Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 20:36, курсовая работа
Целью исследования в курсовой работе является проведение анализа и составление сводной группировочной таблицы, в которой даны результаты исследования и можно определить степень влияния оптимального стиля руководства на благоприятную социально-психологическую обстановку в ОАО «Сызраньгрузавто».
Для реализации цели определены следующие задачи:
Сформировать выборочную совокупность;
Определить, как влияет оптимальный стиль руководства на уровень демократизации стиля руководства персоналом и уровень социально-психологического климата;
Проанализировать полученные данные при помощи коэффициента корреляции.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Факторы, влияющие на выбор стиля руководства……………………...…5
1.2. Личные факторы в управлении персоналом……………………………….7
1.3. Структура социально-психологического климата……………….………..9
2. анализ влияния стиля руководства ОАО «сЫЗРАНЬГРУЗАВТО» на уровень социально-психологического климата коллектива организации
2.1. Краткая характеристика предприятия………………………………….....12
2.2. Исследование оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам………………………………………………………………...14
2.3. Анализ и обобщение данных сотрудников ОАО «Сызраньгрузавто»….15
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……23
Для руководителя-демократа характерно привлечение подчиненных к процессу разработки альтернативных вариантов решения проблемы, стремление к делегированию полномочий, поощрение инициативы снизу, уважительное отношение к подчиненным, предпочтение методов социально-психологического воздействия на работников15.
Руководителя-либерала отличает отсутствие размаха деятельности, безынициативность, ожидание указаний сверху, неуверенность в себе, нежелание брать на себя ответственность, слабый контроль за деятельностью подчиненных.
Трактовка стиля руководства, определяющаяся субъективными факторами самого лидера (его темпераментом, личностными качествами, интеллектом, общей эрудицией и культурой, владением методами управления, профессионализмом, опытом, состоянием здоровья, демографическими факторами и т. д.), является односторонней, так как не учитывает влияния совокупности объективных условий. Из последних подробно рассмотрим влияние самой производственной группы на выбор наиболее приемлемого стиля руководства.
В группе-кооперации преобладают сотрудничество, взаимопомощь. Работники уже хорошо знают друг друга, появляются общие интересы, формируется общественное мнение. Группа стремится к сплочению, однако нет еще взаимной ответственности, устойчивых сопереживаний. При руководстве такой группой следует шире привлекать подчиненных к обсуждению производственных ситуаций, принятию решений, поощрять инициативу.
В группе-коллективе каждый ее член ощущает себя частью целого, отлаженного механизма, общая цель значима для всех. В группе развиты взаимопомощь, взаимная требовательность и ответственность. Требования руководителя воспринимаются как требования работников друг к другу16.
Такая группа становится практически самоуправляемой. Достижение поставленных целей осуществляется в основном на демократических началах.
Как мы видим, по мере совершенствования уровня развития группы, становления межличностных отношений должен гибко меняться и стиль руководства: от жесткого авторитарного до коллегиального.
Гибкость стиля руководства предполагает, что способы воздействия на подчиненных определяются также сложившейся ситуацией, конкретными временными параметрами. В ситуации, требующей быстрого, незамедлительного принятия решения, вряд ли руководитель-демократ должен собирать коллектив для выяснения общественного мнения, он единолично примет решение17.
Конечно, в чистом виде определённые стили руководства встречаются редко, но в данном случае видно: при общении с подчиненными и в управленческой деятельности на предприятии преобладает демократический стиль руководства. В отличие от авторитарного стиля, в стиле руководства ОАО «Сызраньгрузавто» (этот стиль более похож на демократический) власть руководителей не безгранична и не беспрекословна: напротив, налицо высокая степень децентрализации управления, а работники принимают активное участие в принятии решений, однако это не значит, что работники отстраняются от ответственности за такие решения. Из этого следует, что на предприятии сотрудники высоко организованы и мотивированы, поскольку такой стиль руководства возможен только при наличии высококвалифицированного персонала. Но существуют также и минусы применяемого стиля руководства: из-за использования коллективного труда (преимущественно работа в группах) человек приспосабливается к зависимости от коллектива, теряет способность самостоятельно мыслить; в экстремальных ситуациях возможны проблемы при принятии решений.
Но, в общем, этот стиль руководства положителен из-за хорошего морально-психологического климата в коллективе – сотрудники принимают участие в жизни предприятия, чувствуют, то, что они являются неотъемлемой частью этого предприятия, а не являются обычным «винтиком» в системе18.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы нами были рассмотрены стили руководства, и было установлено, что каждый стиль имеет некоторые достоинства и недостатки. Авторитарный стиль - проявляется в крупных организациях. Используется иерархический аппарат. Отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными. Либеральный стиль - невмешивающийся стиль руководства. Отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху. Демократический стиль – в отличие от авторитарного, предполагает предоставление подчинённым самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечении их таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений. Удовлетворенность работой рассматривается и как эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы или опыта работы. Сторонники авторитарного метода утверждают, что авторитарный стиль руководства более эффективен, так как подкрепляют единоличную власть руководителя и тем самым увеличивают его или ее возможности влиять на подчиненных, побуждая их к достижению целей организации. Сторонники демократичного стиля руководства считают, ориентированный на человека подход, если его правильно применять, всегда повышает степень удовлетворенности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверченко Л.К. и др. Психология управления. Курс лекций. - М., 2007-325с.
2. Еропкин А.М. Организационное поведение. - М., 2008. - 431с.
3. Мильнер Б.З. Теория организации. Учебное пособие для вузов. - М., 2009.-227с.
4. Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении. - М., 2007. - 720с.
5. Трасов С.Г. Основы применения математических методов в психологи. - СП. Из-во С. Петербург. ун-та, 2009. - 416с.
6. Удальцова М.В. Социология управления. - М., 2008.- 382 с.
7. Аширов Д.А. Организационное поведение. -М.: Проспект, 2009.- 360 с.
8. Атаманчук Г.В. Управление - фактор развития. Размышления об управленческой деятельности. - М.: Экономика, 2009.-120с.
9. Базарова Т.Ю. Управление персоналом. - М: ACADEMA. 2008.- с.267.
10. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Наука, 2007. - 532 с.
11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 2009.- 411с.
12. Дебольский М. Психология делового общения. -- М.: Эксмо, 2009. -218с.
13. Дудченко B.C. Методология инновационного кон
14. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. -СПб.: Питер, 2009.-384с.
15. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - 2-е изд., доп. и пререраб. - М.: Дело, 2009. - 384с.
16. Коргова М.А. Менеджмент: краткий курс: учебное пособие/М.А. Коргова. - Ростов: Феникс, 2008. - 378с.
17. Магура М.И. Культура как средство успешной реализации организационных изменений. - СПб.: Питер, 2008.-187с.
18. Максимцов М.М., Игнатьева А.В. и др. Менеджмент, М.: ЮНИТИ, 2008.-398с.
19. Парфенова З.Ф. Организационная культура. Учебно-методический комплекс,- Новосибирск: СибАГС, 2007.-144с.
20. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие/Под ред. Д.Я. Райгородский - Самара; Издательский Дом «БАХРАХ», 2008. - 672с.
21. Управление персоналом. Словарь-справочник/Под ред. Пенно Е.К. -М.: Эксмо, 2008. -490с.
22. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2009. - 314 с.
23. Черкесов В.В. Управленческая деятельность менеджера. Основы менеджмента. - Киев: Ваклер, 2008. -267с.
24. Шувалов В.И. Социальная психология управления: учебник. -М.: Коммерция, 2009. -463 с.
25. Шипунов В.Г., Кишель Е.Н. Основы управленческой деятельности. - М.: Высшая школа, 2009. -250с.
26. Щедровицкий Г.П. Методология
и философия организационно-
27. Орлова Т.В. Конфликты в коллективе. Как их избежать//Справочник кадровика. - 2008. - №8. - С. 103-110.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
БЛАНК МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПО СТИЛЕВЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ
1. Ориентация руководителя на экспериментирование, здоровую конкуренцию идей и мнений. |
1. Осторожное отношение к |
2. Воздействие преимущественно |
2. Побудительный характер |
3. Учет индивидуальных |
3. Делегирование подчиненным только тех полномочий, которые учитывают их функциональные особенности. |
4. Децентрализация власти и |
4. Централизация всей власти, всей информации на себя. Строгая регламентация обязанностей, сроков, процедур и контроль за ходом выполнения. |
5. Лояльное отношение к ошибкам. В первую очередь – поиск причин ошибок, невыполнения задания и путей их устранения. |
5. Непримиримое отношение к ошибкам, срывам, промахам. В первую очередь – наказание виновного. |
6. Контактное отношение с |
6. Позиция руководителя вне группы (я и они). Отношения с подчиненными дистанционное и только по поводу производственных вопросов. |
7. Производственные и социальные
вопросы признаются |
7. Основными являются |
8. Поощряется независимость |
8. Поощряются исполнительские |
9. Конструктивные предложения |
Поощряются конструктивные предложения коллег по улучшению работы и соответствующее участие в их реализации. |
10. Решения принимаются |
10. Решения принимаются |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
БЛАНК МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА
№ |
Свойства психологического климата А |
Оценка |
Свойства психологического климата Б |
1 |
Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения |
3210123 |
Преобладает подавленное настроение |
2 |
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии |
3210123 |
Конфликтность в отношениях, антипатия |
3 |
В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание |
3210123 |
Группировки конфликтуют межу собой |
4 |
Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности |
3210123 |
Проявляют к более тесному общению безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности |
5 |
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы |
3210123 |
Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство |
6 |
С уважением относятся к мнению других |
3210123 |
Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей |
7 |
Достижения и неудачи группы переживаются как собственные |
3210123 |
Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов |
8 |
В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение: "один за всех и все за одного" |
3210123 |
В трудные дни группа "раскисает": растерянность, ссоры, взаимные обвинения |
9 |
Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство |
3210123 |
К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно |
10 |
Группа активна, полна энергии |
3210123 |
Группа инертна, пассивна |
11 |
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоится в коллективе |
3210123 |
Новички чувствую себя чужими, к ним часто проявляют враждебность |
12 |
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту |
3210123 |
Группа заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", пренебрежительное отношение к слабым |
13 |
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно |
3210123 |
Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГРАФИК КОРРЕЛЯЦИОННОГО ПОЛЯ ЗАВИСИМОСТИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА ОТ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
1 Удальцова М.В. Социология управления. - М., 2008.- 382 с.
2 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 2009.- 411с.
3 Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. -СПб.: Питер, 2009.-384с.
4 Магура М.И. Культура как средство успешной реализации организационных изменений. - СПб.: Питер, 2008.-187с.
5 Шувалов В.И. Социальная психология управления: учебник. -М.: Коммерция, 2009. -463 с.
6 Орлова Т.В. Конфликты в коллективе. Как их избежать//Справочник кадровика. - 2008. - №8. - С. 103-110.
7 Мильнер Б.З. Теория организации. Учебное пособие для вузов. - М., 2009.-227с.
8 Трасов С.Г. Основы применения математических методов в психологи. - СП. Из-во С. Петербург. ун-та, 2009. - 416с.
9 Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Наука, 2007. - 532 с.
10 Дудченко B.C. Методология инновационного консультирования.В контексте конфликтологии./Отв. ред. Т.М. Дридзе. -М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2008. -Вып.2.-С.97-104.
11 Парфенова З.Ф. Организационная культура. Учебно-методический комплекс,- Новосибирск: СибАГС, 2007.-144с.
12 Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2009. - 314 с.
13 Щедровицкий Г.П. Методология и философия организационно-управленческой деятельности: Основные понятия и принципы: Курс лекций. М.: Наука, 2007.-189с.
14 Атаманчук Г.В. Управление - фактор развития. Размышления об управленческой деятельности. - М.: Экономика, 2009.-120с.
15 Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - 2-е изд., доп. и пререраб. - М.: Дело, 2009. - 384с.
16 Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие/Под ред. Д.Я. Райгородский - Самара; Издательский Дом «БАХРАХ», 2008. - 672с.
17 Шипунов В.Г., Кишель Е.Н. Основы управленческой деятельности. - М.: Высшая школа, 2009. -250с.
18 Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении. - М., 2007. - 720с.
Информация о работе Выбор оптимального стиля руководства организации