Юридическая сила нормативных правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы .Вопрос о наивысшей юридической силе закона и об иерархии нормативно-правовых актов в целом является острейшей проблемой современного законодательства. Федеративное устройство российского государства требует слаженной системы законодательства, которая смогла бы обеспечить четкую иерархичность нормативно-правовых актов: превосходство федеральных – над актами субъектов федерации, а Конституции – над всеми действующими в стране нормативно-правовыми актами. Но, в настоящее время, к сожалению такого слаженного механизма не существует и в стране происходит так называемая «Война законов», которая приводит к изданию противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга и бездействуют. А ведь именно закон является главным ориентиром и регулятором общественных отношений, от системы законодательства зависит весь государственный механизм и жизнь общества.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Понятие нормативно-правовых актов и их структура
2. Действие нормативно-правовых актов
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

gioev_kursovaia_rabota.doc

— 491.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Владиккавказский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

тгп

Тема

Юридическая сила нормативных правовых актов

Фамилия студента

Гиоев 

Имя студента

Ацамаз

Отчество студента

Хетагович

№ контракта

1320512400101010


 

Содержание

 

 

  Основные данные о работе

  Содержание

  Введение

  Основная часть

    1. Понятие нормативно-правовых актов  и их структура

    2. Действие нормативно-правовых  актов

  Заключение

  Глоссарий

  Список использованных источников

  Приложения

 

Введение

 

Актуальность темы .Вопрос о наивысшей юридической силе закона и об иерархии нормативно-правовых актов в целом является острейшей проблемой современного законодательства. Федеративное устройство российского государства требует слаженной системы законодательства, которая смогла бы обеспечить четкую иерархичность нормативно-правовых актов: превосходство федеральных – над актами субъектов федерации, а Конституции – над всеми действующими в стране нормативно-правовыми актами. Но, в настоящее время, к сожалению такого слаженного механизма не существует и в стране происходит так называемая «Война законов», которая приводит к изданию противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга и бездействуют. А ведь именно закон является главным ориентиром и регулятором общественных отношений, от системы законодательства зависит весь государственный механизм и жизнь общества. А в идеале законотворчество должно обеспечивать условия, при которых отсутствуют как пробелы в праве, так и излишняя зарегламентированность общественных отношений. И к этой «золотой середине» необходимо стремиться российскому государству в настоящее время.

  На мой взгляд, вопрос «Нормативно-правовые  акты: понятие и виды» является одним из самых интересных, представленных на рассмотрение.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что нормативно-правовой акт - один из важнейших источников права в современных государствах.

  Нормативно-правовые акты издаются  компетентными органами, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Кроме того, нормативно- правовой акт имеет строго определенные внешние реквизиты, которые позволяют относить его к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а так же определить, когда и кем он был принят, когда вступил в действие, подписан и т.д.

  В нормативно-правовых актах содержатся  только нормы права, обладающие  государственной обязательностью. Именно с помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.

  Кроме того, нормативно-правовые  акты составляют строго иерархическую  систему, которая отражает систему  государственных органов. Нормативные  акты иерархически высших органов  власти имеют высшую юридическую силу по отношению к актам нижестоящих органов.

Совокупность нормативных актов в целом составляет систему законодательства в широком смысле, а в узком смысле этого слова - только система законов.

По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты.

Цель моей курсовой работы состоит в анализе нормативно-правовых актов и их видов.

Итак, основные задачи:

?Рассмотреть  понятие и признаки нормативно-правовых  актов, их классификацию

?Изучить нормативно-правовые акты Российской Федерации, пределы их действия

?Рассмотреть  систематизацию нормативно-правовых  актов в РФ

?Изучить  практику проблемы реализации  нормативно-правовых актов в РФ.

  

 

Основная часть

1 Понятие нормативно-правовых актов и их структура

 

Государственное право регулирует порядок избрания высших и местных органов власти, закрепляет структуру, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и самоуправления, их взаимоотношения между собой. Источниками государственного права являются: Конституция, конституционные законы, иные нормативно-правовые акты, которые содержат государственно-правовые нормы или регулируют государственно-правовые отношения (декларации о правах и свободах граждан; законы о выборах, референдуме, органах государственной власти и управления и т.п.).Нормативный правовой акт - акт правотворчества, содержащий юридические нормы, направленный на установление, изменение или отмену нормы права.

Нормативные правовые акты обладают следующими признаками.

1. Официальный документ, обладающий  юридической силой и обязательный  для субъектов, которым адресован.

2. Содержит информацию о нормах  права.

3. Обладает соответствующей юридической  силой, зависящей от компетенции  правотворческого (государственного) органа, его принявшего.

4. В совокупности составляют единую  иерархическую систему, отражающую  структуру государственных органов.

5. Имеют общий характер; их следует  отличать от индивидуально-правовых  актов (правоприменительных), содержащих  индивидуальные предписания по конкретным вопросам, обращенные к конкретным адресатам, а также актов толкования права, разъясняющих действующие правовые нормы.

Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативный правовой акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом власти или путем референдума, регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и обладающий высшей юридической силой.

Подзаконные акты не должны противоречить законам; и должны издаваться в соответствии с законами.

По юридической силе выделяют:

Конституция РФ - Основной закон;

Федеральные конституционные законы - законы, прямо указанные в Конституции РФ;

Федеральные (текущие) законы, основанные на Конституции РФ и на федеральных конституционных законах;

законы субъектов Федерации, принимаемые субъектами Федерации в пределах своих полномочий на основании Конституции РФ, федеральных договоров и договоров между Российской Федерацией и отдельными субъектами.

Подзаконные нормативные правовые акты обладают меньшей юридической силой; они не должны противоречить законам. Подзаконные нормативные правовые акты характеризуются иерархией государственных органов, их принявших.

Акты Президента РФ. Это указы и распоряжения; при этом указы занимают следующее после законов место, а распоряжения принимаются в основном по конкретным вопросам. Указы могут быть как нормативными, так и индивидуальными (правоприменительными).

Акты Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть нормативными и индивидуальными (смешанными), или только правоприменительными (индивидуальными). Акты Правительства РФ могут быть приняты на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ. Акты Правительства могут быть отменены Президентом РФ.

Акты министерств, ведомств, государственных комитетов и государственных служб. Данные акты принимаются на основании и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и могут носить как внутриведомственный характер, так и распространяться на более широкий круг субъектов (например, акты Министерства РФ по налогам и сборам, акты Министерства внутренних дел РФ и др.).

Акты субъектов Федерации. Это законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными государственными органами субъектов Федерации. Законы, принимаемые субъектами Федерации по вопросам их исключительного ведения, приоритетны перед федеральными актами.

Акты органов местного самоуправления - это акты представительных органов, городов, районов, поселков, сел, а также акты глав их администраций. Кроме того, это акты, принимаемые путем референдума населением (района, города и т.п.) по вопросам местного значения. Акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции не могут быть отменены государственными органами или органами субъектов Федерации (обжалование только в судебном порядке).

Локальные акты. Нормативные правовые акты предприятий, организаций и учреждений, регулирующие вопросы внутренней жизни (уставы, трудовые договоры, правила внутреннего распорядка и т.п.). При этом в одних случаях федеральным законодательством устанавливается для предприятия или организации обязательность наличия того или иного локального акта, а подзаконными нормативными правовыми актами уточняется их разработка и применение, в других - такое прямое указание в нормативном правовом акте отсутствует.

Список вышеуказанных актов не является исчерпывающим. Так, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью правовой системы РФ.

Продолжают действовать нормативные правовые акты СССР, не противоречащие Конституции Российской Федерации.

Правовой акт-документ - это выражающее волю субъекта права и оформленное в установленном порядке решение, содержащее правовые средства (предписания), призванное достигать соответствующих целей (регулировать общественные отношения) и влекущее к определенным результатам (юридическим последствиям).Нормативный правовой акт - установленный государством акт, содержащий общие правила поведения (норма права). Данная форма права известна всем обществам. По юридической силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ дает следующее определение нормативного правового акта - "изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом"

Существуют и другие трактовки определений термина "нормативный правовой акт" различных видов. Нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус организации - это "типовые примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции" <*>.

--------------------------------

<*> См.: п. 12 Разъяснений о применении  Правил подготовки нормативных  правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217. (Печатается по тексту решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2004 г. Дело N 7448/04 // Российская газета. 2004. 30 декабря.)

Нормативный правовой акт, имеющий межведомственный характер - это "акты, содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт" <*>.

--------------------------------

<*> См.: п. 12 Разъяснений о применении  Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217. (Печатается по тексту решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2004 г. Дело N 7448/04 // Российская газета. 2004. 30 декабря.)

Историческую эволюцию закона целесообразно рассматривать как один из аспектов эволюции права в целом. Идея верховенства права исторически значительно старше идеи верховенства закона (как и самого закона). Выделяют две тенденции развития права и закона - европейскую и восточную. Восток в данном случае - понятие цивилизационное, а не географическое. Речь идет о странах, которые (исключая Африку южнее Сахары) относятся к неевропейской, восточной цивилизации <*>. В рамках каждой из них существуют свои разновидности верховенства права (и закона): в Европе - англосаксонская и романо-германская, на Востоке - индусская, исламская и т.д. Так, если в Европе еще в древности складывается светская концепция закона, то на Востоке до прихода европейцев понятие закона либо отсутствует (обычное право, индуизм), либо имеет иной смысл, нежели в европейском праве. Здесь сам характер правопонимания обусловил верховенство права по отношению к обществу и государству.

--------------------------------

<*> См.: Васильев Л.С. История религий  Востока. М., 1983.

Исламский фикх и индусская драхма представляют собой не подлежащую обсуждению модель справедливости, в соответствии с которой может строиться поведение каждого члена общины во все времена. Эта концепция верно отражает соотношения права и общества в классическом исламе и индуизме. Потому не столь далек от истины арабский автор Г.М. Бадр, утверждающий, что мусульманское общество было основано на господстве права задолго до того, как эта идея стала краеугольным камнем западных обществ.

Такое верховенство права складывается независимо от того, существует ли в традиционной правовой системе концепция закона. Например, вначале право (божественный закон) предшествует обществу и государству и выступает в качестве их первоосновы. Потому в идеале и то и другое должно соответствовать праву.

В данном случае качество закона как особый порядок его принятия здесь отсутствует. Напротив, процесс создания закона окутан таинственностью и мистификацией. Священные нормы шариата в исламе есть откровения Бога, "услышанные" его пророком Мухаммедом и изложенные в Коране. Законодательная власть принадлежит лишь Богу и пророку Мухаммеду как прямому выразителю божественного закона.

Информация о работе Юридическая сила нормативных правовых актов