Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 17:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к экзамену по ТГП.docx

— 60.48 Кб (Скачать файл)

Нормы права следует расценивать как  «рабочий инструмент», с помощью  которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод  права – произвол и беззаконие.

19.Понятие формы правления. Ее виды

Под формой правления понимается организация  верховной государственной власти, порядок образования ее органов  и их взаимоотношения с населением.

Такое понимание данной формы государства  позволяет дать ответы на ряд вопросов.

Во–первых, какой способ лежит в основе организации высших органов государственной власти. Истории известны два легитимных способа: наследование и выборы и один не легитимный – захват власти. Во – вторых, каким субъектом права (индивидуальным или коллективным) осуществляется верховная власть. В – третьих, какова структура высших органов государственной власти. В – четвертых, каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти. В – пятых, какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти. В – шестых, какова степень ответственности субъекта, наделенного верховной властью, перед населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики

3.Понятие и признаки государства

В современной  отечественной юридической литературе понятие государства определяется чаще всего через его признаки. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически  нет серьезных разногласий.

Несмотря  на разнообразие государств нынешнего  времени, как и существовавшие ранее, всем государствам присущи некоторые  общие признаки.

К признакам  государства принято относить:

1) наличие  публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом  управления и принуждения;

2) территориальная  организация населения;

3) государственный  суверенитет;

4) всеобъемлющий,  общеобязательный характер актов  государства;

5) наличие  государственной казны, что связанно  с существованием налогообложения  и взиманием налогов.

Названные признаки составляют политику – юридическую  характеристику государства.

С учетом перечисленных признаков государство  можно определить как властно  – политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающую  правовой порядок га определенной территории.

12.Политический режим: понятие, виды (тоталитарный, демократический, авторитарный)

Политический  режим – совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления  государственной власти. Если форма  правления показывает, кто парит  в государстве, то политический режим  – каким образом государственное  правление реализуется на практике. Главный критерий классификации  политических режимов – реальность прав и свобод человека в государстве.

Демократический режим – государственная власть выражает волю большинства населения  при обязательном признании и  защите прав меньшинств. Права и  свободы не только закреплены законом, но и реализуются на практике. Государство  не вмешивается в частную жизнь  граждан. Независимые СМИ, многопартийность, отсутствие единой официальной идеологии, легальная оппозиция действующей  власти, реальное разделение властей. Рыночная экономика, гарантия частной  собственности, свобода предпринимательской  деятельности.

Антидемократический режим – власть узкой правящей группировки или диктатора. Централизация  государственной власти. Ограничение  прав и свобод человека. Огосударствление институтов гражданского общества, тотальный  контроль государства за частной  жизнью, правовая регламентация общественных отношений, преследование оппозиций. Господство официальной идеологии, цензура, ограничивающая свободу слова  и СМИ. Репрессивные методы, насилие, принуждение. Планово-распределительная  экономика, базирующаяся на государственной  собственности, милитаризация, шовинизм (национализм).

Деспотический режим характеризуется жесткой, централизованной государственной  властью. Характерен для абсолютной монархии, а также для государств с азиатским способом производства. При деспотии осуществляется жестокое подавление всякой самостоятельности, недовольствия и даже несогласия, притом применяемые меры могут быть несоразмерно жестокими.

Тоталитарный  режим (в собственном значении слова) является, как правило, порождением XX века. Является крайней формой авторитарного  режима. Выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть. Характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, одной правящей партией (которая выступает как ведущая сила общества, которой приписываются все общественные достижения), срастающейся с государством в единый аппарат, монополией государства на информацию. В государственном управлении – крайний централизм, исполнение команд сверху. Центр - вождь. Разрастания исполнительных органов, бюрократии, огосударствление общества. Власть становится агрессивной как вовне, так и внутри страны. Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти. При этом государство берёт на себя заботу о каждом члене общества, что впоследствии порождает социальное иждивенчество и безынициативность. Социальная поддержка – люмпен-пролетариат (“равенство в нищете”). Одна из крайних форм тоталитаризма – фашизм, который характеризуется, прежде всего, националистической идеологией, представлениями о превосходстве одной нации над другими, крайней агрессивностью. Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях, когда нужно в сжатые сроки жесткими мерами восстанавливать народное хозяйство, наводить порядок. Тоталитаризм имеет определённые преимущества при управлении государством за счёт быстрых сроков принятия необходимых законов, упрощённых процедур, высокой концентрации общественных сил на поставленных задачах. Но такой строй неизбежно изживает сам себя, приводя общество в упадок.

Авторитарный  режим - основная позиция: реакционный  режим. Однако можно сказать, что  это – правовой режим, возникший  на основе традиций. Характеризуется  жёстким контролем в политической области, отсутствием разделения властей, но идеологическая и экономическая  сферы государством строго не контролируются. В его рамках может возникать  либеральный режим, который характеризуется  наличием легальной оппозиции, свободой слова, собраний. Существует мнение, что  либеральный режим не самостоятелен  и является переходной формой к демократическому режиму.

9 Понятие и элементы формы государства

 

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На  форму государства  могут оказывать  влияние следующие  факторы:

1) социально-экономические, культурные;

2) исторические, национальные и религиозные традиции;

3) природные и климатические условия;

4) расстановка политических сил и т. д.

Чтобы иметь более полное представление  о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его  структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства  определяет:

1) порядок формирования органов государственной власти;

2) структуру государственных органов;

3) особенность территориальной самостоятельности населения;

4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

5) специфику отношений государственных органов и населения;

6) приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского  государства.

Российская  Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской  формой правления.

В результате можно выделить характерные черты  государственного строя Российского государства:

1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская  Федерация является полупрезидентской республикой.

По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ; 2) равноправие субъектов Российской Федерации; 3) самоопределение народов, наций и национальностей; 4) государственная целостность; 5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.

Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.

11.Форма государственного устройства: понятие и виды

 

Формой  государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Признаки  унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.

В зависимости  от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);

2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;

3) смешанные;

4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.

Сложными  государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

Признаки  федерации:

1) наличие самостоятельности у субъектов государства;

2) союзное государство;

3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4) двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости  от принципа формирования субъектов  существуют следующие виды федераций:

1) национально-государственная;

2) административно-территориальная;

3) смешанная.

В зависимости  от юридической основы различают  федерации:

1) договорные;

2) конституционные.

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие  от федерации, конфедерацию характеризуют:

1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"