Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

IPU_EKZAMEN.doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)

Большое внимание уделялось положению  купечества. Он предлагал царским  указом регламентировать порядок торговли, занятия ремеслом, определить цены на товар, строго контролировать исполнение царских указов. Купечество должно стать единственным торговым сословием. Торговля должна быть запрещена всем, кто не принадлежит к сословию купцов.

Посошков за сохранение крепостного  права, а именно за сохранение права купца иметь крепостных крестьян, насильное принуждение к труду здоровых нищих. Посошков все возлагал на царские указы и предлагал сочинить правосудную книгу с подлинным рассуждением на всякие дела. Подготовку уложения нужно поручить собранию представителей всех сословий и чинов (по 2-3). В проект должен собрать старые и новые указы. По категории дел, не содержащих указов, должна быть учтена практика решения таких дел. Подготовка проекта должна быть передана на обсуждение всех сословий. Порядок принятия уложения ничем не ограничивается.

Важное место  в системе правопорядка должен занять суд. Одной из причин отсталости страны он признает взяточничество, волокиту. Для наведен правопорядка в правосудии - жесткие санкции (штраф, наказание на козле, смерть). Реформа суда предполагает изменение его состава. Реформа суда должна сделать его доступным всему сословию. Больше внимания уделяется такой гарантии правопорядка, как обучение грамоте. Предлагается принудить обучение детей крестьян грамоте. Совершенствование права и его гарантий считал основной частью государственной политики.

После издания данной книги он был арестован и помещен в Петропавловскую крепость, где скончался.

32. Учение о  государстве и праве С. Пуфендорфа.

ПУФЕНДОРФ (1632-94) "Общий обзор элементарных начал юриспруденции". Государство: он более следовал Гоббсу: человек - существо эгоистичное и свою пользу любит более всего, общественный договор заключается из соображений общей пользы и безопасности. Основной закон – человек, насколько это от него зависит, должен жить и оставаться в отношениях дружбы и мирного общежития, согласно с природой и целью человеческого рода, все, что способствует этому - является предписанием естественного закона. Бог создал человека, дал ему возможность понимать естественные законы => человек должен соблюдать их.

Государство образуется в  результате договора:

1. Люди объединяются в единый союз, для которого необходимо согласование всех и каждого

2. Устанавливаются определенные образы правления и здесь требуется решение большинства

3. Договор на счет назначения лиц, которым вверяется верховная власть

Верховная власть едина, но это не мешает ей иметь различные  отрасли соответствующие разнообразию ее задач: право войны и мира, право  законодательствовать, налагать подати.

Политические формы: монархия, аристократия, демократия.

Помимо единичных форм, выделяют системы, состоящие из самостоятельных  держав, связанных постоянным договором (конфедерации) чтобы они имели  следующие факторы:

1. иметь одинаковое устройство,

2. почти равные силы,

3. из союза должна вытекать одинаковая для всех польза.

В зависимости от этого - правильные и неправильные системы.

"О состоянии Германской империи". Германия - неправильна, она не  может быть подведена ни к  одной из установленных Аристотелем форм, она не может считаться союзной системой => уродливое политическое тело. Все беды от плохо организованной монархии и плохо устроенной системы => противоположные интересы главы государства и членов Германского союза (одни хотят чистой монархии, а другие - сохранения своих прав) => распри у членов союза, усугубляют различия политическим устройством. Выход - следует ограничить права и интересы членов союза.

Главный признак власти - верховность, она не подлежит отчетности. Верховная  власть может принадлежать и одному правителю. Пуфендорф отвергал мнение о том, что верховность остается в народе. Народ повинуется правителю. Устанавливая правителя он может вручить ему власть под определенными условиями, которые обязан соблюдать государь. Власть монарха может быть ограничена и Советом Вельмож, с мнением которых он должен считаться при решении важных вопросов. Сопротивление власти непозволительно. Тиран государь не может быть низложен народом, т.к. он не может судить о действиях государя. Народ имеет право на сопротивление только если всем грозит гибель.

33. Учение о  государстве и праве X. Вольфа.

ВОЛЬФ (1679-54). Благодаря ему рационализм получил господство в науке, он был человеком, который сводил воедино фсф направления, но особым тружеником он не был. Он был учителем Ломоносова. Основной закон природы - делай все, что тебя совершенствует и избегай того, что тебя делает несовершенным. В совершенствовании состоит человеческое благо, т.к. счастье это созерцание совершенства, оно - конечная цель жизни.

Содержание закона - обязанности человека:

1. Обязанности к себе самому - совершенствование души, тела, обязанности труда, довольства своей судьбой.

2. Обязанности по отношению к  богу.

3. Обязанности по отношению к  ближнему - помогать другим в достижении  совершенства.

4. Обязанности, касающиеся собственности.

Нравственный идеал - общность имущества, это может быть при совершенстве всех людей, не все совершенны => общность на практике невозможна.

Учение о государстве: государство должно заставить человека иметь свои нравственные обязанности, с другой стороны должно устранять нарушение этих обязанностей.

1. Должно быть достаточно населения, если недостаточно, государство должно обеспечить раннее вступление в брак, нельзя позволять выезд из государства, необходимо делать так, чтобы было хорошо жить – государство должно обеспечить работу и определенную величину зарплаты, определенное количество людей в каждом ремесле, устранять все поводы праздного расточительства имущества. Из обязанности граждан стремиться к познанию - обязанность государства устраивать школ и академии, т.к. познание бога и поклонение ему - надежное побуждение к добродетели. Государство, должно заботится о религиозном воспитании народа: строить церкви и устраивать праздники, дни свободные от житейских забот.

2. Предупреждать и устранять взаимные обиды между людьми. Для предупреждения обмана в купле-продаже оно должно определять качество всех товаров, их цену, а если нарушение произошло, оно должно быть наказано.

Наказание – есть не только средство исправления преступлений, но и пример для остальных. Наказание в отдалении от дома не может сделать человека добродетельнее, но может удержать его от зла.

Вольф возлагал на государство обязанность  обеспечить каждому пищу и одежду в зависимости от своего состояния и общественного положения. Во имя нравственного совершенствования подданных рука правительства должна простираться на все и для личной инициативы не остается места.

Теория о построении полицейского государства, т.е. бдительного контроля государственной властью за жизнью подданных. Смешивает нравственные цели жизни с политическими задачами государственной деятельности, он требует чтобы государство следило за добродетельностью подданных и за исполнением ими своих обязанностей. Он не оставлял неприкосновенной ни одной области частных отношений, везде государственный надзор. Эту систему Вольф распространял на все формы правления, он теоретик полицейского государства.

34. Государственно-правовые  воззрения Вольтера.

Вольтер - общепризнанный лидер французского просвещения, писатель и философ, настоящее имя Франсуа Аруэ. В историю общественной мысли вошел как обличитель католической церкви, религиозного фанатизма. Мировоззрение окончательно сложилось в Англии, где он был в изгнании. По возвращении им написаны «Философские письма» (другое название - «Письма об англичанах»), где пропагандировал передовые английские учения, которые он в последствии развил.

Он был сторонником философии  деизма: «христианство и разум  не могут существовать одновременно». Просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях, вера в бога существует только для того, чтобы внушать не просвещенному нравственный образ поведения. Отсюда известное изречение «Если бога не было, то его надо придумать».

Усвоив принципы деизма, он превратил их в орудие против католических реакцией. Лозунг против католической церкви: «Раздавить гадину!». Критику феодальных порядков он проводил с помощью рационализма. Он считал, что на смену деспотичному правлению придет царство разума и свободы, где человеку будет предоставлено естественные права (неприкосновенность, частная собственность, свобода печати, совести). Под свободой понималось устранение феодальных пережитков сковывавших творческую инициативу человека, его частную предпринимательскую деятельность. Он сводил свободу к независимости от произвола. Свобода состояла в том, чтобы зависеть только от закона. Программа отмены крепостного права предусматривала освобождение крепостных от церкви и государства. Что касается помещичьих крестьян, то их надо освободить с согласия помещиков и за выкуп, т.е. проявлялся компромисс с дворянством.

Политическую организацию  будущего «царства разума» он не стремился  определить во всех подробностях. Он сосредоточил внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти. Ясно только одно: что управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство, он отвергал равенство социальное и политическое.

Теоретически отдавая  предпочтение республике, но считал, что  она мало применима на практике. Образцом государственного учреждения считал парламентские учреждения в Англии. Политический идеал в последней работе – разделение властей. Грядущие преобразования связывал с развитием знаний и культуры, что приведет правительство к реформе. Исторически место Вольтера как мыслителя определяется тем, что он наметил программу просвещения, поставил ряд фундаментальных проблем и заложил основы просветительской критики религии. По своему значению его идеи имели революционный характер.

35. Учение Монтескье о государстве и праве.

МОНТЕСКЬЁ (1689-55). Родоначальник либерализма, крупный исследователь в области  вопросов фсф истории и права. Произведение "О духе законов"(1748г.). Первым указал на отношение властей  друг к другу, сдерживание и уравновешение их для обеспечения политической стабильности.

В сочинении он исходит из того, законы каждого государства будут  приспособлены к тому народу, для  которого издаются. Законы должны соответствовать  климату, физическим свойствам, качеству почвы, положению и величине территории, образу жизни населения, религии народа, его богатству, нравам, привычкам.

Законы определяются также формой государства. Монтескьё выделяет три типа вместо традиционных двух:

1. Монархия

2. Республика (аристократия/демократия)

3. Деспотия

Каждая из этих форм правления имеет  свою природу, из которых вытекают основные законы государства.

Монархия - правит лицо, ограниченное и руководствующееся основными законами. Ограничение состоит в существовании посредствующих властей между монархией и народом из привилегированных сословий (дворянство) и самостоятельных корпораций (парламент).

Природа демократической республики в том, что верховенство предоставляется народу, который является одновременно правителем и подданным. Законы должны определять состав и способы действия Народного Собрания, способы подачи голосов.

В аристократической республике верховная власть у ограниченного круга лиц; полезны учреждения, гарантирующие участие народа в управлении. Народ нуждается в руководстве со стороны образованных классов.

Деспотия – произвол одного лица.

Образ правления связан с нравственным мировоззрением народа. В демократии – гражданская доблесть. В аристократической  республике - умерение личных стремлений, чтобы злоупотребления правящих не выводили народ из терпения. В монархии – честь, в деспотии - страх.

Республике опасность грозит с  двух сторон: если она мала, то это  внешние силы, а если велика - она уничтожается внутренней порчей. Избежать этого можно союзным устройством. Монтескьё показывает преимущества союзного государства перед союзом государств, т.е. федерации перед конфедерацией.

Учение о разделении властей Монтескьё взял у Локка, модернизировал. Разделяет на законодательную, судебную и исполнительную.

Законодательная власть принадлежит народу, т.к. в большинстве государств собрать всех невозможно, нужно чтобы избирались представители, на которых возлагается составление законов и их исполнение.

Исполнительная власть - у монарха, т.к. исполнение лучше, когда 1 лицо. Исполнение требует единства воли и оперативности, но оно должно быть поручено лицу, независимому от законодательного собрания.

Судебная власть должна быть обособленной от других властей. Она не должна быть постоянной и должна избираться из народа на определенный срок.

Духом законодателя должен быть дух умеренности – вот основная идея произведения. Излишки сосредоточения власти у одного лица или собрания - вредно для государства и угроза для политической и личной свободы.

Эта теория конституционной монархии была признана аксиомой и была применена на практике во Франции.

36. Государственно-правовое  учение Руссо. 

Первое сочинение - "Рассуждение о науках и искусствах" 1750 г. Ссылаясь на древних, показывает, что народ играл роль, которая сохраняет в себе первобытную чистоту. Просвещение вредно, культура есть ложь и преступление.

"Рассуждения о происхождении  и основах неравенства между  людьми" (1754 г.) - необходимо представлять человека в естественном состоянии. Первоначально люди жили разобщенно. С полной свободой соединяется совершенное равенство. Человек мог оставаться в таком состоянии всегда, но препятствия возбудили деятельность мысли - изобретаются орудия труда, способ возделывания земли => возникла собственность - все бедствия человеческого рода. Таково было происхождение общества и законов. Искал идеал в диком состоянии, где он видел равенство.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"