Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:23, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в выявлении роли деловой этики в процессе управления.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
– определить сущность деловой этики и её основные принципы;
– выявить особенности применения деловой этики в России;
– рассмотреть условия формирования цивилизованной этики
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………...
3
РАЗДЕЛ I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ ……………………………………………………
7
РАЗДЕЛ II.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ В РОССИИ ………………………………………………..
15
РАЗДЕЛ III.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОЙ ЭТИКИ……………………………………………………..
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
……………………………………………………………...
31
СПИСОК ИСТОЧИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………………
– этическую оценку внутренней и внешней политики организации в целом;
– моральные принципы членов организации (профессиональную мораль);
– образцы морального поведения;
– нормы делового этикета 9.
Деловая этика базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Это означает, что менеджер должен ценить свободу своих конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемление, даже в мелочах, их интересов.
Деловая этика регулирует взаимоотношения людей в процессе управления. В основе деловой этики лежат определенные нормы, требования и принципы.
Основополагающим требованием деловой этики является терпимость, которая означает осознание невозможности преодоления слабостей и недостатков партнеров, клиентов или подчиненных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает избегать конфликтных ситуаций.
Деловые взаимоотношения всегда чреваты различного рода трудностями и конфликтами, поэтому они требуют тактичности и деликатности. Такт в таком общении – это не только понимание соответствия целей и норм поведения, но и умение применять этические нормы к конкретному человеку. Быть тактичным - это значит, в любой ситуации осознавать своего партнера, клиента или подчиненного как равноправную человеческую личность с учетом особенностей пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т.д.
Под деликатностью понимают вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих коллег. Это особая, свойственная только высокопрофессиональным менеджерам и бизнесменам форма проявления корректности и искренности при общении. Деликатность – наипростейший рабочий инструмент делового общения, помогающий с наименьшими морально-психологическими издержками решать деловые задачи 10.
Деловая этика также ориентируется на такое понятие, как справедливость, которая предполагает оценку личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность.
Наиболее разрабатываемыми вопросами в деловой этике являются следующие: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой, проблема социальной ответственности управленческой деятельности, вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений, способы повышения этического уровня организации, влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие.
Традиционно
деловую этику принято
В
системе моральных отношений
между макросубъектами
Большинство
людей принимает этические
Деловая этика действует на трех соподчиненных иерархических уровнях.
1. Мировой уровень (гипернормы). Эти нормы основаны на общечеловеческих ценностях и зафиксированы в “Принципах международного бизнеса” – всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности управления (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом); модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию верховенства этических норм; содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий12.
Особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателей по отношению к следующим категориям лиц:
– покупателям (высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства);
– работникам (достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права и возможности трудоустройства);
– владельцам и инвесторам (гарантирование справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции);
– поставщикам (справедливые и честные отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних судебных разбирательств, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок и другое);
– конкурентам (взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение прав собственности);
– местному населению (соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской жизни).
Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным и корпоративным этическим кодексам и правилам.
2. Макроуровень (в масштабе отрасли или национальной экономики). Это гипернормы и близкие к ним этические постулаты, реализуемые в отраслевых или национальных кодексах этики бизнеса (например, “Двенадцать принципов ведения дел в России”). Речь идет об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации на рынке труда.
3. Микроуровень (в масштабе отдельной фирмы и ее клиентов). Это принципы доверия и отсутствия дискриминации в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т.д. Их нарушение влечет различные потери (рост накладных расходов, конфликтные ситуации и др.). На данном уровне решаются и постоянно возникающие (особенно в сфере управления людьми) частные этические проблемы 13.
Гипернормы
могут противоречить
Таким образом, деловая этика включает в себя:
– принципы, нормы, требования, регулирующие деятельность и взаимоотношения предпринимателей;
– деловой этикет (основные правила поведения на работе, правила организации деловых встреч, этикет деловой одежды, жестов, правила деловых подарков);
– проблемы социальной ответственности управленческой деятельности и т.д.
Принципы этики деловых отношений дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.
К ним относятся:
– исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено;
– поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения;
– действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм;
– этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и прочим, имеющим место в других организациях, регионах, странах;
– индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях;
– не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонкоформизм должен проявляться в разумных пределах;
– никакого насилия, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора;
– постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников;
– при воздействии (на коллектив, на отдельных сотрудников, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия;
– стремление к бесконфликтности;
– сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег 14.
Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что этика – это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде.
Деловая этика – совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж в обществе.
Знание основ и принципов деловой этики - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать в процессе управления.
РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ В РОССИИ
Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять – от его умения общаться с людьми.
В целом взаимодействие с обществом сегодня должно строиться на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.
В последние годы многие предприятия и организации получили право непосредственного выхода на внешний рынок, что заставляет фиксировать внимание на особенностях общения, связанных с этническими особенностями.
В наше время происходит постоянное расширение контактов на всех уровнях, что означает большую социальную мобильность. Многие специалисты утверждают, что чтобы не совершать ошибок, необходимо изучать психологические особенности своих партнеров, сослуживцев, подчиненных, конкурентов.
Технологический прогресс не стоит на месте.
Все
это порождает большие
– искусство быть равным, т. е. способность установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми;
– искусство быть лидером – способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью;
– искусство разрешать конфликты – способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом;
– искусство обрабатывать информацию – способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать;