Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:33, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 16. Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе.
Вопрос 17. Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
24.Социальная сущность и назначение государств социальной демократии

Вложенные файлы: 1 файл

1-20 вопрос.docx

— 44.32 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1.

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА (англ. jurisprudence) -специальная общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм.

Структура системы юридических  наук— это внутреннее подразделение всех юридических наук на их основные виды. В последнее время в науковедческой юридической литературе обычно в системе юридических наук различают науки: 
1) историко-теоретические; 
2) отраслевые; 
3) специально-юридические. 
Историко-теоретические науки— это теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений. 
Отраслевые науки — это науки государственного (конституционного), гражданского, трудового, административного, уголовного и т. д. права. 
Специально-юридические науки— это криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология, судебная бухгалтерия, ОРД.

Вопрос 2.

1. познавательная  – установление природы объекта научно-познавательной деятельности с использованием набора приемов, способов и средств получения достоверного знания.

2. констатирующая – установление того, что есть наличное государство, право, отдельные государственно-правовые институты, формы, структуры, способные воздействовать на жизнь людей.

3. Функция прогнозирования для юридической науки раскрывает ее роль и способность к определению будущего в развитии государства и права, предвидения перспектив в этой сфере жизни.

4. Эвристическая  функция показывает возможность юриспруденции познавать и открывать новые закономерности развития объекта изучения новые свойства и показатели изучаемой материи.

5. методологическая  функция.

6. Практическая (прикладная) функция юридической науки показывает важную роль и назначение последней в практически-преобразующей работе субъектов государственно-властной деятельности, их способности взаимодействовать с институтами общества и населением, в отыскании путей прогрессивного развития.

Вопрос 3.

В юридической науке, познающей  специфические государственно-правовые закономерности, неприемлема позиция  рассмотрения теории государства и  права как политико-юридической  или даже политической науки. Юридическая  наука, с одной стороны, учитывает  «внешний» фактор влияния; с другой – сосредоточивает внимание на относительной  самостоятельности, автономности государственно-правовой жизни по отношению к воздействующим экономическим, социально-политическим и др. факторам. Она обеспечивает получение достоверного знания относительно специфического объекта – государственно-правовой жизни общества.

Обнаруженные соотношения объектов общегуманитарных, социально-экономических и других научных дисциплин с юриспруденцией создают основания для вывода о фундаментальном уровне знаний в философии, социологии и т. п. Юриспруденция по отношению к названным и др. наукам является специализированной областью знаний об объекте, относительно самостоятельном и автономном в системе взаимодействий и обусловленностей. Она познает специфические закономерности и отдельные стороны государственно-правовой жизни. Юриспруденция, будучи наукой автономной, закладывает в фундамент специальных знаний принципы и категории отдельной философской системы, исходные знания, которые конкретизуются в этой конкретной науке. Одновременно юридическая наука поставляет философии специальные знания более высокого, чем в юриспруденции, уровня научных обобщений, в частности, в разработке идеальных моделей, форм, механизмов. Специальные знания для философии становятся эмпирическим материалом, который возвращается в конкретную науку уже в контексте философского осмысления. Философия для юриспруденции поэтому является фундаментальной наукой. Объекты первой и второй, конечно, не совпадают по масштабности и универсальности. В таком же плане можно давать сравнительную характеристику объектов социологических наук (социальная философия, социальная история, социология) и юридической науки. Если объектом социологии является общество в целом (структуры общества, институты, социальные процессы и др.), то юридическая наука изучает государство, право как социальные институты. Отметим, что объекты наук здесь соотносятся как целое и часть. Социология изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования общества в целом, его институтов, процессов и т. п. Государство и право как институты общества находятся в зоне действия таких закономерностей и являются поэтому составным компонентом объекта социологических наук. Юриспруденция обеспечивает научное освоение государства и права и государственно-правовой жизни, отдельных их сторон как явлений юридических. Конечно, юридическую науку интересуют и «внешнее» окружение, обусловленность государственно-правовых институтов, форм, механизмов. Однако здесь обнаруживается линия пересечения объектов социологических наук и юриспруденции, взаимовлияния первых и второй при сохранении автономности объектов научного познания с прямыми и обратными связями. Если социология поставляет юридической науке знания о закономерностях развития и функционирования общества в целом, формах и механизмах их действия, а также массовидный фактологический материал, то юриспруденция изучает трансформацию воздействующих социальных факторов в государственно-правовые институты и формы. Тем самым юридическая наука поставляет социологии знания для выработки новых социологических концепций в государственно-правовой действительности.

Вопрос 4.

Предмет правоведения – часть объективной  действительности государства и  права, изучаемая познающим субъектом.  
 
Выделяют уровни предмета правоведения:  
1. фундаментальный – закономерности развития государства и права, методология правоведения  
2. Институциональный  
3. Техника юриспруденции – применение знаний на практике  
 
Вопрос 5. 
Методологию правоведения можно определить как систему принципов, способов и средств, применение которых обеспечивает получение достоверного знания о государственно-правовых закономерностях.

Теологическая методология основана на теологическом мировоззрении, рассматривающая государство и право как продукт божественного разума и деяния Творца. Естественно-правовая методология. Она ориентирует на обнаружение и познание существа государства и права в их обусловленности природой человека. Определенное значение для методологических построений  имели историческо-правовые и психолого-индивидуалистические принципы, приемы и способы познания права, особенно социологическая юриспруденция.

 

Вопрос 6.

1) общенаучные - общие методы, выработанные общественными и естественными науками:

- материалистический подход - позволяет  проследить связь государства  и права с реальными процессами, выявить и исследовать их возможности  для упрочнения материальных  основ и увеличения экономического  потенциала общества;

- диалектический метод - учение  об общих закономерных связях  развития бытия и сознания;

- метод перехода от абстрактного  к конкретному и от конкретного  к абстрактному - например, процесс  познания формы государства переходит  от абстрактной формы государства  к его видам - форма правления  и форма государственного устройства, затем к их видам; 

- исторический метод - изучение  исторических традиций, социально-культурных  корней государства и права;

-системный метод - исследование  объекта как системы - упорядочивание  множества элементов.

2.) частнонаучные

• формально-юридический метод - исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников права, методы систематизации нормативного материала, правила юридической  техники, анализ форм государства, определение  и юр. оформление компетентности органов  государства. Т.е. он помогает описать, классифицировать, систематизировать  государственно-правовые явления, исследовать  их формы 

• метод государственного и правового  регулирования - суть - между различными государственно-правовыми явлениями  имеется определенное сходство, поэтому, зная свойство одного из них (модель) можно  судить о других.

• конкретно-социологический метод - помогает выявить степень эффективности  функционирования всех ветвей государственной  власти, правового регулирования, состояний  законности и правопорядка в государстве. Используется такие приемы: наблюдение, анкетирование, эксперимент.

спец методы:

1)сравнительно-правовой (сопоставление  различных гос и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними)

2)формально-юридический (основан на различных классификациях, формулировании юридич понятий и категорий, установлении приемов толкования норм права. Предполагает исследование  догмы права, означающ нормы права действующего права, рассматриваемые изолированно.)

 

Вопрос 7.

Теологические теории (Августина Блаженного, Фомы Аквинского) – одни из самых древних и одновременно «сквозных» теорий, которые, с одной стороны, государство и право оценивали как продукт творения сверхъестественных сил, тайну замысла которых постичь невозможно. С другой стороны, все стоящие у руля государственной власти искали опору и божественное обоснование земного государства и наличного правопорядка, допуская соперничество религиозной и светской властей, заканчивающееся всегда компромиссом. В этом русле выстраивается теория «двух мечей», увенчанная постулатом о приоритете духовной власти над светской, поскольку нет государства и власти «не от бога». Патриархальная теория, у истоков которой стоял Аристотель. Он считал, что человек – это существо политическое, он не может существовать вне форм организации жизни. Люди объединяются в патриархальные семьи, селения, полисы. Государство – это разросшаяся семья, а её власть становится продолжением и усовершенствованием власти отцовской, власти домохозяина. Договорная теория(Локк, Руссо, Радищев) Представлялось, что государство – это договорное объединение людей на началах справедливости. Представители данной теории считали, что государство произошло не по воле Бога, а в результате сознательной деятельности людей. Для гарантирования естественных прав и свобод либо для установления мира и благополучия люди заключают общественный договор. По этому договору учреждается государственная власть, охраняющая неотчуждаемые права человека: свободу, собственность, безопасность и т.д., а люди обязуются подчиняться созданной власти, передавая часть своей свободы и власти государству. Теория насилия исходит из того, что государство возникает в результате завоевания одного народа (территории) другим – А. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг, – а также удержания завоеванных территорий и народов, юридического закрепления власти завоевателей. Поэтому государство является силой, извне навязанной обществу, а не результатом внутреннего развития. Марксистско-ленинская теория происхождения государства и права жестко связывает этот процесс с появлением производящей экономики, классовой дифференциацией населения и системы эксплуатации одного класса другим, с необходимостью насильственного удерживания в повиновении эксплуатируемых классов. Государство является продуктом и проявлением непримиримости классовых противоречий.

Вопрос 8.

Государство возникает на определенной ступени развития человеческих сообществ, когда родоплеменной  строй с его коллективным укладом  хозяйства и общественным самоуправлением  перестает соответствовать потребностям развивающихся общественных отношений. К образованию государства приводят разнообразные экономические, природно-климатические, социальные, гуманитарные факторы. 
 
Главный из них - постепенный переход от присваивающего к производящему способу производства, так называемая неолитическая революция. Этот процесс связан прежде всего с появлением и развитием земледелия как основного источника существования. Далее следуют три крупные разделения труда: 
 
1) отделение скотоводства от земледелия; 
 
2) выделение ремесел (металлургия, ткачество, керамика, металлообработка) как самостоятельных видов производства; 
 
3) развитие товарообмена и возникновение купечества.

Обычай уступает место  целенаправленному нормотворчеству. Социальные нормы вырабатываются уже  не общим собранием рода, а родоплеменной  знатью. Добровольность подчинения сменяется  необходимостью навязывания властной воли, принуждением. 

Принято выделять несколько основных форм возникновения  государства.

1.  Афинская. Считается, что процесс возникновения государства в Афинах шел классическим путем. Этапами данного процесса являлись последовательные реформы: Тезея Солона, Клисфена. Главная идея реформы Тезея состояла в разделении всего населения на классы по роду их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким-нибудь видом ремесла (демиургов), а также благородных (эвпатридов). А также Тезей учредил в Афинах центральную власть. Реформа Солона была направлена на разделение всего общества по имущественному признаку (за основу был принят размер и доходность землевладения) на четыре класса. Согласно этому делению первые три класса обладали правом занимать управленческие должности в органах государственного управления, причем наиболее ответственные места занимали лица, относящиеся к первому классу. Четвертый класс имел право лишь выступать и голосовать на народном собрании. Реформа Клисфена состояла в разделении территории Аттики на 100 общин-округов (демов), каждая из которых была создана на принципе самоуправления, во главе нее стоял старейшина (демарх).

2. Древнеримская. Данная форма возникновения государства имела свои характерные особенности. Формирование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию.

3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения государства характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами). Для управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что ускорило возникновение государства.

4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ.

Вопрос 9.

Отличия гос-ва от соц. организации первобытно общинного строя: учреждение особой публичной власти; единая территория, разделение поданных гос-ва по территориальным единицам; взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата гос-ой власти.

Основные признаки гос-в: 1)гос-во представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. 2) Гос-во- особая организация политической власти, которая имеет спец. аппарат управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. 3) гос-во организует общественную жизнь на правовых началах. 4) Гос-во предоставляет собой суверенную организацию власти.

Вопрос 10.

Право возникает вместе с государством в результате действия тех же самых  закономерностей, обострения социальных противоречий более опасного, чем  прежде, свойства в силу возникновения  межклассовых, сословных, кастовых антагонизмов. Одновременно существовала потребность  в стабильности, предсказуемости, упорядоченности  социальных связей, противостоящих произволу  и действиям не по правилам. Условия  жизни вызывают необходимость появления  более мощного социального регулятора, чем обычаи, традиции и т.п. Право  поэтому возникает вместе с государством и параллельно с ним. В отличие  от социальных норм первобытного общества право санкционируется либо устанавливается  и обеспечивается государством, содержится в письменных источниках, признаваемых населением официальными. Правовые правила  поведения четко формируют субъективные права, юридические обязанности, запреты. В то же время юридические споры  начинает разрешать суд. Возникновение  права – общая закономерность. Однако пути ее реализации различны. Отсюда следует различие в формах права  и правовых системах в целом: обычное  право, законодательство, прецедентное право, религиозное право.

Вопрос 11.

Сущность государства - это главное  в государстве как социальном явлении: то кому принадлежит государственная  власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает. 

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"