Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 04:31, контрольная работа
В декабре 2008 г., апреле и июле 2009 г., в Закон о банкротстве были внесены существенные изменения, часть из которых вступила в силу в настоящее время.
Среди ключевых изменений стоит отметить следующие:
Расширился перечень случаев, когда руководитель должника должен подавать заявление о банкротстве в обязательном порядке.
Введены новые основания для оспаривания сделок должника, заключенных по подачи заявления о признании должника банкротом Установлена ответственность «контролирующих должника лиц» (к которым относятся не только генеральные директора, но и акционеры, участники, иные лица) за отсутствие или — искажение документов бухгалтерского учета, за действия или бездействия, которые привели к банкротству должника.
Предусматривается создание единого федерального реестра о банкротстве.
Запрет на взыскание на заложенное имущество в судебном порядке с момента введения наблюдения.
1
1.1 Введение
1.2 Обзор литературы
1.3 Общее и отличия законов о несостоятельности (банкротстве). Принятых в Российской Федерации (1992 г., 1998 г.,2002 г.
1.4 Заключение
Библиографический список
2 Задание 2
Контрольная работа
По дисциплине «Учет и анализ банкротств»
Часть 1 Тема 6 «Общее и отличия законов о несостоятельности (банкротстве). Принятых в Российской Федерации (1992 г., 1998 г.,2002 г.)»
Часть 2 Задание 2
1 |
||
1.1 Введение |
||
1.2 Обзор литературы |
||
1.3 Общее и отличия законов о несостоятельности (банкротстве). Принятых в Российской Федерации (1992 г., 1998 г.,2002 г. |
||
1.4 Заключение |
||
Библиографический список |
||
2 |
Задание 2 |
|
Вопрос о несостоятельности ( банкротстве)- один из самых ключевых для
экономики любой страны. Именно то, как в стране выстроена процедура
банкротства, определяет базовые « правила игры » и для промышленных гигантов,
и для мелких магазинчиков.
Состояние неспособности должника платить по своим обязательствам принято
называть банкротством. В соответствии с Федеральным Законом РФ « О
несостоятельности( банкротстве)» от 16 октября 2002 г. под банкротством(
несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным
судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования
кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей.
Возрождение института несостоятельности в России после десятилетия забвения
началось с появлением Закона РФ « О несостоятельности( банкротстве)
предприятий», который был принят Верховным Советом РФ 19 ноября 1992г. и
введен в действие с 1 марта 1993г.Об этом этапе обычно говорят как о реформе
законодательства о несостоятельности( банкротстве), поскольку были
подвергнуты изменению практически все основные положения законодательства,
регламентирующие как критерии, внешние признаки несостоятельности и порядок
рассмотрения дел о банкротстве, так и основания введения и порядок проведения
каждой из процедур банкротства.
Новый Федеральный
Закон РФ «О несостоятельности(банкротстве)
Государственной Думой 27 сентября 2002 г., был подписан Президентом РФ 26
октября 2002г. и введен в действие по истечении тридцати дней со дня его
официального опубликования. Данный ФЗ РФ олицетворяет собой третий этап
развития правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью(
банкротством)
организаций и граждан-
Прежняя редакция российского Закона о банкротстве была крайне противоречивой,
и по сути способствовала созданию в России настоящей индустрии заказных
банкротств.
Скажем сразу: новый закон не закрывает всех лазеек для фиктивных банкротств,
не решает проблемы судебного произвола, он не «разруливает» ситуацию, когда
предприятие попадает под банкротство по вине государства, которое не платит
заводу за заказанную им продукцию. И все же этот закон- несомненный шаг
вперед, которого все ждали.
Главное- теперь обанкротить предприятие станет гораздо тяжелее, а сама
процедура будет более сложной, многоступенчатой, подконтрольной.
Актуальность и практическая значимость темы обусловлена
рядом причин.
Во – первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой
является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий
следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства
перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы
способствовало оздоровлению российского рынка.
Во – вторых,
с проблемой банкротства предпр
днем сталкиваться все чаще, а литературы, подробно освещающей данный вопрос,
пока недостаточно.
Несмотря на довольно большое количество статей по выбранной теме, трудности в
написании контрольной работы были вызваны тем, что с момента вступления закона в
силу прошло меньше полугода и на данный момент еще не сформирована единая
арбитражная практика по применению нового закона о банкротстве.
В настоящей контрольной работе делается попытка на основе действующих
нормативных документов, сложившейся арбитражной практики, мнения ведущих
юристов и иных материалов, проанализировать действующее законодательство о
несостоятельности (банкротстве).
1.2. Обзор литературы
В России истоки зарождения института несостоятельности можно найти в “Русской Правде”.[6] Так, например, статья 69 регулирует тот случай, когда у должника несколько кредиторов, и он не в состоянии им заплатить. Способом получения денег служила продажа должника на “торгу”, но при условии, что несостоятельность должника возникла вследствие несчастного стечения обстоятельств. Полученные денежные средства распределялись между кредиторами в соответствии с установленными правилами.
Банкротством
является признанная арбитражным судом
неплатежеспособность должника, при
которой его имущества
Переход страны в условия рыночной экономики и интенсивное развитие предпринимательской деятельности потребовали принятия законодательной базы, защищающей интересы участников экономического оборота от последствий систематического неисполнения недобросовестной стороной принятых на себя обязательств. Помимо ответственности, в виде уплаты штрафов, пени и т.д., установленной Гражданским Кодексом РСФСР, Основами гражданского законодательства РСФСР и рядом нормативных актов, за неисполнение принятых на себя обязательств необходимы были меры более жесткого характера, такие как признание должника несостоятельным (банкротом). Правовую базу для осуществления принудительных мер, вплоть до ликвидации несостоятельного предприятия в случаях, когда проведение реорганизационных мер экономически не целесообразно или они не дали положительного результата, создал принятый Верховным Советом Федерации 19 ноября 1992 года и введенный в действие с 1 марта 1993 года Закон Российской Федерации “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”.[8]
Причины банкротства
могут быть разными. По терминологии
дореволюционных русских юристов несостоятельность
(банкротство) может быть «несчастная»,
«неосторожная», «злостная» или «злонамеренная».
Законодательство о несостоятельности
(банкротстве) – одна из составных частей
правового регулирования гражданского
оборота и обеспечения его нормального
функционирования[2].
Система российского
законодательства о банкротстве
включает в себя законы конституционные
(Конституция РФ, Федеральный конституционный
закон «Об арбитражных судах
в Российской Федерации») и текущие
(Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
№ 127-ФЗ от 26.10.2002 г., далее – далее Закон
О банкротстве). Конституция РФ определяет,
что судебная власть осуществляется посредством
конституционного, гражданского, административного
и уголовного судопроизводства (п.2 ст.118).
Поскольку дела о банкротстве рассматриваются
по правилам арбитражного судопроизводства,
которое является частью гражданского
судопроизводства, следовательно, ряд
законоведов делают вывод о том, что Конституция
РФ входит в законодательство о банкротстве.
Уголовный Кодекс РФ в гл. 22 «Преступления
в сфере экономической деятельности»
содержит три статьи, которые определяют
уголовную ответственность за неправомерные
действия при банкротстве (ст. 195), преднамеренное
(ст. 196) и фиктивное (ст. 197) банкротство,
если такие действия причинили крупный
ущерб или иные тяжкие последствия.
Помимо конституционных законов, в систему
законодательства о несостоятельности
входят общие (ГК РФ, АПК РФ), специальные
законы, а также подзаконные нормативные
правовые акты. Закон о банкротстве –
закон комплексный, нормы ГК РФ, АПК РФ
применяются субсидиарно по отношению
к нему. К числу специальных законов, кроме
Закона о банкротстве, следует отнести
Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности
(банкротства) субъектов естественных
монополий топливно-энергетического комплекса»
№ 122-ФЗ от 24 июня 1999 года, Федеральный
закон «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций» № 40-ФЗ от 25 февраля
1999 года и другие аналогичные законы.
Более подробно
следует остановиться на нормах о банкротстве,
содержащихся в Гражданском и Арбитражном
процессуальном кодексах. Гражданский
кодекс РФ является общим нормативным
правовым актом. Киперман Г. отмечает,
что, принимая Гражданский кодекс РФ, законодатель
учитывал, что правовое регулирование
отношений, возникающих при несостоятельности
(банкротстве) субъектов гражданских правоотношений,
невозможно без специального законодательства,
дальнейшим образом регламентирующего
все вопросы, связанные как с материально-правовыми,
так и с процессуальными аспектами этих
отношений[1]. Данное обстоятельство послужило
причиной включения в Гражданский кодекс
общей отсылочной нормы к специальному
законодательству (п.3 ст.64): «Основания
признания судом юридического лица банкротом
либо объявления им о своем банкротстве,
а также порядок ликвидации такого юридического
лица устанавливаются законом о несостоятельности
(банкротстве)». Таким образом, в системе
правового регулирования несостоятельности
(банкротства) участников имущественного
оборота центральным нормативным правовым
актом является Закон о банкротстве.
Помимо ГК РФ, Закона о банкротстве к законодательству,
регламентирующему производство по делам
о несостоятельности стратегических организаций,
относится также АПК РФ. АПК РФ – это общий
закон, а Закон о банкротстве, как уже отмечалось
выше, – специальный закон, что подтверждается
ст.223 АПК, которая говорит о том, что дела
о несостоятельности рассматриваются
арбитражным судом по правилам, предусмотренным
АПК РФ, с особенностями, установленными
федеральными законами, регулирующими
вопросы банкротства.
Определенную часть законодательства
о несостоятельности составляют подзаконные
нормативные правовые акты. К числу подзаконных
нормативных правовых актов относятся
указы Президента РФ, постановления Правительства
РФ, приказы регулирующего органа – Министерства
юстиции РФ. В основном это акты, регулирующие
материальные и связанные с ними процедурные
(не процессуальные) отношения несостоятельных
юридических лиц. Например, к ним относится
Постановление Правительства РФ от 14.02.2003
№ 100 «Об уполномоченном органе в делах
о банкротстве и в процедурах банкротства
и регулирующем органе, осуществляющем
контроль за саморегулируемыми организациями
арбитражных управляющих».
Помимо уже рассмотренных подзаконных
нормативных правовых актов, большое значение
на практике оказывают постановления
Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Как известно, к источникам права они не
относятся, несмотря на то, что вопрос
о природе постановлений Пленумов Верховного
Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ
является дискуссионным. На практике их
принято считать всего лишь актами судебного
толкования норм права.
Не относятся к источникам права и информационные
письма Президиума Высшего Арбитражного
Суда РФ, которые публикуются в результате
рассмотрения некоторых вопросов судебной
практики. В таких письмах, как правило,
содержатся разъяснения по вопросам арбитражно-судебной
практики, а также приводятся в качестве
примеров решения по конкретным делам.
Завершая обзор законодательства в области
банкротства, хотелось бы согласиться
с мнением многих ученых-юристов и вслед
за ними подчеркнуть, что структура законодательства,
регламентирующего производство по делам
о несостоятельности, является сложной,
многоуровневой и подлежит учету арбитражным
судом в ходе рассмотрения дел о банкротстве[7].
1.3
В сфере отношений, возникающих по поводу несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности, активно идет процесс реформирования, что проявилось в принятии трех законов о несостоятельности в период с 1992 по 2002 гг.
Первый законодательный акт о банкротстве в этот период был принят Верховным Советом РФ 19 ноября 1992 г. и введен в действие с 1 марта 1993 г. Само понятие и признаки банкротства, которыми оперировал Закон, не отвечали современным представлениям об имущественном обороте и требованиям, предъявляемым к его участникам. Под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обяза тельств должника над его имуществом или в связи неудовлетворительной структурой баланса должника.
Недостатки и пробелы Закона о банкротстве 1992 г. явились причиной принятия многочисленных подзаконных актов, включая указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативные акты. Некоторые из них рассматривали несостоятельность (банкротство) либо как панацею от всех экономических проблем, либо инструмент борьбы с неплательщиками налогов или в качестве дополнительного способа приватизации1. Необходимость дальнейшего реформирования законодательства о несостоятельности (банкротстве) была очевидной.
В 1998 г. был принят новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», введенный в действие 1 марта 1998 г. Принятый Закон явился более совершенным нормативным актом и по качеству разработки ничем не уступал законодательным актам в области банкротства ведущих промышленно развитых стран и концептуально следовал общемировой тенденции реабилитации бизнеса должника2.
В основу понятия банкротства была положена презумпция, согласно которой участник имущественного оборота (юридическое лицо), не оплачивающий полученные от контрагентов товары, работы, услуги, а также не исполняющий обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды в течение определенного законом срока (три месяца), не способен погасить свои обязательства перед кредиторами. Чтобы избежать банкротства должник должен погасить долги или доказать необоснованность требований кредиторов.
Однако любой даже самый совершенный закон нуждается в организации его правильного применения. К сожалению, Правительством РФ не были при \ няты надлежащие меры по организации исполнения Закона.
Информация о работе Контрольная работа по "Теории организации"