Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 20:17, контрольная работа
Актуальность тематики работы обусловлена тем фактом, что барьеры входа на рынок и выхода из него являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Их наличие зачастую не позволяет, а иногда делает просто невозможным появление новых фирм на рынке. С другой стороны, благодаря таким барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции. К таким же результатам приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками (например, производство товара требует узкоспециализированного оборудования, которое было бы нелегко реализовать в случае банкротства фирмы), следовательно, высок риск деятельности в отрасли, вероятность входа на рынок нового продавца относительно невысока.
Дерегулирование означает:
- переход от тарифов к ценам (свободный рынок), чтобы лучшие предприниматели могли получить большее вознаграждение;
- обеспечение свободы конкуренции, чтобы надежно сдерживать цены;
- переход от лицензирования к страхованию, чтобы убрать чиновничью коррупцию по допуску на рынок новых участников, шантаж по отношению к старым участникам и одновременно реально компенсировать потери потребителей в случае дефолта поставщика;
- переход от практики предписанных типов деятельности к практике добровольных контрактов, чтобы стимулировать появление новых продуктов (рынков);
- дебюрократизацию - уменьшение документооборота между бизнесами и государством, а также уменьшение числа государственных и уполномоченных государством проверочных инстанций.
Результатом дерегулирования служит освобождение от ошибок регулятора в перераспределении благ между людьми: исчезает фигура человека или определенной группы людей, которые выглядят как владельцы главного рубильника или главной газовой трубы, или телекоммуникационной линии. Исчезают люди, которые могут повлиять на цену и возможность любого контракта в дерегулированных отраслях.
Дерегулирование- это отдельный предмет, имеющий свою теорию, практику, достижения, изобретения, механизмы и т.д.
2.3. Задачи дерегулирования.
В частности, можно выделить следующие задачи дерегулирования:
1.Уничтожение остатков ценового регулирования - устранение специального регулирования "естественных монополий", прежде всего газовой, электрической, телекоммуникационной отраслей. Особым случаем "естественной монополии" может быть объявлена даже отраслевая биржа.
2.Уничтожение регуляторных барьеров для вхождения на рынок (в конечном итоге, все данные регуляторные барьеры сводятся к влиянию на цену продукции, понижающую привлекательность к входу на рынок новых производителей):
3.Лицензирование деятельности (включая излишние требования к производственному процессу типа экологических ограничений),
4.Антимонопольное законодательство против слияний и поглощений,
протекционизм.
5.Уменьшение доли экономики, "регулируемо" перераспределяемой через бюджет- уменьшение прямого и косвенного налогообложения, включая акцизы и пошлины;
6.Защита прав собственности от поползновений эгалитаристов (например, чтобы миноритарные акционеры имели не больше прав, чем акционеры мажоритарные, потребители - больше, чем производители, а также возможность заявленной дискриминации в обслуживании некоторых групп потребителей).
2.4.Трудность дерегулирования.
Важно отметить, что занятие дерегулированием исключительно невыигрышно с точки зрения широкой публики:
Успехи будут чрезвычайно распределены и доступны только как "статистика". Не будет никаких отдельных выигравших лиц или организаций, поэтому не будет консолидированных союзников. Выигрывать будет все общество в целом;
Успехи, видимые по общеэкономической статистике, будут трактоваться не как "результат дерегулирования", а как "естественный ход вещей" или даже как полученные "вопреки дерегулированию";
Любые частные неудачи в дерегулируемых отраслях (а они всенепременно будут - например, банкротства неэффективных компаний или даже просто случайные технические аварии, которые произошли бы в любом случае регулирования) будут широко подхвачены падкой на скандалы прессой и поданы как "результат дерегулирования". Любые колебания рынка будут отслежены только в момент повышения цен, которое немедленно будет подано как "результат дерегулирования". Любое мошенничество также будет подаваться как "результат дерегулирования";
Отраслевые бизнесы, как ни странно, часто выступают именно за регулирование: это дает им спасение от жесткой конкуренции и связанных с ней рыночных рисков. В частности, в Америке энергокомпании потратили на лоббирование неначала кампании дерегулирования электроэнергетики 17.5 млн. долларов через две некоммерческие организации. Недаром регулирование всегда вводится в обмен на привилегии для регулируемых бизнесов - и привилегии обычно вполне реальные (прежде всего - привилегия защиты от конкурентов, а во многих случаях и привилегия устанавливать цену, покрывающую любой уровень издержек).
Нужно понимать, что дерегулируемые отрасли обязательно должны быть приватизированы - иначе ни о какой конкуренции и инвестициях говорить не приходится. Как правило, сначала должна быть приватизация, а потом дерегулирование. Иногда происходит и, наоборот - в тех случаях, где необходимо предварительно раздробить остатки социалистического министерства-монолита.
2.5.Безоткатность дерегулирования.
Увы, регулирование- это постоянная угроза, ибо слишком сильны стимулы у бизнеса и чиновников его вводить. Можно указать множество конкретных лиц, которые в любой момент времени заинтересованы в том или ином регулировании. В дерегулировании же заинтересовано "все общество", то есть никто конкретно. Поэтому, кроме конкретных мер по дерегулированию, необходим постоянный мониторинг инициатив по введению нового регулирования и противодействие этим инициативам.
Важно отметить, что на Западе дерегулирование входит в практику через академическую активность: несколько поколений ученых учили основам дерегулирования университетских студентов, которые потом занимали те или иные посты и после этого осознанно содействовали дерегулированию. Этот "академический" путь с одной стороны очень медленный, но как-то превентирует "сползание" в зарегулированную насмерть экономику в моменты малейших политических, военных или даже экономических кризисов. "Академический" путь приводит к построению надежной интеллектуальной инфраструктуры дерегулирования.
Попытки разово дерегулировать те или иные отрасли "покупкой" у депутатов того или иного дерегулирующего закона, скорее всего, ни к чему не приведут: одного закона будет явно мало, а всех законов не купишь. Это явно не "безоткатный" метод: как пьяный за рулем платит каждому полицейскому, а они сообщают об этой радости друг другу по цепочке, так и проплаченные депутаты радостно будут ждать деньги за малейший чих в области дерегулирования, постоянно поднимая расценки. Кавалерийским наскоком такую задачу не решить - экономически может оказаться выгоднее проводить "своих" кандидатов в Думу, Совет федерации, Правительство, Администрацию президента и т.д.
Заключение.
Снижение уровня административных барьеров рассматривается как позитивный процесс нашей экономической жизни. Но следует задуматься, почему административные барьеры в свое время были установлены, что приходит им на смену?
Анализ ситуации в странах с развитыми экономическими отношениями показывает, что административные барьеры не снимаются одномоментно. Это может породить хаос и еще более тяжелые последствия, чем сохранение их прежнего уровня. От того или иного административного барьера можно и нужно отказаться не только тогда, когда установлено, что его наличие сдерживает экономическое развитие, но, прежде всего в том случае, когда найдена форма самоограничения субъекта рынка. Иными словами, то рациональное, что раньше было требованием общества, проводимое в жизнь по линии государства, должно стать нормой для гражданских институтов, которое соблюдает не чиновник, а сообщество субъектов рынка.
В России еще нельзя констатировать, что практика партнерства властей разного уровня и гражданских институтов стала заметной и распространенной. Между тем, в большинстве случаев в России деятельность гражданских институтов в социальной сфере оказывается более эффективной, чем предпринимательских или государственных структур.
По сути дела гражданские инициативы занимают ниши, которые по тем или иным причинам недостаточно охвачены государством и бизнесом. Именно в них происходит стыковка возможностей и интересов государства и бизнеса с многообразием потребностей и интересов отдельных граждан и их объединений. Очевидно, что в интересах развития конкуренции на рынке правительственные барьеры будут уменьшаться, но возможно будут возрастать гражданские барьеры входа на рынок, связанные с делегированием функций от чиновников дееспособным гражданским институтам, профессиональным объединениям граждан, которые устанавливают правила и стандарты профессиональной деятельности.
Информация о работе Административные барьеры на Российских рынках