Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:59, шпаргалка

Краткое описание

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ

Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП (64 вопроса).docx

— 247.70 Кб (Скачать файл)

Этапы становления:

до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего права; источником права являлись обычаи, различные для каждого региона; 1066 - 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права, которое отправляли королевские суды; 1485 - 1832 гг. - нормы общего права отстают от реальной дейс-ти.; 1832 г. - наши дни - судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юр-ие дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справ-сти.

 

3. Семья религиозного  права (Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия).

Особенности:

1. главный творец права - Бог, а  не общество, не гос-во, юр. предписания  даны раз и навсегда;

2. источники права - религиозно-нравственные нормы и ценности из Корана, (у мусульман), либо в Ведах, законах Ману (у индусов);

3. тесное переплетение юр. положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в совокупности единые правила поведения;

4. особое место в системе источников  права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие  первоисточники и лежащие в  их основе конкретные решения;

5. отсутствует деление права  на частное и публичное;

6. НПА (закон-во) имеют вторичное  значение;

7.судебная практика не является  источником права; во многом основана  на идее обязанностей, а не  прав человека.

 

4. Семья обычного (традиционного) права (Мадагаскар, ряд стран Африки и Дальнего Востока).

Особенности:

1. доминирующее место в системе  источников права занимают обычаи  и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые  из поколения в поколение;

2. обычаи и традиции представляют  собой синтез юр-их, моральных, мифических  предписаний, сложившихся естественным  путем и признанных гос-ми;

3. обычаи и традиции регулируют  отношения в первую очередь  групп или сообществ, а не отдельных  индивидов;

4. нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение;

5. судебная практика (юр-ий прецедент) не выступает в качестве основного  источника права;

6. судебная власть руководствуется  идеей примирения, восстанавливая  согласие в общине и обеспечивая  ее сплоченность;

7. юр. доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

8. архаичность многих ее обычаев  и традиций.

11.ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ПРАВА: КРИТЕРИИ И ПУТИ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ

 

Эффективность права - результативность правового воздействия.

Характеризуется прежде всего отношением между фактическим результом действия юрид. норм и той соц-ой целью, для достижения которой эти нормы были изданы.

В целом оценка, социальной эффективности права исходит из характеристики права с "качественной" стороны. Т.е. эф-ть права выражается в том, в какой мере достигается стратегическая цель права как регулятора – обеспеч-ются организ-сть и порядок в общ-ой жизни. Общим показателем социальной эффективности права выступает - социальная результативность (состояние законности, уровень правопорядка)..Возможна количественная оценка, фактической эф-ти, которая выражается соотношением между фактически достигнутым, действ-ым результатом и непосредственной целью, для достижения кот-ой были приняты соотв-ие нормы. Цель правовых норм является эталоном оценки их эффективности. Для характеристики эффективности права с качественной стороны используют, другие критерии - обоснованность и целесообразность, полезность и экономичность.

Обоснованность и целесообразность - это усл-ия и треб-ия, осуществление кот-ых необходимо для того, чтобы нормы права достигали высокого полож-ого результата в процессе регулир-ия. Чем обоснованнее и целесооб-нее содержание прав-х норм, тем более они эффективны. Эта сторона оценки социальной эффек-ти касается прежде всего правотворчества - какова степень научной обоснованности норм, их соответствия потребностям общест-ого развития, своеврем-сть их издания; степень учета общ-ого мнения; учтены ли закон-ем все возможные последствия разрабатываемых норм.

Полезность и экономичность - это положительная эффективность (полезность) юр. норм, которая уточнена с учетом количества затраченной на всех стадиях механизма прав-го регулирования, материальных средств, челов-кой энергии, времени, и иных показателей. Данные, получаемые в результате изучения эффек-ти права, являются основой для его дальнейшего соверш-ния. По своему значению эти данные служат важнейшим каналом обратной связи между законод-вом и практикой его применения. Задача определения эффек-ти той или иной прав.нормы может быть решена еще на стадии ее разработки. Для этого нередко прибегают к ее опытной проверке, к постановке правового экспер-та. Его конечная цель заключается в выработке оптимального, наиболее эффективного варианта прав-го регул-ия.Проведение прав. Экспер-та предпол-т издание компет-ми органами эксперим-ных правовых норм. Их действие опробуется на экспер-ых объектах. Выделяют следующие приз-ки экспер-ной нормы: она во всех случаях имеет ограниченную сферу примен-я, является временной и носит поисковый характер. Применение правового эксперимента имеет определенные границы.Ни при каких условиях не могут быть допущены эксперименты, ограничивающие конституционные права и свободы граждан, попадающих в сферу опыта, отрицательно влияющие на их материальные, духовные и иные интересы.

 

12. СИСТЕМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ  И ЭЛЕМЕНТЫ

 

Право – это система общеобязательных норм, опирающихся на идеи справедливости и свободы, выраженных в признаваемых гос-вом источниках и являющихся критерием правомерно-дозволенного, запрещающего и предписанного поведения.

Сис-ма права – совок-ть общеобязат. норм, институтов, отраслей и подотраслей права.

Сис-ма права - это внутренняя стр-ра права, где отражаются связи между всеми ее составляющими эл-ми.

 

Признаки системы права:

    • складывается в соответствии с потребностями общественного развития,
    • состоит из норм, правовых институтов, (подотраслей) и отраслей,
    • характеризуется наличием прямых и обратный связей,
    • должна быть внутренне не противоречивой, согласованной. 

Структурные элементы системы права:

а) Норма права – обязат. правило поведения, выраж. в законах и иных офиц. источниках и выступающая в кач-ве регулятора обществ. отн-й

Признаки Нормы права:

    • общеобязательности (для любого)
    • формал. определенность (письм.)
    • связь с гос-вом (формирует законы, следит за их исполнением)
    • предварительно обязывающий хар-р (предоставляет права и этим же формирует обяз-ти)

б) Подотрасль – совок-ть прав. норм и родств. институтов внутри отрасли права. (можно не говорить) (Н-р: отрасль-УгП, подотрасль-военное УгП или подотрасль-иститут обязат. права (в ГП) объединяет институты цены, подряда, поставки)

в) Правовой институт - это обособленная внутри отрасли группа правовых норм, регулирующая однородные обществ. отн-ния (Н-р: институт отв-сти, гражд-ва)

г) Отрасль права – совок-ть прав. норм, институтов и подотраслей, регулирующих однородные обществ. отношения, присущим ей методом правового регулирования.

Отрасли м.б.: материального права и процессуального права

По сфере действия :

  1. Профилирующие (базовые) – регул-ют глав. прав. режимы

 Н-р: КонстП, УгП ГП, АдмП, УпП, ГпП, Адм-прП. Профилирующим отраслям соответствуют Конституция и отраслевые кодексы).

  1. Специальные - прав. режимы, приспособл. к особ. сферам жизни общ-ва

Н-р: ЗемП, СемП, ФинП, ТП, УИП, ТГП. Эти отрасли по объему регулирования гораздо уже. Это ставшие самост. бывшие подотрасли права. Все они регулируются кодексами).

3. Комплексные – соединение разл. отраслей права (экологическое, жилищное). Их хар-ет разнородность методов прав. регул-ния при наличии опред. предмета.

Н-р: МорскП= тамож+экон+Адм или ЭколП=УгП+АдмП+ГрП

 

Например:

Нормы права – трудовые

Институты труд. права – труд. договор, режим раб. времени, оплата труда, мат. отв-ть.

Отрасль права – трудовое право

 

Основные связи между отраслями права в РФ:

  1. Взаимосвязь КонстП и остал. Отраслей
  2. Взаимосвязь между отраслями част. и публич. права
  3. Взаимосвязь между публич (процесс.) и матер. отраслями права

Матер. Право опред. прав. статус субъектов правоотн-ний, устан. условия и основания возникновения процесс. отн-ний

  1. Взаимосвязь между УгП и иными отраслями (Н-р: с ТП, СемП, ГрП)

 

 

13. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ИХ СООТНОШЕНИЕ.

 

 

Статья закона – способ выражения нормы права, т.е. обязательного правила поведения, выраж. в законах и иных офиц. источниках и выступающего в кач-ве регулятора обществ. отн-й

Система права - это объективное правовое явление, она формируется на основе общих закономерностей обществ. жизни.

Система закон-ва - это совок-ть источников права, которые являются формой выражения правовых норм.

Закон-во и право имеют свою внутр. структуру, т.е. внутр. строение. Внутр. стр-ра сис-мы права не совпадает с внутр. стр-рой сис-мы закон-ва. Право не существует вне закон-ва

Сис-ма права- структура права

Сис-ма закон-ва – внутр. стр-ра закон-ва

1. Первичный  элемент – норма права

 

2. является содержанием

 

3. складывается объективно  в соотв. с отн-ями, которые складываются в обществе

 

4. Право первично

 

5. Горизонт. строение: только на отрасли и институты)

 

 

 

6. различаются и по объему.

содержится не только в форме законов, но и в юр. обычаях, нормат. договорах, судебных прецедентах

1. Первичный  элемент – НПА

 

2. является формой права

 

3.закон-во напротив субъективно и зависит от законодателя

 

4.закон произведен от  него 

 

5.Иерархическое строение.(Законы делятся на Фед. и местные) Отрасли же закон-ва, регулируя опред. сферы гос-ной жизни, выделяются только по предмету регул-ния и не имеют единого метода

 

6. Закон также включает иные чем право элементы. Это преамбулы, названия разделов, глав, статей.

 

7. не охватывает все  виды отн-й в общ-ве.




 

Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет разл. факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.

Основные виды отраслей закон-ва:

1) Отраслевое закон-во содержит нормы, которые регулируют качественно определенный вид обществ. отн-й, являющийся предметом одной отрасли права. Здесь отрасль закон-ва совпадает с отраслью права (например, земельное, семейное, уголовное закон-во). 

2) Внутриотраслевое закон-во выражает нормы подотрасли или института права, которые регулируют разновидность отраслевых общественных отношений (авторское закон-во в составе отрасли гражданского закон-ва; горное, водное, лесное закон-во как внутриотраслевые элементы земельного закон-ва; банк.закон-во в составе фин. закон-ва). 

3) Комплексное закон-во вкл. нормы неск. отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию обществ. отношения, составляющие относительно самост. сферу обществж жизни (хоз., транспортное, военное закон-во). Они регулируют не вид, а сферу обществ. отношений, где есть разные виды отношений.

 

14. НОРМЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ. ВИДЫ НОРМ ПРАВА

 

Норма права – обязат. правило поведения, выраж. в законах и иных офиц. источниках и выступающая в кач-ве регулятора обществ. отн-й

Признаки нормы права: 

1) общеобязательность (для любого);

2) формальная определенность (в пис. форме в офиц. документах);

3) связь  с гос-вом (формирует законы, следит за их исполнением);

4) предоставительно-обязывающий  характер (предоставляет права и этим же формирует обязанности);

Виды норм права:

1. По функциям права: 

а) регулятивные - устанавливают субъективные права и обяз-ти юр. лиц, условия их возникновения и действия (Н-р: заключение брака); - СК, ГК

б) охранительные - определяют условия применения к субъекту мер гос-го принуд. воздействия, хар-ра и содержание этих мер (клевета - лишение свободы или штраф). - УК

2. По отраслям: конституционное, гражданское, уголовное и др.

3. По форме предписания:

    1. обязывающие нормы - обязывают совершать какие-либо действия (платить за проезд);
    2. запрещающие - устанавливают запрет (убийство);
    3. управомачивающие (=дозволяющие) - представляют участникам правоотношений возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих потребностей (подать иск).

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"