Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 23:03, контрольная работа
Пейзажная живопись – одно из средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады, и таким образом может сравнивать реальные события с картинами.
Таким образом, ребёнок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д.
Название произведений | |
Айвазовский И. |
«Море»; «Черное море» |
Бакшеев В. |
«Голубая весна» |
Бродская И. |
«Опавшие листья»; «Лес зимой в снегу»; «Осенний туман»; «Апрель» |
Бяльницкий-Бируля В. |
«Осенний ветер»; «Весенний день» |
Васильев Ф. |
«Мокрый луг»; «Болото»; «Перед дождем»; «Деревенский пейзаж»; |
Васнецов В. |
«Затишье» |
Герасимов А. |
«После дождя» («Мокрая терраса») |
Горлов И. |
«Парк культуры»; «Осень» |
Грабарь И. |
«Мартовский снег»; «Февральская лазурь»; «Зимний пейзаж»; «Осенний день»; «Дуб»; «Березы»; «Рябинка»; «Березовая аллея» |
Грицай А |
«Половодье»; «Подснежники»; «Первые дни мая» |
Иванов А. |
«Вода и камни» |
Куинджи А. |
«Лунная ночь на Днепре»; «Вечер на Украине»; «Днепр утром»; «После грозы» |
Левитан И. |
«Вечерний звон»; «Осень»; «Золотая осень»; «Слободка»; «Деревня зимой»; «Лунная ночь»; «Озеро»; «Осенний день. Сокольники»; «Околица»; «Река Истра» |
Мешков В. |
«Сказ об Урале» |
Нисский Г. |
«Над снегами»; «Околица»; «Радуга»; «Ночка»; «Подмосковье. Февраль.» |
Остроухов И. |
«Золотая осень» |
Поленов В. |
«Заросший пруд» |
Рерих Н. |
«Закат; Шатровая гора»; «Тибет»; «Карелия»; «Урочище»; «Ростов Великий»; «Полуночная»; «Граница Тибета. Наньшань.» |
Рылов А. |
«Зеленое кружево»; «В голубом просторе»; «Зеленый шум» |
Саврасов А. |
«Рожь»; «Радуга»; «Закат над болотом»; «Ночка»; «Вечер»; «Перелет птиц»; «Зимний пейзаж. Иней»; «К концу лета на Волге» |
Сарьян М. |
«Горы Армении»; «Апрельский пейзаж» |
Серов В. |
«Заросший пруд» |
Токарев А. |
«Зимушка-зима» |
Шишкин И. |
«Корабельная роща»; «Дождь в дубовом лесу (Дубы. Вечер)»; «Утро в сосновом лесу»; «Сумерки; «Сосны, освещенные солнцем»; «Рожь»; «Лесные дали». |
Щербаков Б. |
«День догорает»; «Вихри грозовые»; «Свежий ветер» |
Юон К. |
«Мартовское солнце»; «Лыжники. Конец зимы.»; «Полдень»; «Майское утро». |
Живопись - вид изобразительного
искусства, произведения которого (картины,
фрески, росписи) отражают действительность,
оказывают воздействие на мысли и чувства
зрителей.
Живопись как жанр изобразительные искусства
В процессе формирования у детей эстетического
По мнению Е. А. Флериной, Н. П.
Сакулиной, В. С. Мухиной, обучая детей
восприятию произведений живописи, мы
тем самым делаем выразительнее их изобразительную
деятельность, хотя совершенно очевидно,
что в этом процессе нет механического
переноса способов деятельности.
Деятельность детей, связанная
с живописью, всегда должна быть непринужденной,
насыщенной радостным устремлением, творческим
воображением, инициативой. Чем эстетически
развит ребенок, тем прочнее его художественные
умения и навыки, тем полнее его творческая
деятельность.
Задачи ознакомления детей с
живописью:
1. Развивать у детей устойчивый интерес к живописи.
Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий
мир и художник изображает то, что вызвало его интерес,
удивление.
2. Знакомить с тем, о чем и как говорит искусство.
Учить видеть особенности и отличительные
признаки разных видов искусства.
3. Продолжать работу по формированию навыков
4. Формировать навыки и умения
общаться по поводу искусства с товарищами,
взрослыми, высказывать суждения и оценки
увиденного.
5. Воспитывать умение любоваться произведениями,
понимать настроение героя.
В последние годы уделяется все больше
внимания вопросам эффективного использования живописи
в работе с детьми. Многие педагоги, искусствоведы
пишут об активизации педагогического
процесса средствами живописи. В работах
А. Н. Бурова, П. Н. Якобсона, Б. П. Юсова,
Р. М. Чумичевой, Т. И. Хризман и др. доказывается
выделяют специальные требования по работе
с детьми дошкольного возраста:
- Доступность содержания живописи для детского
- Содержание картины должно носить воспитывающий
- Яркая выраженность эмоционального состояния. Чем
эмоциональнее, ярче, убедительнее произведение,
тем сильнее оно действует на чувства и
- Разнообразие используемых
художником средств
По мнению Е. А. Флериной, Н. П.
Сакулиной, В. С. Мухиной, обучая детей
восприятию произведений живописи, мы
тем самым делаем выразительнее их изобразительную
деятельность, хотя совершенно очевидно,
что в этом процессе нет механического
переноса способов деятельности.
Н. М. Зубарева доказывает доступность
восприятия детьми живописи, и в практической
педагогической работе использует различные
методы и приемы художественного восприятия
картин живописи. Педагог использует беседы
об искусстве, игровые ситуации, в которых
дети сравнивают, узнают разные по художественной
выразительности художественные образы.
Педагог комплексно использует различные
дополнительные средства воздействия
на эстетическое восприятие детей. Кроме
художественных произведений Н.М. Зубарева
рекомендует использовать музыкальное
сопровождение восприятия картин, поэзию,
прозу.
В исследованиях Н. А. Курочкиной,
Н. Б. Халезовой, Г. М. Вишневой показано,
что восприятие живописи формируется
наиболее полно в старшем дошкольном возрасте,
когда дети могут самостоятельно передавать
живописный образ, давать оценки, высказывать
эстетические суждения и нем.
Знакомя детей с живописью, педагог
раскрывает перед ними картины окружающего
мира: быт, труд людей. При этом не ограничиваются
только перечислением изображенных на
картине людей, предметов, а, прежде всего,
раскрывает значимость труда самого художника,
своеобразие его мастерства, раскрывает,
что побудило художника написать эту картину.
При детальном рассматривании картины,
анализе изображенного на ней детей учат
устанавливать взаимосвязи содержании
произведения: не только отвечать, что
видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить,
почему художник посвятил картину данной
теме, какие средства выразительности
использован, чтобы раскрыть содержание
задуманного. При качественном преподнесении
картины у ребенка формируется и развивается
интерес к другим видам и жанрам изобразительного
искусства, стремление обогатить свои
знания за счет новых накоплений.
Более полное познание детьми
произведения живописи позволяет воспитателю
не только развивать интерес к живописи,
но и формировать первоначальные основы
мировоззрения. Искусство способствует
воспитанию различных чувств. Так, при
ознакомлении с пейзажной живописью у
детей активизируется интерес к общественной
жизни, к различным видам человеческой
деятельности, отношением его к процессам
труда, к ценностям, которые создает народ,
к художественному творчеству. Дети обогащают
свой нравственный опыт, любовь к Родине.
У них формируется нравственное сознание.
Живопись учит видеть красоту человеческих
чувств, взаимоотношений, сравнивать изображенное
в произведениях изобразительного искусства,
сравнивать явления с реальной действительностью.
И этим развивают их эстетические чувства,
которые проявляются у детей в начале
эмоциональных и речевых реакциях, а затем,
при дальнейшем ознакомлении их с искусством
- в собственной художественной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что общение с живописью формирует у
Методика ознакомления детей с живописью
включает задания и игровые упражнения
по обогащению и активизации словаря,
развитию выразительности речи, формированию
монологической речи, чтение художественных
произведений, сюжет которых был бы созвучен
теме картины.
Читая литературное произведение,
педагог интонационно выделяет те места,
которые отражены художником в содержании
картины. После чтения проводится краткая
беседа о том, как дети понимают прочитанное.
Такие методы помогают дошкольнику легче
понять содержание картины, пополнить
словарь.
Рассматривание репродукций
картин на занятии требует от ребёнка
умения быстро найти нужное и точное слово,
подобрать эпитеты, синонимы, образные
выражения. Активизируют словарь в предварительной
работе словесные игры и упражнения.
а) для подбора образных сравнений полезны
упражнения: «С чем можно сравнить лес,
луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?»
б) для активизации слов, выражающих
настроение в картине, используют словесные упражнения:
«Узнай, о ком или о чём я рассказываю?
в) для того чтобы дети могли адекватно воспринимать
состояние людей, изображённых на картине,
необходимо учить понимать язык жестов,
мимики, движений. Этому способствует чтение
художественной литературы, показ кукольного
театра, драматизация сказок.
г) для более адекватного понимания художественного
д) детей учат понимать язык жестов,
используя мимические упражнения: «окажи
мимикой, жестами, о чём ты задумался»,
«Расскажи без слов, о чём бы ты написал
картину».
е) для развития выразительности
речи проводятся упражнения, подготавливающие
ребёнка к восприятию произведения: «Скажи
фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный
пейзаж» Как бы эту фразу произнёс добрый
человек, как бы это сделал злой и т.д.?».
ж) приобщая дошкольников к изобразительному
искусству, необходимо учить их пользоваться
специальным словарём. Это требует от воспитателя
искусствоведческих знаний и умений оперировать терминами,
характерными только для данного вида искусства.
Перед тем как познакомить детей
с произведением, воспитатель изучает
его, (не просто осматривает), определяет,
о чём картина, устанавливает связь между
содержанием и средствами выразительности,
цветом и композицией, построением и настроением
произведения, решает, что в картине звучит
наиболее ярко. После детального изучения
отбирает слова, необходимые для рассказывания.
Восприятие произведений живописи
требует от дошкольников не только пользоваться
определённым изобразительным словарём,
интонационно произносить фразы, но и
логично, связно высказывать свои впечатления
о картине.
Основным приёмом в развитии
монологической речи является рассказ,
используемый в различных ситуациях. Одним
из важных педагогических условий подготовки
детей к восприятию произведений живописи
является создание в группе спокойной,
доброжелательной, эмоционально-положительной
атмосферы.
Информация о работе Ознакомление детей старшей группы с пейзажной живописью