Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 22:34, курсовая работа
Актуальность темы .Вопрос о наивысшей юридической силе закона и об иерархии нормативно-правовых актов в целом является острейшей проблемой современного законодательства. Федеративное устройство российского государства требует слаженной системы законодательства, которая смогла бы обеспечить четкую иерархичность нормативно-правовых актов: превосходство федеральных – над актами субъектов федерации, а Конституции – над всеми действующими в стране нормативно-правовыми актами. Но, в настоящее время, к сожалению такого слаженного механизма не существует и в стране происходит так называемая «Война законов», которая приводит к изданию противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга и бездействуют. А ведь именно закон является главным ориентиром и регулятором общественных отношений, от системы законодательства зависит весь государственный механизм и жизнь общества.
Введение
Основная часть
1. Понятие нормативно-правовых актов и их структура
2. Действие нормативно-правовых актов
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Обычай как источник права. Подход к понятиям «обычай» и «обычное право» в различных научных школах неоднозначен. В отечественном дореволюционном и современном западном правоведении эти понятия вообще не разграничивались. Так, русский историк и правовед В.М. Хвостов в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике. Другими словами, по В.М. Хвостову, обычай суть юридическая норма, подкрепленная давностью применения.
Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший раньше, чем общество конституировалось в политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.
Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай – неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина того заключается в многочисленности культур, населяющих тот или иной регион.
Обычай, санкционированный государством, – весьма редко встречающаяся форма права.
В ст. 5 Гражданского кодекса установлено новое понятие – «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы они в каком-либо документе или нет. В настоящее время сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками, но думается, что дальнейшее развитие рыночных отношений потребует более детального регулирования сложившихся в этой сфере обычаев. По такому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового (примерного) договора.
Итак, цель моей курсовой работы состояла в анализе нормативно – правовых актов и их видов.
В ходе данной
а) Нормативно – правовой акт – один из важнейших источников права в современном государстве. В нем выражается большинство правовых норм, регулирующих наиболее важные, с точки зрения интересов личности, общественные отношения.
В результате проведенного
б) По основным субъектам государственной власти нормативные акты можно подразделить на законы и подзаконные акты.
Закон – это нормативно –
правовой акт, принимаемый высшим
представительным органом
Подзаконным нормативно –
в) Законы классифицируют по субъектам, их принимающим, по юридической силе, и по отраслям права.
Действие нормативно –
г) Систематизация нормативно – правовых актов – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. Выделяют формы систематизации: учет, инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.
д.) Так же, в ходе проведения анализа мной была рассмотрена проблема реализации нормативно – правовых актов.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Закон - |
юридический акт: - принятый высшим - регулирующий наиболее важные общественные отношения; - обладающий наибольшей
юридической силой по По значимости содержащихся в законе норм они делятся на: - конституционные; - органические; - обыкновенные, которые в свою очередь подразделяются на кодификационные и текущие законы; + чрезвычайные законы. |
2 |
Аброгация - |
отмена устаревшего закона новым законом. Различают: - собственно аброгацию - полную замену старого закона новым; - дерогацию - частичную отмену старого закона; - оброгацию - внесение необходимых изменений в старый закон; и - суброгацию - дополнение старого закона. |
3 |
Гибкая конституция - |
конституция, которая может быть изменена путем принятия обычного закона. |
4 |
Государственный контроль - |
форма осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативных актов, издаваемых органами государства. |
5 |
Действие закона - |
обязательность исполнения закона: - в течение определенного времени; - на определенной территории; и - в отношении конкретного круга лиц, организаций и иных субъектов права. |
6 |
Делегированное законодательство - |
в ряде стран - издание правительством по уполномочию парламента нормативных актов фактически обладающих силой закона. |
7 |
Дипломатика - |
историческая дисциплина, изучающая форму и содержание правовых актов. |
8 |
Жесткая конституция - |
конституция, которая может быть изменена только путем специальной усложненной процедуры. |
9 |
Закон "ex post facto" - |
в праве - принцип, согласно которому закон может быть применен к отношениям, принятым до его применения, если об этом прямо указано в самом законе. |
10 |
Закон-рамка - |
в ряде стран - собая форма законодательных актов, принимаемых парламентом и устанавливающих только общие принципы регулирования определенной сферы. При этом более подробное регулирование осуществляется актами регламентарной власти. |
1 |
Конституция Российской Федерации [Текст]. – М. : Норма, 2008. |
2 |
Бабаев В.К.Теория государства и права. Учебное пособие. - М.:Юрист,-2002-592с. |
3 |
Лазарев В.В.Общая теория права и государства. Курс лекций. - М.:Юристъ,2002-576с. |
4 |
Кашанин Т.В.,Кашанин А.В. Основы российского права. Учебник. - М.:Издательская группа ИНФРА М-НОРМА,1997-624 с. |
5 |
Козлова Е.И.,Кутафин О.Е.Конституционное право России: Учебник. - М.:Юристъ,2003.-587 с. |
6 |
Малахов В.П.,Теория государства и права. - М.:Акадкмический проект,2002.-576с. |
7 |
Малько А.Е.Теория государства и права: Учебник -М.:Кнорус,2008-400 с |
8 |
Марченко М.Н.Теория государства и права: Учебник. - М: Зерцало,2009-848с. |
9 |
Матузов Н.И.Теория государства и права: Учебник. - М.:Юрист,2004-512с |
10 |
Сырых В.М.Теория государства и права: Учебник. - М.:Юридический Дом «Юстицинформ»,2004.-704с. |
11 |
Хропанюк В.Н.Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.:Интерстиль,-2001.-367с. |
А |
|
Информация о работе Юридическая сила нормативных правовых актов