Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

IPU_EKZAMEN.doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)

В связи с предложениями Пересветова  провести военную реформу следует  рассматривать и высказываемые  им идеи ограничения кабального холопства. Порабощение боярами холопов не только наносит ущерб материальному благосостоянию государства, но и ослабляет армию, основную массу которой составляют холопы. Не выступая против феодальной зависимости крестьян в целом, против крепостной зависимости крестьян, полученных дворянами за службу царю, он считает необходимым уничтожить “кабальные записи” холопов.

Антибоярская направленность программы  Пересветова отражала чаяния формирующегося дворянства, связывавшего свои надежды  с сильной царской властью. То, о чем писал Пересветов, во многом оказалось реализованным в реформах Ивана IV – поместной, приказной, финансовой, военной – и в Судебнике 1550 г. Совпали с политикой царя и наметки внешнеполитической программы Пересветова – завоевание Казани.

Произведения Пересветова  содержали программу укрепления и развития самодержавия. Некоторые его предложения были осуществлены много позже: так, военные реформы Ивана IV еще не ликвидировали систему местничества в армии и поместного ее обеспечения; применение постоянного войска широко распространилось только к началу XVIII в. – времени торжества абсолютизма. Некоторые предложения Пересветова не отвечали политике феодально-самодержавного государства. К ним относится, например, предложение об уничтожении холопства – холопами владели и бояре, и дворяне.

16. Политические идеи А. Курбского. Полемика с Иваном Грозным.

Андрей Михайлович Курбский (1528-1583гг.) - князь, потомок смоленско-ярославских  князей, происходит из древнего княжеского рода Рюриковичей, один из сподвижников Ивана 4, член Избранной рады, участвовал некоторое время в управлении государством. Командуя русской армией и потерпев поражение, он узнал о грозящей ему опале, и бежал в Литву. В своих 3-х письмах Ивану Грозному, написанных им в эмиграции, «Истории о великом князе московском», Курбский пытается оправдать свое бегство, ссылаясь на царские притеснения и казни бояр.

Он обвиняет Ивана 4 в том ,что  тот правит не по старине, что он жесток, несправедлив. Развивает теорию ограничения царской власти Боярским Советом. Выступает в защиту боярских прав, в т.ч. и так называемого «права отъезда» бояр, недовольных царем. Он называет «постыдным обычаем запирать царство русское и называть изменником всякого, кто отъехал в чужие земли».

Самодержавие царя и  его реформ Курбский отвергает, противопоставляет им идеального государя, правящего с Избранной Радой (как на первом этапе царствования И4), совещающегося с Думой и боярами, не посягающего на феодальные вольности и привилегии. Он утверждает, что нет государства, если не действует закон, правосудие, не соблюдаются старые обычаи.

Главная тема писем – это тирания  Ивана Грозного. Он обвиняет царя в  жестокости и видит причину всех зол в личностных качествах царя. Протест Курбского против укрепления самодержавия, стремление ограничить царскую власть аристократическим советом вызвало резкий отпор Ивана 4.

Главная идея писем Ивана Грозного заключается в утверждении необходимости  неограниченной царской власти. Обоснования  следующие:

1) Царь ведет родословную московских князей от кесаря Августа и его брата Прусса к Рюрику и киевским князьям, утверждая законность унаследованного от предков царства.

2) Теократическая теория богоустановленности царской власти. В письмах Курбскому он пишет, что «царская власть от бога и сопротивляться ей - божьему повелению сопротивление».

И. Грозный отвергает  коллективное начало в организации  верховной власти. Только Бог может  быть помощником царю в выполнении его миссии. Истинным государем является только тот монарх, который может указать на исконно древнее происхождение своей династии и полноту своей власти над подданными внутри государства. Безусловное право царя – право жизни или смерти подданных. Судить и наказывать царь может не только за дела, но и за помыслы.

Отношения государственной  власти с церковью: духовные лица не должны вмешиваться в светские дела. Четко ограничивает сферу действия церкви - только духовная область. Таким образом, царская власть не ограниченна никем и ничем. Иван Грозный настаивает на непосредственной связи царя с Богом, минуя церковь.

Переписка И.В. с Курбским – отражение острой идейной борьбы вокруг социальных и политических преобразований Ивана Грозного, а также лютых казней и злодеяний, совершенных по приказу царя.

17. Средневековые ереси в России(не нужен)

18. Учение Н.  Макиавелли о государстве и  политике.

Н. МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527). Труды - «Рассуждения на 1-ю декаду Тита Левия» и «Государь».

По его мнению, люди по природе  злы и склонны предаваться  дурным наклонностям при всяком удобном  случае. Правитель должен исходить из того, что люди неблагодарны, трусливы, падки на прибыль. Главное в достижении основной цели - общественное благо, для этого можно пойти на любые меры. Его идеал - республика в Риме.

«Рассуждения на 1-ю декаду Тита Ливия» начинаются с размышлений  о формах правления. Здесь он следует  Полибию. Наилучшее правление - смешанное (монархия+аристократия+демократия). Из чистых форм предпочитает демократию. Необходимое условие демократии - гражданская доблесть.

Аристократическое устройство - для небольших замкнутых государств, но не для государств, которые постоянно воюют, где необходима поддержка народа. Хорошим средством воздействия на народ считает религию. Религия может использоваться для воспитания рабской покорности и гражданской доблести.

В республике следует обуздывать сильных  личностей, не допускать их выдвижения - они опасность для народного правления. В республике необходима строгость нравов, считает необходимым учреждение цензоров, надзирающих за гражданами.

Для увеличения своего внешнего могущества у народа 3 пути:

1. Союз равносильных государств (хорош для обороны)

2. Главенство над союзниками (наиболее приемлемый)

3. Совершенное покорение других  народов (ненадежно, т.к. трудно  долго удерживать в подчинении).

"Государь" Макиавелли начал  писать не закончив 1-ю книгу.  Противоречия с первой книгой: выступает в пользу деспотизма. Он говорит, что развращенный народ спасет только монархия - это наиболее приемлемая форма.

«Главная основа всех государств - хорошие законы и войско» (не наемное, а свое). Одна из причин гибели Рима- использование наемников. Союзнические войска также опасны для государя, поэтому главная его забота должна быть устремлена на военное дело, и кто ей пренебрегает, тот рискует лишиться власти.

Гражданские средства укрепления государства

Кто поступает добродетельно, тот  обязательно будет обманут => правитель должен быть скуп, чем щедр / его должны больше бояться, чем любить. Слово надо держать, когда это выгодно. Государь должен сочетать в себе силу льва и хитрость лисицы. Для достижения своей цели он может прибегнуть ко лжи и вероломству, к жестокости.

Это сочинение было переведено на многие языки. «Макивеаллизм» теперь в  политике означает политику циничную, направленную на сохранение власти любой  ценой. Приверженцы Макиавелли считают, что политику вообще нельзя подвести под точку зрения безусловной направленности, т.к. цель в политике – общее благо, и эта цель нравственна. Для спасения же народа можно жертвовать иными, более важными нравственными соображениями. Макиавелли в холодных и жестких аксиомах лишь фиксирует современную ему эпоху, порядки Италии. Кончается «Государь» призывом к Медичи освободить Италию от варварства. До конца жизни он остается патриотом страны.

19. Учение Жана  Бодена о государстве и праве. 

Ж. БОДЕН (1530-1596). Юрист, политический деятель, избирался от третьего сословия в Генеральные Штаты. Он теоретик абсолютизма во Франции. Он творец государственного права. "6 книг о республике". Впервые установил понятие суверенитета как обязательного признака государства.

Государство - правое управление множеством семей, облеченное верховой властью.

1) Государство действует сообразно  со справедливостью, естественными  и божественными законами.

2) Семья - главная основа государства.  Домашняя власть похожа на  политическую, но управляет частным  достоянием, а политическая – общим. Но эта власть не должна поглощать семейного быта и частной собственности. Семейная власть должна быть едина и принадлежать мужу. Выступал против рабства.

3) Верховная власть - постоянная и абсолютная. Облеченное властью лицо может издавать любые законы, оно подчиняется закону божьему и естественному и стоит выше человеческих законов.

Устройство верховной власти (формы  правления):

1) Монархия

2) Аристократия

3) Демократия

Относительно извращенных форм, Боден отмечает, что это различные качества тех же форм власти, но отнюдь не самостоятельные. Отвергает он и смешанные формы, т.к. они проигрывают единству власти.

Боден считал, что монархия - лучшая форма. Другие формы правления могут существовать только в малых государствах. Монархия должна быть непременно наследственной и передаваться по праву первородства. Не допускается наследие престола женщиной, как противоречащее естественному закону. Не допускается и разделение государственной власти между нескольким наследниками. Власть монарха ограничена только божественным и естественным законом.

Для сохранения спокойствия в государстве, правитель должен стоять выше партийных  интересов, а этого можно достичь  только в монархии.

Боден высоко оценивает роль Генеральных  Штатов, которые представляют интересы всех трех сословий и сдерживают стремление верховной власти к произволу, предавая гласности злоупотребления. Особенно важна прерогатива Генеральных Штатов давать согласие на новые налоги, т.к. нельзя брать чужое имущество без согласия его владельца. Таким образом, Боден противоречит сам себе в этом вопросе.

Политические перемены в государстве не должны совершаться  разом. Из всех причин, ведущих к  переворотам, первое место Боден  отдает неравномерному распределению  богатства.

Рассматривает религию с точки зрения государства и государственной пользы. Он считал необходимым запретить всякие прения о религии, ибо они колеблят истину в умах, плодят раздоры. Государственная власть должна стоять выше различия вероисповеданий и держать между ними равновесие. Нельзя принуждать кого-либо к вере, т.е. Боден защищает свободу совести.

 «Теория климата и почвы». Плодородие влияет на различие в правах, т.к. обитатели бесплодных земель более предприимчивы, склонны к ремеслам и искусствам. Обитатели плодородных земель таких побуждений не имеют. Все это отражается на государственном устройстве: храбрые жители Севера и горцы не выносят иного правления, кроме народного или устанавливают выборные монархии. Изнеженные обитатели юга и равнин легко подчиняются власти единого правителя.

20. Политико-правовые  идеи Реформации (М. Лютер, Т.  Мюнцер).

16 век - начало мирового религиозного движения, охватившего ряд стран Западной Европы - Реформации. Первоначально деятели реформации хотели «очищения веры». Однако католическая церковь не хотела отдавать своих позиций. Поэтому задачи реформаторов изменились: они хотели изменений не только внутри, а уже и внешних, т.е. воздвигнуть новую церковь.

Возникла новая форма христианства - протестантство (избавление верующих от принудительного авторитета церкви, от всех церковных законов и обрядов; требовалась только лишь вера в Христа).

Чтобы оставаться в рамках христианства, новая церковь должна иметь общий  фундамент, т.е. признанное всеми учение. Протестантство объявило Священное  Писание не подлежащим критике. Со временем сам протестантизм стал на место католической церкви.

Протестантизм возвысил знание человека, провозгласив принцип индивидуальной свободы. Свобода совести, мысли  и слова именно в протестантских странах получили первоначальное распространение.

Ведомство церкви ограничивалось одним  лишь поучением и нравственной дисциплиной. Всякие вмешательства в светские дела признавались незаконными.

Протестантизм распался на множество направлений:

- лютеранство

- кальвинистскую церковь

- англиканскую церковь

- секту анабаптистов

Основатель немецкого  протестантизма был Мартин Лютер - настоятель городской церкви в Виттенберге. В 1517г. на воротах Виттенбергской церкви прибили «95 тезисов против учения об отпущении грехов». В них Лютер разъяснял, что подлинное покаяние не может быть актом купли-продажи. В 1520 году Лютер публично сжег Папскую Буллу об отлучении его от католической церкви.

Основные реформаторские труды  были созданы в 1520 году в ответ  на буллу. Главные из них - тезис «Об оправдании веры». Осуждал исключительное право папства толковать Священное Писание, отвергал авторитет Папских декретов и посланий.

В сочинении 1520 года «О свободе  христианина» Лютер строит церковный  идеал. Церковная община должна иметь  демократическую основу и все  духовные лица должны назначаться и смещаться волею всей общины.

В 1523 году в работе «О светской власти» Лютер признает божественность этой власти и указывает, что она  мечом должна охранять существующие порядки. Он отрицает за народом право  на сопротивление власти.

Лютер отказывается от своей  демократической теории выбора священников  народом и признает князей главами  местной церковной юриспруденции  и управления. Он противник свободной  организации церковных общин. Требует  вмешательства государственной  власти в борьбу против богохульства.

МЮНЦЕР (1490-1525). Представлял плебейские направления. Первоначально был сторонником Лютера, но вскоре пришел к коммунистическим идеям. Его идея близка к атеизму, он не верил в ад, мучения грешников. Его сторонники жгли церкви, разрушали часовни.

Его реформация - преображение мира на началах справедливости и революционное  устранение всех безбожников. Социальная программа близка к коммунистической - установление такого строя, где нет  классовых различий, частной собственности и чуждой народу власти. Он хотел создать единую германскую республику.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"