Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:22, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть особенности коммуникативных процессов в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Выяснить что такое коммуникация, их виды и характеристики
Изучить теоретические аспекты коммуникационных процессов в организации.
Проанализировать роль коммуникаций в работе организации
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникационных процессов……………4
1.1 Коммуникации – понятие, виды, их характеристика…………………….4
1.2 Коммуникации в управлении………………………………………………6
Глава 2. Коммуникационные процессы и сети………………………………11
2.1 Процесс коммуникации……………………………………………………..11
2.2 Прохождение информации по элементам коммуникативной системы….13
2.3 Коммуникационные сети и их разновидности……………………………16
Глава 3. Анализ коммуникационных процессов на ООО «GLOBAL TRAVEL»………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………24
Литература………………………………………………………………………26
Например, на основе предварительной договоренности субъект Д может направлять информацию для А через Б и Г, минуя В, что должен делать в соответствии с формальными предписаниями. Через некоторое время будет нетрудно доказать принципиальную ненужность В и возможность исключения его из управленческой структуры.
В целом открытые коммуникационные структуры присущи бюрократическим структурам, где имеет место жесткое подчинение одних звеньев другим и преобладают формальные связи. Однако в рамках таких предприятий могут существовать и гибкие структуры — консультационные и совещательные (комитеты, комиссии, специальные творческие группы), которые основаны преимущественно на неформальных или полуформальных внутренних связях и принципах самоуправления. Коммуникации здесь осуществляются посредством замкнутых сетей, в которых посредники[2].
Основой замкнутых сетей является сеть типа "круг" (рис. 2.7)
Рис.2.7. Сеть типа «Круг»
В крупных предприятиях он может быть сложным, включающим дополнительные коммуникационные каналы, связывающие всех со всеми. "Круг" характерен для структур с благоприятным морально-психологическим климатом. Он помогает объединять людей, облегчать обмен информацией и идеями, стимулирует творческие процессы.
В крупных предприятиях творческие группы могут быть связаны друг с другом, и тогда коммуникационная структура принимает вид "сот" (рис. 2.8). Это — сеть комбинированная, представляет собой единство открытой "змеи" и замкнутого "колеса" или "круга". Процесс коммуникаций имеет уже здесь свои тупики, а связники легко превращаются в контролеров. Эти тупики при необходимости можно преодолеть замыканием самой "змеи" с использованием принципа "соединительного звена"[9].
Рис.2.8. Сеть типа «Соты»
Глава3. Анализ коммуникационных процессов на ООО «GLOBAL TRAVEL»
Сеть турагентств “GLOBAL TRAVEL” работает на туристическом рынке с 1992 года. Турагентство “GLOBAL TRAVEL PSKOV” работает во Пскове с 2008 года. В настоящее время в Псковской области офисы работают: в Пскове, в Великих Луках, в Себеже. Уставной деятельностью является предоставление всего спектра туристических услуг, а также экскурсионных поездок по столице России – Москве. В штате фирмы работает 6 ведущих менеджеров, в подчинении которых находится от 2 до 4 младших менеджеров и помощников. Эти сотрудники образуют 6 отделов 000 «GLOBAL TRAVEL». Возглавляет фирму Генеральный директор, в подчинении у которого более 25 человек. Каждый месяц (в конце месяца) старшие менеджеры в письменном виде докладывают о проделанной работе руководителю организации. Также в этом докладе возможны предложения, пожелания, просьбы как самих старших менеджеров, так и тех менеджеров, которые находятся у них в подчинении. Предварительно просьбы и пожелания младших менеджеров обсуждаются с их начальниками – ведущими (старшими) менеджерами.
Руководитель, рассмотрев, доклады менеджеров, в первых числах следующего месяца организовывает с помощью секретаря собрание, на котором по каждому пункту докладов дает указания на дальнейшую работу, а также распоряжается и передает информацию, поступившую к нему из внешней среды. На этом же собрании присутствует главный бухгалтер фирмы для получения информации о произведённых расходах или предстоящих расходах, доходах и т.п.[3]. Таким образом, налажены вертикальные нисходящие коммуникации.
Горизонтальные коммуникации в 000 «GLOBAL TRAVEL» в основном протекают неформальным образом, непосредственно через общение между сотрудниками. Если одному отделу необходима какая-либо информация от другого отдела, то данный запрос и поступившая в ответ информация проходит через руководителя фирмы, образуя следующую схему(рис. 3.1.):
Рис.3.1. Горизонтальные коммуникации
Также нисходящие и восходящие коммуникации осуществляются на ежегодных собраниях всего трудового коллектива 000 «GLOBAL TRAVEL», где обсуждаются успехи, достижения, неудачи и перспективы как фирмы так и сотрудников[13].
Неформальные коммуникации распространяются на празднованиях дней рождений, встречи «Нового года», «Восьмого марта», коллективных поздравлениях с новорожденным ребенком. Ежегодно в организации отмечается «день рождения ОOO «GLOBAL TRAVEL» - дата регистрации. На данные мероприятия принято собираться всем коллективом. Также на фирме организуются совместные поездки в экскурсионные туры по России, где половина стоимости путёвки оплачивается фирмой.
Такой системой коммуникаций руководитель оградил себя от излишних сплетней и пересудов, организовал эффективную передачу формальной (деловой) информации между отделами, сократил, насколько это возможно, утечку информации. В тоже время обеспечил вниманием своих подчиненных и предоставил всевозможные пути для «обратной связи». Также подчиненные с помощью такой организации коммуникаций могут видеть в своих начальниках не только приказывающих руководителей, но и просто людей; это достигается на коллективных праздниках.
Достоинства, недостатки и пути их решения в организации
ООО «GLOBAL TRAVEL» имеет следующие достоинства:
Недостатки в данной организации наблюдаются только в технологическом процессе:
Рассмотрев достоинства и недостатки данной организации можно сделать вывод о том, что она двигается в правильном направлении. Если и дальше руководитель будет организовывать эффективную передачу формальной и не формальной коммуникаций, то дальнейший успех данной организации просто обеспечен.
Заключение
В данной курсовой работе было полностью раскрыто понятие «Коммуникация». Были рассмотрены виды коммуникаций и дана их полная характеристика. Также были изучены теоретические основы, раскрыта сущность и понятие коммуникационного процесса, его элементы и этапы.
Мной был проведен анализ состояния организации на примере ОOO «GLOBAL TRAVEL» и даны практические рекомендации.
В данной работе не трудно заметить, что процесс коммуникации- это процесс информирования. А какой же сотрудник в организации может нормально работать без поступления информации? Ведь он каждый день сталкивается с кипой газет, писем, документов; встречается с огромным количеством людей, улаживая спорные вопросы, отдавая распоряжения, контролируя выполнение работы и т.д.
Задача каждого из сотрудников состоит в том, чтобы осуществлять эффективные коммуникации на всех уровнях взаимодействий. Разговор с начальником - коммуникация по восходящей, разговор с подчиненными - по нисходящей, разговор с начальником параллельного отдела - коммуникация. Вопрос эффективных коммуникаций также важен для сотрудника, как и вопрос принятия решений.
Более того, эти два аспекта управленческой деятельности взаимодополняют друг друга. И наличие одного не возможно без наличия другого.
Функция коммуникации также важна для сотрудников, как и функции планирования, организации, мотивации контроля. И я считаю, что если каждый из сотрудников будет совершенствоваться в процессах коммуникации, то любая организация будет успешно осуществлять свою деятельность.
Неэффективные коммуникации — одна из главных сфер возникновения проблем. Глубоко осмысливая коммуникации на уровне личности и организации, надо стараться снижать частоту случаев неэффективных коммуникаций и становиться лучшими, более эффективными сотрудниками.
Эффективно работающие руководители — это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть Коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией. Коммуникативный процесс в той степени, в какой он развит, повышает гибкость и саморегуляционные возможности организации. Развитие коммуникативных процессов в организациях стимулируется техническим прогрессом и использованием передовых технологий.
Список литературы