Эволюция теории государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:55, лекция

Краткое описание

2.1. Происхождение государственного управления и особенности эволюции.
2.2. Эволюция теории государственного управления.
2.3. Эволюция теории государственного управления Российского государства.
2.4. Современные теории государственного управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция № 3 Теория гос. управления.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Лекция 3. Эволюция теории государственного управления

Учебные вопросы:

 

2.1. Происхождение государственного управления и особенности эволюции.

2.2. Эволюция теории государственного управления.

2.3. Эволюция теории государственного управления Российского государства.

2.4. Современные теории государственного управления.

 

Цели  лекции:

 

1. Дать происхождение государственного управления и особенности его исторической эволюции;

2. Дать эволюцию теории государственного управления;

3. Дать понимание особенностей эволюции теории государственного управления Российского государства;

4. Дать современные теории государственного управления.

 

Основные понятия:

 

Государство, гражданское общество, государственное управление, монархия, республика, деспотия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия, суверенитет, правовая власть, самоуправление, прямая демократия, представительная демократия, принципы государственной политики.

 

Литература:

 

1. Атаманчук  Г.В. Теория государственного  управления: учебник. – М.: Издательство «Омега Л», 1910.

2. Шамхалов Ф.И. Теория  государственного управления: монография  – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2002.

 

Первый  учебный вопрос

 

Происхождение государственного управления и особенности  эволюции.

 

Как известно, понятие «управление» предполагает воздействие субъекта управления на объект управления с целью достижения той или иной цели через навязывание ему своей воли. В ходе исторической эволюции института управления сформировалось шесть его видов, которые во многом соотносятся между собой.

1. Государственное управление, субъектом которого является государство, т. е. триада: территория – население – власть. В основе управления здесь находится целостность, суверенитет, безопасность, упорядоченность и развитие общества в историческом масштабе времени.

2. Местное самоуправление как низовой подвид государственного управления, субъектом которого выступают жители поселений и административных территорий, а целью служат проблемы комплексного обустройства местожительства людей. Оба вида совместно управляют комплексным развитием процессов на территории, что и сближает эти виды между собой.

3. Менеджмент, который представляет собой управление собственностью со стороны собственника (хозяина, владельца). В данном случае имеется в виду собственность как общественное отношение, в котором задействованы люди со своими интересами, а не простое пользование вещами, имуществом, услугами и т. д. Собственность может быть государственной, частной, долевой, общей, акционерной, коллективной, народной, муниципальной и т. д. Управлять многими видами собственности призваны по поручению или доверию менеджеры – наемные управленцы. Главная цель управления собственностью – это или прирост собственности в виде дохода, прибыли, ренты, или ее сохранения в неизменном виде.

4. Общественное управление, где субъектом являются институализированные, т. е юридически оформленные через законы и уставы, общественные объединения.

5. Групповая (коллективная) саморегуляция, субъектом, которого выступают группы людей, которые по собственному усмотрению и в тоже время с учетом интересов других групп людей, норм культуры и социального общежития управляют совместным поведением и деятельностью.

6. Целесообразное поведение или действие отдельного человека, когда он ставит перед собой определенные цели, для достижения которых он использует свою волю, знания, силы, время.

При этом все  виды управления функционируют в  определенных рамках:

  • подлежат конституционному или иному правовому регулированию, которое устанавливает тесную связь государственного управления с другими видами управления;
  • взаимосвязаны между собой, дополняют, заменяют, усиливают или ослабляют, контролируют друг друга;
  • в каждый исторический момент обладают своим уровнем развития, в котором выражается их способность управлять соответствующими объектами управления.

Главенствующее место в системе видов управления, естественно, занимает государственное управление. Государство как общественный институт, выполняет множество функций по управлению обществом, имея для этого определенные полномочия и властные ресурсы. Исходя из этого факта, можно констатировать, что государственное управление имеет общую универсальность своих возможностей и полномочий. В связи с этим государственное управление имеет три свойства:

  • определяющее влияние на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект, т. е государство, что ведет к формированию всеобщей воли – власти;
  • специфическим свойством государственного управления является его распространенность на общество, даже за пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики;
  • государство, будучи сложной организацией по структуре и многогранности функций, выступая в качестве субъекта управления, придает государственному управлению свойство системности. В отличие от других видов управления государственное управление без этого свойства просто не может существовать.

Становление и развитие государственного управления имеет свою длительную предысторию. Основой возникновения государственного управления стало родовое и общинное самоуправление, которые строились на основе традиционного права. Базой экономической являлась родовая и общинная собственность. В первом случае, родовая собственность была безусловной на все средства производства и на все предметы потребления. Во втором случае, на территории, которые находились в коллективном пользовании общины. Идеологической основой выступал тотемизм, т. е. вера в родственную связь людей с каким-либо видом представителей животного мира.

Форма управления была демократичной. Господствовало братство, связанное узами кровного родства, общественное и экономическое равенство, охраняемое органами управления. Высшим органом управления являлось собрание всех взрослых членов рода: первоначально и мужчин и женщин с равным голосом, а затем только мужчин. На собрании избирали и смещали вождей родов и военачальников. Должность вождей не была наследственной, поэтому они не имели большой власти и не выделялись из массы сородичей. Постоянно действующим органом управления являлся Совет старейшин, в который входили руководители домохозяйств, члены рода или племени могли только предлагать свои решения, но последнее слово оставалось за Советом старейшин. За неподчинение установлением рода и Совета старейшин следовало наказание в виде смертной казни или изгнания из общины.

В эпоху распада  первобытнообщинного строя происходит изменение и в системе управления. Этому предшествовали изменения  в экономической, социальной и культурной сферах жизни человеческого общества. Во-первых, возник и быстро развился институт частной собственности как экономической основы будущего государства. Во-вторых, произошло отделение публичной власти от общества, так как возникла необходимость обособления организационно-управленческой деятельности от производственной. Регулярно создаваемый прибавочный продукт позволил высвободить лиц, выполняющих общественно полезные функции, от добывания пищи сперва частично, а затем полностью.

Первоначально в основе этого явления лежало стремление вознаградить их деятельность добровольно выделяемой частью прибавочного продукта. В дальнейшем у прослойки людей, выполняющие общественно полезные функции, стали выступать паразитические черты. Они распространили на членов своих семей освобождение от участия в производительном труде, добились закрепления своих имущественных притязаний путем получения права на преимущественную долю продуктов коллективного труда и имущества общины. Возникшая привилегированная прослойка общины стремится закрепить свое положение через наследственную власть. Так, вождь передавал накопленный организационно-управленческий своему сыну по наследству, закрепляя его статус руководителя общины.

Со временем особую роль приобретают вожди племен, которые сосредотачивали в своих руках гражданские, судебные, военные, нередко жреческие функции. На смену тотемизму пришел политеизм, в системе которого возникает институт бога-покровителя вождя и его семьи. Наличие богатств и присвоение значительной доли общественного продукта позволило вождям приступить к формированию дружины, выполнявшей одновременно роль и аппарата насилия, и аппарата управления. На базе традиций возникает право – совокупность установленных и обеспеченных принудительной силой норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Второй учебный вопрос

 

Эволюция теории государственного управления

 

Возникновение государства  в эпоху первых цивилизаций впервые поставило вопрос о теоретическом объяснении и сущности государственного управления. Возникло несколько школ теоретической мысли. Они сводятся примерно к пяти основным концепциям:

  • мифологической;
  • философско-этической;
  • религиозно-христианской;
  • социально-гражданской;
  • социально-экономической.

Мифологические взгляды  зарождаются на Древнем Востоке, где сложился азиатский способ производства. Первоначальная постановка проблемы государственного управления вызывалась вполне реальными причинами. Повышение культуры труда, выделение скотоводства и земледелия повлекло хозяйственную специализацию первобытных общин и племен. Это повышало производительность труда и обусловило появление продукта, который по мере развития общества составил основу богатства немногих. Дифференциация общества по имущественному признаку не могла не отразиться на общественной психологии, что выразилось в мечтаниях о якобы ушедшем «золотом веке» человечества, запечатленных в первых мифопоэтических произведениях.

Социальное неравенство  отразилось в религиозных ересях и первых теоретических концепциях, родиной которых стали Ближний  Восток и Китай. В первоначальных вариантах это были скорее эмоциональные оценки, выраженные преимущественно в форме устного народного творчества.

В первых рабовладельческих  государствах Древнего Востока (Египет, Персия, Индия, Китай) вопросы государственного управления длительное время рассматривались в плане конкретной деятельности правителей, в виде советов и рекомендаций, как надлежит действовать, чтобы укрепить власть и обеспечить процветание страны. Так, в поучениях гераклиопольского царя своему сыну (Египет, около XXII в. до н. э.) содержится наставление быть справедливым, поступать по закону, но вместе с тем оно изобилует призывами «подавлять толпу» и «возвышать вельмож», дающих законы. В соответствии с общими для стран Древнего Востока обожествлением царя, императора и т. д. государственное управление трактуется в этих странах, как выражение божественной воли.

В I тыс. до н. э. на Востоке появились и такие учения, которые в значительной мере строились на рационалистической аргументации и были связаны с принятием писаных законов правил управления, поведения граждан. В Персии следует отметить взгляды Заратустры (VII в. до н. э.), в которых отражены идеи борьбы двух начал – добра и зла., отсюда концепция доброго и злого правителя. К этому же периоду относится и принятие законов Хаммурапи. В Индии возникает идеология брахманизма, обосновывающая кастовый строй, нашедшая выражение в древнеиндийском памятники Веды. Законы Ману обосновывали деление индийского общества на варны (касты) и их неравенство.

В Древнем Китае большое  распространение получили взгляды Конфуция (VI –V в. до н. э.), изложенные в книге «Лунь юй» (Беседы и высказывания). Он обосновывает патриархально-патерналистскую концепцию государства: государство – большая семья, император – отец, сторонник не насильственных методов управления, равномерного распределения богатства. Император должен руководить народом на основе добродетели, а не закона, т. е. наказания: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то народ будет добрым» (Конфуций). Во II в. до н. э. конфуцианство становится официальной идеологией китайского государства.

С критикой конфуцианства  в V в. до н. э. выступил Лао-цзы – основоположник даосизма. Дао – независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественная закономерность. Даосисты заявили о договорном происхождении государства, т. системы государственного управления, но в своеобразной форме, что беспорядок прекращает и устанавливает порядок выбранный «сын неба» (император).

Впервые проблема государственного управления как теоретического знания была разработана в античном мире. Наибольший вклад в развитие теории государства и государственного управления внесли Платон и Аристотель.

Платон разработал концепцию  идеального государства, его социального  устройства, а также проанализировал несовершенные формы государственного устройства. По его мнению, управлять государством должны философы и только они. Философы отличаются от прочих людей стремлением к знанию, приоткрывающее им вечно сущее бытие. Имея подобных руководителей, идеальное государство должно обладать четырьмя главными добродетелями: мудростью, мужеством, рассудительностью, справедливостью. Философы управляют стражниками-войнами и работниками производительного труда.

Разработав теорию идеального государства, Платон проанализировал все существующие формы государства и государственного управления, разделив их на правильные и не правильные. К правильным формам он отнес монархию и аристократию, а к не правильным олигархию, тиранию, демократию. Управление людьми он называл искусством, которое основано на компетенции способных к этому людей. При этом управление должно строится на соблюдении законов.

Аристотель свою концепцию  происхождения государства и  сущности государственного управления строил на признании их как результата сознательной деятельности людей. Для него государство – это высшая форма общения, поэтому государство создают свободные люди.

Анализируя формы государства, особое внимание Аристотель уделял государственному управлению, которое он понимал как  власть. Он отмечал, «властвование и подчинение не только необходимы, но и полезны, и прямо от рождения некоторые существа различаются (в том отношении, что одни из них как бы предназначены к подчинению, другие – к властвованию). Существуют много разновидностей властвующих и подчиненных, однако, чем выше стоят подчиненные, тем совершенна власть над ними».

Информация о работе Эволюция теории государственного управления