Характеристика основных функций современного российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - комплексное исследование функций государства.
Достижение этой цели возможно при выполнении следующих задач:
раскрытие понятия функции государства
выделение формальных признаков функций государства;
рассмотреть формы и методы осуществления функций
дать общую характеристику функциям Российского государства на современном этапе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Функции государства
1.1. Понятие, признаки и классификация функций……………………………..5
1.2. Формы и методы осуществления функций ………………………………...7

Глава II. Общая характеристика функции Российского государства на современном этапе
2.1. Основные внутренние функции……………………………………………11
2.2. Основные внешние функции……………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………….......................28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по тгп.docx

— 61.61 Кб (Скачать файл)

Появление данного конституционного положения — результат негативной реакции тех сил, которые пришли к власти в 1991 году, на ст. 6 Конституции  СССР 1977 года, закреплявшую руководящую  роль КПСС и коммунистическую идеологию  в качестве господствующей. Коммунистическая идеология действительно обусловила тоталитарный характер советского государства, но ст. 13 ныне действующей Российской Конституции лишает государство  права на собственную идеологию. Стало ли современное российское государство деидеологизированным? Нет. Более того, государственной идеологии, которая в обязательной мере учитывает интересы всего общества, была противопоставлена идеология лиц, пришедших к власти на волне перестройки. В основе этой идеологии лежал частный корыстный интерес, пренебрежение к интересам общества. действующее законодательство вообще не может быть аргументами в споре о существовании или отсутствии какой-либо функции, поскольку истоки каждой государственной функции лежат не в законодательных положениях, а в объективных потребностях социального развития.

 Государственная  идеология отличается следующими  особенностями:

  1. Она выражает общие интересы всех граждан государства. Понятием «российская национальная идеология» охватывается идеология всех народов, проживающих на территории Российской Федерации, а не только русского народа. Важнейшим элементом российской государственной идеологии является национальная безопасность России.
  2. Государственная идеология должна базироваться на прочных правовых основаниях. Идеология, оправдывающая несправедливость, беззаконие, криминальные проявления, государственной считаться не должна.
  3. Государственная идеология должна иметь приоритетные возможности для ее выражения. Речь идет прежде всего о средствах массовой информации: печати, телевидении, радио. К сожалению, в современной России приоритеты для выражения государственной идеологии пока не созданы. Государственная идеология выражается и проявляет себя в идеологической функции государства.

Государство «не имеющее  идеологии», не осуществляющее последовательное воздействие на духовную сферу жизни  общества неизбежно будет сталкиваться со значительными трудностями при  реализации своей внутренней и внешней  политики. И хотя в любом цивилизованном обществе существуют объективные условия, обосновывающие необходимость государственной  власти, идеологическая функция в  этой связи может рассматриваться  и как одно из важнейших средств  укрепления ее легитимности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные внешние функции

Внешние функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире. В последние десятилетия произошли значительные изменения не только в России, но и во всем мире. Проблемы глобального противостояния и прямой угрозы ядерной войны стали не так актуальны. Значительные изменения произошли и в основных внешних функциях Российского государства. В частности, одни из них отпали (функции помощи развивающимся странам, сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими государствами), а другие, наоборот, обрели дальнейшее развитие в соответствии с новыми условиями развития (функции борьбы за мир, обороны страны), некоторые функции – возникли вновь (интеграции в мировую экономику, сотрудничества со странами СНГ и т. д.). Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

  1. последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;
  2. создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ.

В современный период Российскому  государству присущи следующие  внешние функции:

1. Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. Функция заключается в  деятельности государства по поддержанию достаточного уровня обороноспособности страны для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов и др. Согласно этой функции, Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности государства и неприкосновенности территории. Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще немало внешнеполитических проблем, поэтому роль данной функции велика. Сохраняется возможность неблагоприятных для нее геополитических изменений, в первую очередь, связанных с возможностью расширения НАТО на Восток. Не исчезли очаги локальных конфликтов у российских границ. Настораживают и имевшие в последнее время факты вмешательства США в союзе с некоторыми партнерами по НАТО в одностороннем порядке, в обход Совета Безопасности ООН и России, во внутренние дела других государств, включая применение военной силы. Согласно этой функции, Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами. Эта функция имела первостепенное значение в прежние времена. Сейчас же мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И тем не менее даже развитые страны, накопившие немалый опыт в мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на большие расстояния наносить разрушительные удары.

Оборонная деятельность государства базируется на его военной  доктрине и складывается из пяти основных направлений.

  1. Укрепление оборонной мощи страны. Высокую обороноспособность государства обеспечивает развитая и эффективная экономика, опирающаяся на новейшие достижения научно-технического прогресса, что позволяет удовлетворять не только материальные потребности общества, но и производить все необходимое для укрепления оборонного потенциала страны. Современная экономика обеспечивает необходимый уровень развития военной промышленности, производства новейших образцов техники и оружия, создания запасов стратегического сырья и продовольствия и других компонентов оборонного потенциала государства.
  2. Повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности. Каждое государство по­стоять заботится о том, чтобы его вооруженные силы были мощными, мобильными, располагали современными средствами защиты, профессионально использовали все виды военной техники и оружия, имели высокую боеспособность и боеготовность, действовали в режиме законности и положений международного права.
  3. Охрана государственных границ. Эта деятельность осуществляется пограничными войсками или другими специальными подразделениями и направлена на обеспечение пограничного режима, определяемого законодательством конкретного государства.
  4. Организация гражданской обороны. Государства проводят рад оборонных мероприятий в мирное время в цепях противостояния возможному нападению извне и обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время. Эта деятельность предусматривает эвакуацию жителей из населенных пунктов, по которым наиболее вероятны удары оружием массового поражения. Она связана с созданием специальных защитных сооружений, проведением спасательных и восстановительных работ.
  5. Военное обучение запаса вооруженных сил (резервов). Во многих странах организуется периодическая военная переподготовка лиц, состоящих на воинском учете. Это позволяет случае межгосударственных военных конфликтов быстро развертывать вооруженные силы и пополнять их квалифицированным личным составом. Государство организует также вневойсковую подготовку, которая проводится в средних и высших учебных заведениях.

2. Функция обеспечения  мира и поддержки мирового  порядка – связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, сотрудничестве с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т.д.). Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции. В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния на Россию возлагается особая ответственность за поддержание стабильности и порядка в современном мире. Сообразно этому одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами РФ. Не менее важной формой участия России в преодолении возникающих в мире межнациональных и иных вооруженных конфликтов является соответствующая дипломатическая деятельность.

3. Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. Эта новая основная функция возникла у Российского государства в связи с тем, что с образованием Содружества Независимых Государств отношения с новыми независимыми государствами на границах России, всемерное развитие СНГ поставлены во главу угла внешней политики России. Это – сфера особой ответственности и особых взаимных интересов России и ее соседей. Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает за укрепление содружества, прежде всего по линии формирования экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности, совместной охраны границ; комплексного решения проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международно признанных стандартов в области прав человека и национальных меньшинств, гражданства и защиты переселенцев, заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации; создания единого информационного пространства. Вместе с тем здесь таятся и новые проблемы для России. Очаги конфликтов вблизи ее границ, затяжной кризис экономики, да и самой государственности в ряде стран СНГ создают серьезную угрозу безопасности нашей страны.

4. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности. проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и укрепление политических, экономических, правовых, правоохранительных, культурных и иных отношений, сочетающих интересы данного государства с интересами других государств. Эта функция в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств, в том числе и для Российской Федерации. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Современный уровень 
развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, 
политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, 
объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних 
проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. 
Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к 
интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Среди главных  направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:

  1. в экономике - связано с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).
  2. в природоохранительной деятельности - сотрудничество в области охраны окружающей среды объединяет усилия 
    большинства государств по поддержанию нормальной экологической 
    обстановки на планете. Эта деятельность имеет всеохватывающий характер и направлена на создание таких экологических условий, которые необходимы для существования и развития человеческой жизни. Экологические катастрофы, в отдельно взятых странах в конечном счете наносят удар интересам всех народов, и устранение их последствий не может оставаться только внутренним делом. . Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств).
  3. в борьбе с международной преступностью - развитие сотрудничества государств в этой области прошло длительный путь. Вначале использовались самые простые ф<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-

Информация о работе Характеристика основных функций современного российского государства