Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 10:42, курсовая работа
Цель работы - изучить факторы анализа внешней среды предприятия, а также особенности проведения анализа внешней среды.
Для решения поставленных целей предстоит решить следующие задачи:
- определить понятие внешней среды организации и основные факторы, влияющие на неё; - определить сущность анализа и рассмотреть различные виды методов анализа внешней среды, дать им характеристику.
Объектом исследования является внешняя среда организации ОАО «Газпром нефтехим Салават».
Предметом - анализ различных факторов внешней среды и их влияние на организацию ОАО «Газпром нефтехим Салават».
Введение……………………………………………………………………... 5
Глава 1. Теоретические основы влияния внешней среды на деятельность предприятия………………………………………………………………......7
1.1. Понятие, сущность и структура внешней среды организации…....7
1.2 . Влияние внешней среды на организацию……………………….....11
1.2.1. Влияние прямого воздействия на организацию…………………...13
1.2.2 . Влияние косвенного воздействия на организацию………………..17
1.3.
Методы анализа внешней среды …………………………………..21
1.3.1.
PEST – анализ ………………………………………………………22
1.3.2.
SWOT- анализ ………………………………………………………26
1.3.3.
SNW – анализ ……………………………………………………….27
1.3.4.
Профиль среды ……………………………………………………..30
Глава 2. Анализ влияния внешней среды на организацию ОАО «Газпром нефтехим Салават»………………………………………………………….31 2.1. Краткая характеристика организации ОАО «Газпром нефтехим Салават»……………………………………………………………………...31
2.2. Анализ внешней среды организации ОАО «Газпром нефтехим Салават»……………………………………………………………………...34 2.3. Основные направления по повышению эффективности ОАО «Газпром нефтехим Салават» ……………………………………….41
Заключение…………………………………………………………………..44
Список использованной литературы……………………………………….45
В ОАО «Газпром нефтехим Салават»
действует программа
Число общественно значимых проектов социальной направленности, реализуемых ОАО «Газпром нефтехим Салават», растет с каждым годом. Инвестиции предприятия дают возможность строительства новых спортивных объектов, уникальных для города и региона, инициировать программы в рамках молодежной политики, образовательные проекты [9].
2.2.Анализ внешней среды
В настоящее время в условиях рыночной экономики каждое предприятие, независимо от организационно-правовой формы деятельности, взаимодействует с внешними субъектами. Внешняя среда рассматривается как набор реально существующих явлений и процессов, прямо или косвенно влияющий на деятельность предприятия, на уровень неопределенностей и рисков при разработке управленческих решений.
Внешняя среда является источником,
питающим организацию курсами, необходимыми
для поддержания ее внутреннего
потенциала на должном уровне. Организация
находится в состоянии
Развитие ОАО «Газпром нефтехим Салават» зависит от внешней и внутренней среды предприятия. Внутренняя среда формируется под воздействием переменных, оказывающие влияние непосредственно на процесс производства. Внешняя среда – совокупность переменных, которые находятся за пределами производственного предприятия и не является сферой непосредственного влияния его менеджмента. Внешнее окружение диктует стратегию и тактику организации.
К внешней среде косвенного воздействия ОАО «Газпром нефтехим Салават» оказывает в первую очередь государство законодательно.
На ОАО «Газпром нефтехим Салават» значительно влияет политическая сфера: частая смена законов, ставок налогов оказывает прямое влияние на деятельность предприятия.
На деятельность ОАО «Газпром нефтехим Салават» способны оказать влияние факторы и условия, как со стороны внутреннего рынка, так и со стороны внешнего рынка.
В качестве
негативных факторов на внутреннем рынке
выделяют:
1) снижение платежеспособного спроса
на продукцию;
2) снижение темпов роста экономики России;
3) изменение структуры поставок нефте-
и газодобывающих компаний в сторону увеличения
экспорта при снижении поставок углеводородного
сырья на внутренний рынок;
4) увеличение стоимости энергоносителей,
услуг и транспортировки.
Тенденции мирового рынка также могут
оказывать отрицательное влияние на деятельность
предприятия:
1) глобальное снижение уровня потребления
продукции;
2) строительство новых и наращивание имеющихся
производственных мощностей в странах
импортерах продукции, аналогичной продукции
выпускаемой ОАО «Газпром нефтехим Салават»
3) введение протекционистских пошлин,
квот на ввоз продукции ОАО «Газпром нефтехим Салават» при
поставках на экспорт.
В случае неблагоприятного развития ситуации
в отрасли, а также для снижения негативного
эффекта от возникновения потенциальных
рисков, ОАО «Газпром нефтехим Салават», возможно:
1) сократит расходы (в том числе возможен
и пересмотр инвестиционной программы ОАО «Газпром нефтехим Салават»);
2) оптимизирует структуру производственной
программы в рамках имеющихся возможностей
диверсификации с целью максимизации
доходов ОАО «Газпром нефтехим Салават»;
3) приведет в соответствии со сложившимися
условиями маркетинговую программу с
целью сохранения и увеличения рыночной
доли ОАО «Газпром нефтехим Салават».
В случае
неблагоприятного изменения цен
на продукцию, ОАО «Газпром нефтехим Салават» планирует:
1) в рамках имеющихся возможностей диверсификации
изменить соотношение реализации продукции
на внутреннем/внешнем рынках;
2) оптимизировать структуру производственной
программы в рамках имеющихся возможностей
диверсификации с целью максимизации
доходов ОАО «Газпром нефтехим Салават»;
3) использовать инструменты хеджирования
цен на сырье и готовую продукцию [10].
Контроль над деятельностью ОАО «Газпром нефтехим Салават» осуществляют следующие организации:
1) казначейство - контроль
над государственным кредитом, проверка
правильности выплат
2) пенсионный фонд - проверка
правильности начислений и
3) государственная налоговая инспекция города Салават - проверка ведения в установленном порядке бухгалтерского учета и отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, представление налоговым органам бухгалтерских отчетов и балансов, расчеты по налогам и другие необходимые документы и сведения, связанные с исчислением и уплатой налогов;
4) областной комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов - контролирует состояние выбросов в атмосферу вредных веществ, сброс вредных веществ в водные объекты, размещение отходов на территории завода, их утилизацию;
5) областная инспекция по труду - проверка правильности ведения трудовых книжек, прием и увольнение работников, начисление больничных листов и т.д. У ОАО «Газпром нефтехим Салават» имеются свои постоянные поставщики, потребители, конкуренты. 1. Поставщики на которых приходится не менее 10 процентов всех поставок материалов и товаров (сырья) : ОАО «Газпром» доля в общем объеме поставок - 26.6% ОАО«Сургутнефтегаз» доля в общем объеме поставок - 58.3% ООО «Лукойл - Резервнефтепродукт» доля в общем объеме поставок - 10.5%
2. Потребители:
Выпускаемые продукты нефтепереработки и нефтехимии отгружаются во все федеральные округа страны. Доля экспорта составляет более 69%. География экспорта охватывает свыше 20 стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе Финляндию, Китай, США, Великобританию, страны Западной Европы, Балтии.
3. Конкуренты:
На
рынке минеральных удобрений ОА
На рынке нефтехими Общество достойно
конкурирует с такими отечественными
компаниями, как ОАО «Лукойл», ОАО «Роснефть»,
ОАО «АНК «Башнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим»
и др. [9].
1) полную вертикальную интеграцию
процесса глубокой переработки сырья
– от закупок сырья до продажи продуктов
переработки конечным потребителям;
2) объединение всех технологических процессов
на одной промышленной территории
способствует оптимизации затрат предприятия
и предоставляет возможность обеспечивать
производство продукции более высоких
переделов сырьем собственного производства;
3) высокое качество производимой продукции
полностью соответствующее российским
и мировым стандартам;
5) использование современных информационных
технологий в управлении, повышающих эффективность
руководства ОАО «Газпром нефтехим Салават» в целом.
Таким образом, внешняя среда ОАО «Газпром нефтехим Салават» рассматривается как набор существующих явлений и процессов, прямо или косвенно влияющих на деятельность предприятия, на уровень неопределенностей и рисков при разработке управленческих решений. ОАО «Газпром нефтехим Салават» находится в постоянной взаимосвязи с внешней средой, обеспечивая себе возможность выживания.
За 9 месяцев 2011 года по сравнению с 9 месяцами 2010 года выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг ОАО «Газпром нефтехим Салават» увеличилась на 29,9 млрд. руб. или на 27%. Увеличение выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг вызвано, в основном, значительным увеличением платежеспособного спроса как на продукцию нефтехимии, так и нефтепродукты.
Показатель валовой прибыли увеличился за 9 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 10,4 млрд. руб. или на 29 % под влиянием увеличения выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг. Доля себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг в выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг в рассматриваемом периоде осталась практически на прежнем уровне: 68% (показатель 9 месяцев 2010 года) до 67% (9 месяцев 2011 года) (Приложение Б) [9].
Таблица 6. Прибыль и убытки.
Наименование показателя |
9 мес. 2010 гг., тыс. руб. |
9 мес. 2011 гг., тыс. руб |
Изменения |
Выручка |
79 158 09 |
109 036 960 |
+ 101121151 |
Валовая прибыль |
25 41734 |
35 837 292 |
+33295558 |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль ,непокрытый убыток) |
2 217 497 |
3 165 313 |
+947816 |
Рентабельность собственного капитала, % |
9,71 |
13,8 |
+4,09 |
Рентабельность активов, % |
3,09 |
3,83 |
+0.74 |
Коэффициент чистой прибыльности, % |
2,8 |
2,9 |
+0.1 |
Рентабельность продукции (продаж), % |
6,67 |
7,21 |
+0.54 |
Оборачиваемость капитала |
2,89 |
2,18 |
-0.71 |
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату |
0 |
0 |
0 |
ОАО «Газпром нефтехим Салават» за 9 месяцев 2011 года получена чистая прибыль в размере 3,2 млрд. руб. и как результат, все коэффициенты характеризующие прибыльность деятельности ОАО «Газпром нефтехим Салават» находятся в положительной зоне. Коэффициент рентабельности собственного капитала за 9 месяцев 2011 года по отношению к 9 месяцам 2010 года увеличился на 4 пункта, это обусловлено ростом чистой прибыли.
Коэффициент
чистой прибыльности за 9 месяцев
2011 года по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года остался практически
на том же уровне, а коэффициент
продаж вырос с 6,67% до 7,21 % .
Коэффициент оборачиваемости капитала
за 9 месяцев 2011 года немного снизился
относительно уровня прошлого года. Причиной
такого снижения явилось перераспределение
обязательств в сторону увеличения долгосрочной
части (Приложение Б).
Чистая прибыль ОАО «Газпром нефтехим Салават» за отчетный период увеличилась на 30% по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года.
Основной причиной увеличения выручки ОАО «Газпром нефтехим Салават» является увеличение объемов и цен отгруженной продукции всех сегментов бизнеса.
С целью снижения негативных тенденций как внутреннего, так и мирового рынка ОАО «Газпром нефтехим Салават» проводится целенаправленная работа по оптимизации производственной программы, направленная на выпуск наиболее прибыльной продукции, увеличение глубины переработки нефти, а также формирование благоприятной ценовой конъюнктуры на рынке нефтепродуктов [12].
SWOT- анализ:
S (Сильные стороны)
- Среди сильных сторон ОАО «Газпром нефтехим Салават» можно отметить следующие:
- Высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников
- Наличие функционирующей системы бизнес-планирования
- Высокое качество выпускаемой продукции
- Известность торговой марки
W (Слабые стороны)
- Слабые стороны выражаются в таких категориях, как:
- Высокая себестоимость производимой продукции
- Недостаточный уровень технического обеспечения
O (Возможности)
- Согласование наиболее выгодных условий работы с заказчиками
- Появление новых технологий производства продукции
- Рост уровня доходов населения
T (Угрозы)
- Промышленный шпионаж
- Внедрение на территорию России единой методики формирования индикатора оптовых цен внутреннего рынка нефтепродуктов.
Информация о работе Анализ влияния внешней среды на организацию ОАО «Газпром нефтехим Салават»