Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 14:05, курсовая работа
Цель: исследовать организационную культуру как способ организации и развития внутренней среды предприятия
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методологические основы процесса развития и становления оргкультуры.
2. Провести анализ влияния различных факторов на формирование организационной культуры.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы становления и развития организационной
культуры
1.1 Понятие структурные элементы и свойства организационной
культуры..............................................................................................5
1.2 Функции организационной культуры.............................................12
1.3 Классификация организационной культуры..................................17
2. Влияние различных факторов на формирование организационной
культуры
2.1 Системы методов поддержания организационной культуры.......25
2.2 Изменение организационной культуры..........................................29
2.3 Современные информационные технологии организационной
культуры...........................................................................................30
Заключение.................................................................................................33
Список литературы....................................................................................35
Министерство образования и науки Российской Федерации
Пензенский государственный
Факультет экономики и управления
Кафедра «Государственное управление и социология региона»
Курсовая работа по теории управления на тему:
«Организационная культура»
Пенза 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы
становления и развития
культуры
1.1 Понятие
структурные элементы и
культуры......................
1.2 Функции
организационной культуры......
1.3 Классификация
организационной культуры......
2. Влияние различных
факторов на формирование
культуры
2.1 Системы
методов поддержания
2.2 Изменение
организационной культуры......
2.3 Современные информационные технологии организационной
культуры......................
Заключение....................
Список литературы.............
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т.п. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.
Организационная культура – это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний – организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации.
Изучение данной темы позволяет более полно узнать о возможностях оргкультуры и её влиянии на каждого субъекта внутриорганизационной жизни.
Объект исследования: организационная культура.
Предмет исследования: влияние организационной культуры на успешное функционирование организации.
Цель: исследовать организационную культуру как способ организации и развития внутренней среды предприятия
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методологические основы процесса развития и становления оргкультуры.
2. Провести анализ
влияния различных факторов на
формирование организационной
Методологическая база: во время проводимого исследования были использованы следующие методологические приемы: систематизация по выбранной теме, обобщение, синтез и анализ материала.
Информационная база: в своей работе я опирался на взгляды таких ученых как Э. Шейн, У. Оучи, А. Спивак, З.П. Румянцева, Е. Молл, А.И. Кунаев, Т. Питерс, Э. А. Смирнов, Н.А. Саломатина, С.В. Рогожин, Л.Ш. Лозовский и других авторитетных исследователей организационной культуры.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, в котором отражаются цели, объект, предмет и задачи исследования; двух глав в первой из которых изложены теоретические основы становления и развития организационной культуры, а во второй части описывается влияние различных факторов на формирование оргкультуры; заключения, в котором обобщаются выводы и дается четкое понятие важности изменения организационной культуры; списка используемой литературы(28 источников) и приложения.
Курсовая работа изложена на 37 листах.
1.1 Понятие, структурные элементы и свойства организационной культуры
Первые работы, в которых упоминались понятия "организационная культура" или "культура фабрики", появились в начале 50-х годов XX века. Сама же проблема природы и содержания организационной культуры серьезное внимание исследователей привлекла только в конце 1970-х годов.
Выделим основные этапы зарождения организационной культуры. В 1977 году Томас Дж. Питере первым проанализировал аспект символического управления с целью привлечения внимания к концепции "майнстрим" в организационной теории. Затем он совместно с Робертом Уотерменом в 1982 году продемонстрировал преимущества компаний с сильной идеологией на широких ценностных установках, что, безусловно, дало ощутимый толчок в исследовании организационной культуры. Уже через год Луис Понди с коллективом авторов выступил редактором первого системного изложения взглядов на проблемы символического управления. В том же году Линда Смирчич исследовала, как система принятых понятий развивается и поддерживается в организациях путем символических организационных процессов, а также показала, как эти понятия характеризуют общность организационной культуры и отличительные качества членов организации.[28] Томас Серджовани и Джон Корбалли в 1984 году выпустили первый широко признанный сборник докладов на тему о перспективе организационной культуры, где четко изложили фундаментальные базовые понятия организационной культуры и перспективы символического управления. Алан Уилкинс в своих исследованиях показал, что трудно, но возможно изменить элементы организационной культуры, не разрушая уже существующие позитивные аспекты культуры. Огромную роль в разработке критериев оценки организационной культуры сыграли ассоциативно разработанные (в рамках National Institute of Standards and Technology) по инициативе Рональда Рейгана и Мэлколма Болдриджа документы, а также сами критерии, изложенные в правилах присуждения премии Malcolm Baldrige Award. Джон Коттер и Джэймс Хескет в 1992 году доказали наличие явной связи между культурой организации и ее прибыльностью. Основными показателями культуры они считали: предельное внимание к потребителям, ко всем участникам созидательного процесса, делегирование обязанностей и преданность непрерывному совершенствованию труда.[18,с.41]
В специальной литературе существуют различные определения понятия «организационная культура». Среди существующего многообразия определений организационной культуры выделим наиболее удачные и часто цитируемые в зарубежной и отечественной литературе по менеджменту.
Эдгар Шейн определяет организационную культуру как "совокупность основных убеждений - сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, - которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться новым членам в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам".[27,с.9]
П. Вейл определяет организационную культуру как "уникальную общую психологию организации".[3,с.14]
Д. Ньюстром и К.Дэвис видят в этом понятии "набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации".
Г. Морган определяет "культуру организации как один из способов осуществления организационной деятельности посредством использования языка, фольклора, традиций и других средств передачи основных ценностей, убеждений, идеологии, которые направляют деятельность предприятия в нужное русло".[23,с.84]
Д. Дреннан полагает, что "культура организации - это все то, что для последней типично: ее характерные черты, превалирующие отношения, сформировавшиеся образцы принятых норм поведения".[4,с.12]
Н.С. Злобин в своих работах указывает, что организационная культура - это "творческая, созидательная деятельность организации как прошлая, воплощенная в ценностях, традициях, нормах, так и настоящая, основывающаяся на опредмечивании этих ценностей, норм и традиций".
Б.Ф. Усманов приводит
следующее определение
В настоящей работе мы будем использовать понятие "организационная культура", наполняя его следующим смыслом:
Организационная культура - это доминирующие моральные нормы и ценности, принятые образцы поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые разделяются членами организации и способны воспроизводиться в этой организации через формальных или неформальных лидеров.
Кроме того, необходимо сделать уточнение следующего характера: в каждой организации независимо от ее численности и сферы деятельности существует своеобразная культура, даже если она выражена исключительно через недоверие и сложилась стихийно. М. Коул замечает по этому поводу: "Культура возникает везде, где люди на протяжении какого-то периода времени включены в совместную деятельность".[7,с.57]
Следует отметить также,
что корни концепции
В рамках социального подхода ("организации обладают культурами") предполагается, что в основе организации нет ничего, кроме культуры, культура интерпретируется как метафора, используемая для описания того, что собой представляет организация, поэтому при обращении к любому организационному явлению менеджеру приходится сталкиваться именно с культурой соответствующей организации. Таким образом, в первом случае культура выступает в роли потенциального провозвестника других проявлений жизни организации (например, эффективности их деятельности), тогда как во втором - это некая концепция, которую следует трактовать независимо от любого другого организационного феномена.
Структура организационной культуры.
Существует несколько попыток определить структуру организационной культуры. Среди известных наиболее удачной является предложение Ф. Харриса и Р. Морана рассматривать организационную культуру на основе 10 характеристик.[22,с.148] Эти характеристики следующие:
1. Осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие - поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других - через индивидуализм).
2. Коммуникационная система
и язык общения (использование
устной, письменной, невербальной коммуникации,
"телефонного права" и
3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п.).
4. Что и как едят
люди, их привычки и традиции
в этой области (организация
питания работников, включая наличие
или отсутствие специальных