему происхождению, но по своей природе составляют и естественное право людей. Более того, Аристотель само рабство считал естественным состоянием предназначенных для этого людей.

Своего расцвета теологическая теория достигла в  эпоху Средневековья. На стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период на рубеже XII – XIII веков в Западной Европе получила развитие теория «двух мечей». Основной смысл ее состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «не от Бога». Два меча получили основатели церкви от Всевышнего. Один вложил в ножны и оставили при себе. Другой вручили государям – вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется  церковью правом повелевать подданными и является слугой церкви. Политическая окраска этой концепции очевидна.

Примерно в  тот же период Средневековья в  русле теологической теории получило распространение учение богослова Фомы Аквинского (1225 – 1274 гг.), в более позднее время именуемое томизмом. Процесс возникновения государства и права рассматривался им аналогично сотворению Богом мира и именно воля Бога, по мнению Ф. Аквинского, является причиной возникновения государства и права. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога, в свою очередь, государство обязано защищать религию. Освящение (монарх – помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет, и безусловную обязательность. Не случайно поэтому в XVI – XVIII веках теологическую теорию активно использовали для обоснования неограниченной власти монарха. В первой половине XIX века заметным представителем этой теории выступал видный французский политический деятель и католический философ граф Ж. Местр (1753 – 1821 гг.), посланник сардинского короля в Петербурге в 1802 – 1817 гг.

Официальная доктрина современного Ватикана подчеркивает, что Бог. Создав государство и право, не указал ни конкретных лиц, осуществляющих государственную власть, ни формы правления, ни методы властвования. Такая позиция, сохраняя тезис о божественном происхождении государства и права, вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию к быстро меняющейся политической реальности нашего времени.

Оценивая теологическую  теорию происхождения государства  и права, созданную в VI – XIII веках, надо отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в те далекие времена, а также достигнутым уровнем знаний об обществе и о закономерностях его развития. Кроме того, эта теория отражала объективные реалии того времени, именно то, что первые государства были теократическими, вступление правителя на царствование освящалось, что придавало его власти особый авторитет и безусловную обязательность. В более позднее время эту теорию откровенно стали использовать для оправдания неограниченной власти монарха. Сегодняшние богословы вынуждены приспосабливаться и согласовывать эту теорию с новыми знаниями об обществе и закономерностях его развития.

Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть. Вопрос о  ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Всемирного разума, то есть это в конечном счете вопросы веры.

1.2 Патриархальная  теория происхождения государства  и права

Представители: Аристотель, Н.К. Михайловский.

Государство возникает  непосредственно из разросшейся  семьи, где власть монарха – это власть отца над членами семьи.

Эта теория берет  начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем  была выдвинута идея о том, что  человеческое общество изначально было патриархальным. Более определенно  по этому поводу высказывается Аристотель.

Согласно этой теории государство произошло из патриархальной семьи, в результате ее разрастания: семья – совокупность семей (селение), совокупность селений  – государство. То есть государство  возникает из разрастающейся из поколения  в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом – это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории естественно вытекает вывод о необходимости всех людей подчиняться государственной власти.

Аристотель  называл человека политическим животным, которое вступает в отношения  с людьми с целью выживания. Происходит образование семей. Развитие этих семей  в результате размножения приводит к образованию селений, их объединения создают государство. Так происхождение государства и теория «божественного права королей» выводились из первоначально существовавшего патриархата.

Средневековые светские феодалы также прибегали  к патриархальной теории происхождения  государства и права для обоснования неограниченности власти монарха – отца своих подданных и всей нации. Позднее эта теория получила свое отражение в высказываниях одного из теоретиков народничества в России, социолога Н.К. Михайловского (1842 – 1904 гг.), на Западе – английского историка права Г. Мэна и других.

Рассмотрев  основные аспекты данной теории, прежде всего надо отметить, что в ней  правильно обращается внимание на то, что такие понятия, как «семья»  и «государство», взаимосвязаны  и что связь между государством и семьей не только долго не утрачивается после перехода в государственное состояние, но существует и поныне. Она поддерживает веру людей в нерушимость мира. Ведь именно в хороших семьях никогда не дерутся, а достигают компромисса на основе учета взаимных интересов. Данная теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни. Авторы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы человеческого общества всегда претендует человек, аккумулирующий жизненный опыт. И, наконец, следует заметить в оправдание создателей этой теории, что они жили до эры Рождения Христа, их знания об окружающей жизни были невелики, да, впрочем, в то время в Греции были сильны остатки родового строя и они как бы списывали свою теорию с окружающей действительности.

1.3 Договорная  и естественно – правовая теории  происхождения государства и  права

Наиболее емкими и развитыми из теорий, не связанных  с материалистическим пониманием истории, по мнению большинства исследователей, являются договорная и естественно – правовая теории (ряд авторов выделяют договорную теорию происхождения государства, а теорию естественного права рассматривает с позиций происхождения права).

Изначально  возникла в Древней Греции, но наивысшее  развитие получила в трудах просветителей – Спинозы, Руссо, Гоббса, Локка, русского ученого и писателя Радищева. Данная теория резко отрицает божественность государства и государственной власти.

Объединяемая  понятиями договорная и естественно  – правовая, эта теория чрезвычайно многоаспектна, противоречива и непоследовательна на различных исторических этапах развития. Она вобрала в себя разноречивые взгляды крупнейших мыслителей всех времен, стоящих порой на диаметрально противоположных политико-правовых и философских позициях.

Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека, базируется примерно на следующих общих положениях:

Информация о работе Характеристика основных концепций происхождения государства и права