Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:09, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть и изучить основополагающие законы организации и специфические законы социальной организации и определить их влияние на развитие и функционирование организации. Задачи работы:
1. Рассмотреть понятия «зависимость», «закон», «закономерность». Выявить их сходства и различия
2. Изучить основополагающие законы организации;
3. Изучить законы второго порядка
4. Рассмотреть специфические законы социальной организации
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие понятия и классификация законов организации……………..5
Понятия: «зависимость», «закон», «закономерность»…………………..5
Классификация законов организации…………………………………….9
Глава 2. Основополагающие законы организации…………………………….11
2.1. Законы организации первого уровня………………………………………11
2.2. Законы организации второго уровня………………………………………16
Глава 3. Специфические законы организации…………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28
В плане содержательного
Объективные законы, отражающие связь
элементов в системе
Субъективные законы отличаются от
объективных законов тем, что
они разрабатываются и
Глава 2. Основополагающие законы организации
2.1. Законы организации первого уровня
Закон синергии.
Любая организация характеризуется такими элементами, как производительность, заинтересованность, научный потенциал, отношение к внешней среде, микроклимат в коллективе, кадровый и технический потенциал, перспективы развития, имидж и др. Все они определяют общий уровень потенциала организации, т.е. ее способность к эффективной деятельности. Процесс существенного усиления или ослабления потенциала материальной системы называется синергией.
Закон синергии можно сформулировать в следующей трактовке: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше. Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.
Каждая организация — это прежде всего коллектив, но коллектив работников — только один элемент организации как системы, организация содержит много других структурных элементов:
Синергетический
эффект (положительный или
Заранее спроектировать условия достижения синергии достаточно трудно. Также сложно оценить возможное увеличение общего потенциала организации. Измерение синергетического эффекта на данном уровне развития пока не производится. Однако накапливаются статистические данные о влиянии синергии, формируются простейшие модели условий ее достижения.
Для успешной реализации закона синергии применяются следующие методы:
Закон самосохранения.
Теоретической
основой для анализа общего состояния
организации является закон самосохранения.
Закон:
каждая материальная система (организация,
коллектив, семья) стремится сохранить
себя (выжить) и использует для этого весь
свой потенциал (ресурс)[18, с.38].
В аналитическом виде данный закон имеет следующий вид:
Σ Ri > Σ (V1i + V2i);
где Ri - потенциал
(ресурс) организации в области i (экономика,
политика, финансы и так далее), способствующий
ее развитию.
V1i – ресурс внешнего разрушительного
воздействия.
V2i – ресурс внутреннего воздействия,
стремящегося ликвидировать организацию
или нанести ей ощутимый вред.
Таким образом, общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов. Левая часть в формуле называется “энергией удержания”, а правая – “энергией ликвидации”. Энергия удержания должна быть больше, чем энергия ликвидации.
Для анализа положения организации очень важен показатель «уровень самосохранения» (УР). Он вычисляется по формуле: разность ресурсов удержания и ликвидации поделить на суммарный объем ресурсов удержания.
УР= (У-Л/ У) * 100%.
Представляют
практический интерес 7 уровней самосохранения.
(В них встречаются такие
Как поддерживать на достаточном уровне или увеличить положительный ресурс организации (то есть ресурс удержания)? Этого можно добиться за счет правильной работы с внешней средой. Здесь существуют и используются 4стратегии:
Страхование рисков по всей управленческой и производственной цепочке деятельности фирмы может существенно увеличить страховое поле и уменьшить количество конечных рисков. Для комплексного страхования юридического лица необходимо реализовать 9 отраслей страхования (среди них такие как страхование имущества, транспортное страхование, страхование профессионализма персонала, страхование интеллектуальной собственности.)
Закон развития.
Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Две формы развития – эволюционное (постепенные количественные и качественные изменения, изменение сознания сочетается с изменением материи) и революционное (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса). Выделяют также прогрессивное и регрессивное развитие.
Развитие
организаций обусловлено
изменение внешней среды (экономика, политика,
этика, культура и др.)
Закон развития: каждая материал система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
Закон развития опирается на принципы:
Успешное
развитие и рост организации могут
привести к синдрому большого бизнеса,
который характеризуют
Снять синдром большого бизнеса позволяют методы регрессивного развития путем движения назад к более простым структурам.
Бизнес-план – это основа эффективной реализации закона развития. Он является правопреемником известного среди многих поколений экономистов бывшего СССР промфинтехплана (промышленно-финансового технологического плана). Бизнес-план – это соединение фоновой (пояснительной) информации со строгой системой расчетов промфинтехплана. Он рассчитан на широкий круг специалистов, каждый из которых найдет в нем интересующую его информацию[10, с. 138].
2.2. Законы организации второго уровня
Закон информированности-
Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные – это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Управленческая информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация здесь рассматривается как часть данных.
Обычно информацию разделяют на 2 больших класса: объективную (овеществленную в товаре (например, о работнике – диплом об образовании, трудовая книжка)) и субъективную (отраженную, организованную людьми).
Категория «информация» имеет смысл лишь тогда, когда есть источник (информатор) и ее получатель (информант).
Информация обладает такими характеристиками как объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.
Информатизация управления вносит коррективы в существующие формы управленческого труда и расширяет их состав. Она способствует усилению позитивного действия законов и принципов управления, в первую очередь законов, свойственных управлению в целом. К таким законам относятся: закон единства систем управления, закон соотносительности управляющей и управляемой систем, закон пропорциональности производства и управления, закон экономии времени, закон экономии интеллектуальной энергии, закон перехода от административных к организационным методам управления.
Информационная
среда, ввиду ее важности, является
объектом управления, наряду с персоналом,
финансами и т п. Информационная среда
управления подчиняется закону информированности-