Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 10:49, шпаргалка
Норма права - это исходящее от государства и охраняемое общеобязательное, формально определенное правило поведения (непосредственно или в сочетании с другими нормами права) предоставляет участникам общественного отношения данного вида субъективные юридические права и налагает на них субъективные юридические обязанности. Юридическая норма - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно властного предписания и регулирующее общественные отношения
Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения
Известны различные виды правосознания. По субъектам правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (социальный) характер. Общественное и групповое правосознание не существует вне индивидуального.
С точки зрения глубины отражения правовой деятельности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное. Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению
правосубъектность, - способность быть субъектом права. Правосубъектность является особым свойством, политико-юридическим состоянием определенного лица и включает три элемента:
- правоспособность - способность иметь субъективные права и юридические обязанности;
- дееспособность - способность приобретать и реализовывать права и обязанности своими действиями;
- деликтоспособность - способность нести юридическую ответственность за свои действия.
Важным свойством правосубъектности является ее гарантированность государством: соответствующие государственные органы обязаны обеспечить каждому субъекту возможность полного и беспрепятственного осуществления прав, а также исполнение обязанностей, определяемых его правосубъектностью
Различается три вида правосубъектности:
общая (способность, по сути дела абстрактная, быть субъектом права вообще);
отраслевая (способность быть субъектом права соответствующей правовой отрасли) и специальная (способность быть субъектом определенной группы общественных отношений в рамках конкретной отрасли права).
Общей правосубъектностью обладают все субъекты. В частности, все граждане потенциально могут стать носителями практически всех прав и обязанностей. Исключение составляют лишь те, которые обусловлены неизменными (например, пол) или необратимыми (такими, как возраст, неизлечимая душевная болезнь) обстоятельствами.
Отраслевой и специальной правосубъектностью обладают не все лица. Субъектом уголовно-правовых отношений, например, могут быть только граждане и другие индивидуальные субъекты, но не организации, а субъектом отношений ответственности за должностные преступления - только должностные лица и представители власти.
Правотворчество (законотворчество) — деятельность, связанная с установлением, изменением и отменой норм права, о также признанием правовыми уже сложившихся правил поведения.
Субъектами правотворческой деятельности могут выступать:
а) государство — в лице своих органов;
б) негосударственные организации — если им предоставлено такое правомочие;
в) народ — при принятии конституций и законов на референдуме.
Нужно подчеркнуть, что государство не творит закон, а всего лишь формулирует его, основываясь на объективных законах функционирования общества.
По субъектам правотворчества выделяются следующие виды источников права:
1. Правовые обычаи
Правовые обычаи — обычаи, санкционированные (утвержденные) государством. Государство признает уже сложившиеся в обществе правила поведения и в дальнейшем обеспечивает их исполнение своей принудительной силой. Происходит это двумя способами:
а) в ходе судебной практики;
б) путем включения в закон.
2. Судебные и административные прецеденты
Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом.
В некоторых странах этот источник права является основным. Суд в этом случае становится правотворческим органом. При этом существуют две квалификации подобной деятельности суда: а) подтверждающая наличие правотворческой функции суда; б) утверждающая, что суд не занимается правотворчеством, а лишь формулирует нормы естественного права.
В советское время наличие такого источника права отрицалось, однако некоторые ученые полагали, что независимо от официальной позиции этот источник существует объективно — в практической деятельности судов.
В современной России правотворчество судов существует в ограниченной форме.
Административный прецедент — решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел.
3. Нормативные правовые акты
Нормативный правовой акт — это документ, который устанавливает, изменяет либо отменяет правовые нормы
ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - в теории права общественные отношения, регулируемые нормами права, включающие:
а) субъектов этих отношений, их поведение (действия и бездействие);
б) объекты, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и по поводу которых совершают иные волевые действия (предметы, явления окружающего мира);
в) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений
иными словами предмет правового регулирования это осуществляемое при помощи особой системы правовых средств упорядочивающее воздействие права на общественные отношения. Признаки правового регулирования состоят в том, что оно, во-первых, специфично для права, т.е. свойственно только праву, а, во-вторых, осуществляется при помощи специальной системы правовых средств, именуемой механизмом правового регулирования.
Предмет правового регулирования – взаимоотношение людей и гос-ва, людей между собой, социальные и технические нормы.
В качестве предмета теории государства и права выступают два следующих блока объективной действительности.
1. Наиболее общие закономерности
возникновения, развития и функционирования
государства и права. Закономерность
есть объективная, необходимая, существенная,
устойчивая, повторяющаяся связь
общего характера между
-возникновение государства и права;
-смена их исторических типов;
-развитие их сущности;
-эволюция форм государства и права;
-построение системы органов государства и системы права;
-осуществление функций государства и права;
-пределы регулирующего
воздействия государства и
-расширение и обогащение прав личности и усиление их защиты;
-укрепление принципов демократии, законности и правопорядка;
-развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества;
-соблюдение, исполнение, использование и применение норм права;
-развитие юридической науки теории государства и права.
Исследование предмета теории государства и права предполагает характеристику государства и права как в статике, так и в динамике, анализ взаимосвязей данных институтов с другими социальными явлениями.
2. Система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки. Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для "себя", но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом
Теория государства и права - это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности. Структура данной науки состоит из двух крупных блоков (элементов):
-теории государства;
-теории права.
Преемственность в праве — заимствование правом того или иного государства положений прошлых либо современных ему правовых систем.
Преемственность — необходимый элемент закона отрицания отрицания, одного из основных законов диалектики. Процесс отрицания включает два неразрывно связанных между собой элемента: а) устранение старого отжившего или не отвечающего изменившимся условиям; б) сохранение старого положительного, ценного, того, что необходимо для прогрессивного развития
Каждая более поздняя правовая система в той или иной мере воспринимала прошлые правовые положения и приспосабливала их для решения своих задач. Наиболее ярким примером преемственности между правовыми системами, опирающимися на частную собственность, была рецепция римского права в странах Европы, начиная с XII века.
Подобное восприятие, т.е. взаимное обогащение, происходит постоянно. Недавно, например, российское законодательство восприняло и закрепило такие прогрессивные положения, как институт присяжных заседателей, допуск адвоката с момента задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, уголовные кодексы бывших союзных республик (в том числе Российской Федерации), ввело понятие преступного проникновения в жилище, давно известные странам англо-саксонской правовой системы.
Преемственность, которая наблюдается в отечественном праве, затрагивает:
а) содержание права — речь здесь идет об общедемократическом прогрессивном содержании правовых норм и правовых институтов;
б) форму права (российское право оперирует почти такими же источниками права, как и предшествующие, и современные правовые системы; наименование и правовой статус, например, таких источников права, как «закон», «декрет», «постановление», «указ» и др., — не изобретение советского правоведения, а разумное заимствование из прошлого);
в) сферу юридической техники.
Применение права - осуществляемая в процедурно-процессуальных формах государственно-властная, организующая деятельность специально уполномоченных государством лиц и органов по обеспечению реализации правовых норм их адресатами.
Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.
Классификация форм реализации законодательной воли в практическом отношении тесно связана с избранием методов обеспечения нормального процесса реализации правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов.
Успех или неуспех перевода нормативных требований права в реальное поведение связан в конечном счете с созданием надлежащей материальной базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением благоприятного морально-политического климата, организационными мерами и т.п. Вместе с тем большое значение имеет субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю и сознание людей. Если люди решительно отказываются повиноваться предъявленному требованию, то последнее никогда не будет осуществлено в их поведении. Поэтому государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у граждан, должностных лиц и коллективных субъектов права потребность, желание или необходимость совершить предусмотренные в нормах права действия.
История знает два основных средства понуждения воли людей к реализации государственных велений - это обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-то благ.
В правовом государстве значительно меняются сфера и объем репрессивно-карательных и принудительных мер, открывается возможность своеобразного «самообеспечения» правовых предписаний. Цель права состоит в удовлетворении жизненных потребностей людей. Поэтому должно устанавливаться принципиальное соответствие государственной воли с волей субъектов реализации права.
При таком условии глобальная перспектива состоит в постепенном отпадении необходимости специализированного государственного принуждения. Само содержание права обусловливает добровольное повиновение со стороны подавляющего большинства граждан.
Принципы права - это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории Государства и Права"