Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 12:51, реферат
Под контролем качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям.
Контроль качества продукции является составной частью производственного процесса и направлен на проверку надежности в процессе ее изготовления, потребления или эксплуатации.
1. Контроль качества 2. Виды контроля качества 3. Статистические методы контроля качества 3.1. Статистический приёмочный контроль по альтернативному признаку 3.2. Стандарты статистического приёмочного контроля Список используемой литературы
- Визуальный
контроль – вариант
- Контроль
по образцу, осуществляемый
Методы технического контроля характерны для каждого участка производства и объекта контроля. Здесь различают:
• Визуальный осмотр, позволяющий определить отсутствие поверхностных дефектов;
• Измерение размеров, позволяющее определить правильность форм и соблюдения установленных размеров в материалах, заготовках, деталях и сборочных соединениях;
• Общую
совокупность субъектов контроля качества
продукции можно классифицировать по
уровням управления, на которых они осуществляют
свою деятельность, а также по видам контроля.
Так на общегосударственном уровне проверками качества выпускаемой и реализуемой продукции, а также применением различных мер воздействия к нарушителям занимаются:
• Госстандарт России и его территориальные органы;
• Органы по сертификации продукции, работ, услуг, систем качества и производств;
• Органы таможенного и антимонопольного регулирования;
• Судебные органы и органы Госарбитража;
• Комиссии
местных органов власти.
На отраслевом уровне и уровне предприятий ведомственный контроль качества продукции в соответствии с закрепленными обязанностями и представленными полномочиями осуществляют:
• Министр и его заместители;
• Главные инспекции по качеству министерств;
• Подразделения контроля качества разработок в научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организациях отрасли;
• Отраслевые испытательные центры;
• Директора и главные инженеры предприятий отрасли;
• Подразделения контроля качества конструкторской, технологической и другой нормативно-технической документации на предприятиях;
• Авторы конструкторских и технологических разработок, переданных в производство;
• Управления контроля качества производственных объединений и их подразделения;
• Отделы технического контроля предприятий и их подразделения;
• Бюро технического контроля цехов и участков;
• Бригады контролеров ОТК;
• Контролеры ОТК;
• Исследовательские и измерительные лаборатории, контрольно-испытательные станции, подразделения служб главного конструктора, главного технолога, главного механика, главного металлурга, главного метролога, главного бухгалтера, материально-технического снабжения, сбыта, юридический, финансовый и др.;
• Группы качества;
• Мастера;
• Бригадиры;
• Исполнители производственных операций, переведенные на самоконтроль;
• Исполнители
производственных операций, не переведенные
на самоконтроль;
Межведомственный контроль качества продукции в рамках предоставленных полномочий и действующего законодательства могут осуществлять:
• Органы Госторгинспекции, контролирующие подразделения торговых, снабженческосбытовых и других организаций
• Заказчики (представители заказчиков на предприятиях изготовителях);
• Потребители
(их общества, ассоциации, союзы и т.п.).
Каждому из названных субъектов контроля соответствует свой вид контроля качества, отличающийся от других видов следующими признаками:
• Основные направления и конкретные задачи проверок;
• Арсенал имеющихся средств и методов осуществления контроля качества продукции (работ, услуг);
• Место и время проведения контроля;
• Глубина проникновения в суть явлений и степень охвата всей совокупности факторов и причин, прямо или косвенно влияющих на качество продукции (работ, услуг);
• Уровень обобщения результатов проверок;
• Совокупность рычагов и каналов воздействия на объект контроля;
• Характер воздействия на контролируемый объект.
• Лабораторный анализ, предназначенный для определения механических, химических, физических, металлографических и других свойств материалов, заготовок, деталей;
• Механические испытания для определения твердости, прочности и других параметров;
• Рентгенографические, электротермические и другие физические методы испытаний;
• Технологические пробы, проводимые в тех случаях, когда недостаточно лабораторного анализа;
• Контрольносдаточные испытания, служащие для определения заданных показателей качества;
• Контроль соблюдения технологической дисциплины;
• Изучение качества продукции в сфере потребления;
• Электрофизические
методы измерения параметров изделия;
Итак, рассмотрев основные формы и виды контроля качества продукции, можно убедиться, насколько он необходим во всех областях деятельности предприятия. Но для того, чтобы его применение было действительно результативным, эффективный контроль должен иметь следующие характеристики:
• Стратегическая направленность контроля, Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен иметь стратегическую направленность, то есть отражать общие приоритеты предприятия и поддерживать их.
• Ориентация на результаты. Необходимо помнить, что конечная цель контроля не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед предприятием. Ведь в конечном счете эффективным контроль можно назвать только тогда, когда предприятие фактически достигает желаемых целей.
• Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен измерять и оценивать то, что действительно важно.
• Своевременность контроля. Эффективный контроль должен быть своевременным. Это заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений и оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению.
• Гибкость
контроля. Контроль должен быть достаточно
гибким и приспосабливаться к происходящим
изменениям.
Контроль
качества в масштабах предприятия
возложен на центральную службу контроля
качества (или обеспечения качества),
в функции которого входят разработка
качественных показателей по всем видам
выпускаемой продукции, методов проверки
качества и порядка проведения испытаний,
анализ рекламаций и порядок их урегулирования,
выяснение причин возникновения дефектов
и брака и условий их устранения. Служба
контроля осуществляет свою деятельность
в тесном контакте с соответствующими
службами в производственных отделениях,
а также с заводскими службами контроля
качества (или отделами технического контроля).
Центральная служба контроля может осуществлять
проверку качества сырья и материалов,
технологического процесса, организации
контрольных испытаний, правил приемки,
применяемых заводской службой качества
или отделом технического контроля, а
иногда и выборочно производить проверку
качества продукции, уже прошедшей технический
контроль. Одной из важнейших функций
центральной службы контроля является
планирование и координация всей работы
в области обеспечения качества, установление
необходимых связей между службами контроля
качества в производственных отделениях
предприятий. Через центральную службу
контроля осуществляется централизация
управления в области совершенствования
качества выпускаемой продукции.
Таким
образом, контроль призван обеспечить
проверку исполнения управленческих решений
на всех уровнях управления на соблюдение
установленных нормативов и условий хозяйственной
деятельности предприятия.
Для контроля качества продукции необходимо располагать:
1) показателями
(стандартами, техническими
2) методами и средствами контроля проверки качества;
3) техническими
средствами для проведения
4) результатами анализа рекламации;
5) причинами
возникновения дефектов,
брака и условий их
устранения.
Кроме центральной службы контролем качества продукции занимаются в подразделениях, цехах, участках, рабочих местах. Они первые получают сведения об отклонениях от нормы, состава и качества материалов, о допущенных отклонениях технологического процесса и предупреждают о возникновении производственного брака. Своевременно полученная информация позволяет оперативно реагировать на нарушение хода технологического процесса и принимать срочные меры к сокращению потерь от брака.
Все сведения, полученные в ходе проведенного контроля, ежедневно и посменно поступают в главную диспетчерскую службу. В связи с этим сложилась следующая иерархия контролирующих служб и их подразделений на предприятиях: отдел или управление технического контроля предприятия – бюро технического контроля цеха – бригада контролеров участка – рабочий контролер.
Многообразие
задач контроля качества продукции
и необходимость
В
наиболее общем случае в состав отделов
и управлений технического контроля
предприятий могут входить
• контроля технического состояния и точности оборудования;
• контроля технологической оснастки;
• агрегатов;
• исследования надежности выпускаемой продукции;
• контроля качества упаковки и хранения продукции на складах;
• контроля качества изделий в процессе эксплуатации их потребителем и по завершении отдельных этапов эксплуатации;
• измерительной техники;
• линейных и угловых измерений;
• особо точных измерений;
• дефектоскопии;
• изоляции брака;
• контроля качества продукции, предназначенной для поставки на экспорт;
• инспекционного контроля;
• технического и технологического обеспечения процессов контроля качества;
• учета, анализа и классификации брака в производстве;
• анализа претензий и рекламаций потребителей на выпускаемую продукцию;
• внедрения новых средств и методов технического контроля (неразрушающего, активного и др.);
• ремонта контрольно-испытательного оборудования, измерительных приборов и оснастки;
• разработки,
внедрения и контроля функционирования
системы управления качеством продукции
на предприятии.
Приведенный перечень подразделений может быть существенно расширен за счет включения в него лабораторий, бюро и групп, не входящих, как правило в состав отделов и управлений технического контроля, но оказывающих, тем не менее, существенное и непосредственное влияние на общее состояние работ по контролю качества. Имеются в виду, например, подразделения конструкторского контроля службы главного конструктора, подразделения норм контроля службы стандартизации, подразделения наладки и поверки контрольно измерительного оборудования, приборов, инструмента и оснастки, входящие в метрологическую службу предприятия, и некоторые другие.
Особая роль в управлении контролем качества принадлежит менеджеру, отвечающему за контроль качества продукции. Решения менеджера будут меняться в зависимости от сложившейся ситуации в технологическом процессе. Менеджер может принимать решения, если возникнет необходимость, остановить производственный процесс.
В структуре служб контроля качества продукции многих предприятий в основном присутствуют подразделения, обеспечивающие технические и технологические аспекты контроля качества, при этом недостаточно развиты организационно-экономические и информационные функции отделов и управлений технического контроля. На многих предприятиях в работе названных подразделений имеются такие проблемы и недостатки, как: