Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:04, реферат
В американской практике управленческого учета рекомендации по использованию показателей для оценки эффективности деятельности предприятия изложены в стандарте управленческого учета «Измерение эффективности предприятия» (Statement on Management Accounting «Measuring entity performance»; SMA 4D).
Введение
1. Измерение эффективности предприятия (SMA 4D)
2. Рентабельность инвестиций
3. Остаточный доход
4. Рыночная стоимость
5. Рекомендации по применению показателей эффективности деятельности предприятия
Рыночная стоимость.
Для инвесторов и акционеров рыночная стоимость компании (market value, MV) является показателем, определяющим величину их потенциальных доходов. Поскольку ожидаемые владельцами будущие дивиденды и доходы от акций основываются на реальной стоимости предприятия или его способности генерировать денежные потоки, изменение рыночной стоимости может считаться одним из важнейших показателей оценки деятельности компании со стороны акционеров.
Методика расчета
При определении стоимости компании, как правило, используется два основных подхода:
1. Рыночная стоимость определяется как произведение акций компании на их справедливую рыночную цену, за которую участники фондового рынка готовы приобрести эти акции.
2. Стоимость компании исчисляется на основании денежных потоков, которые, по прогнозам экспертов, она способна генерировать на протяжении длительного времени. Классическая формула расчета стоимости компании на основании денежных потоков следующая:
MV = NPVt + NCFt+1 /(WACC- g),
где NPVt – чистый дисконтированный денежный поток, генерируемыйкомпанией за прогнозный период t. Как правило, прогнозный периодсоставляет пять лет;
NCFt+1 – нормальный чистый денежный поток в первый год послезавершения прогнозного периода;
WACC – средневзвешенная стоимость капитала;
g – ожидаемые темпы роста чистого денежного потока в бессрочной перспективе.
Преимущества и недостатки
Основной и наиболее существенный недостаток показателя рыночной стоимости компании – большое количество допущений и прогнозов, которые приходится использовать при его расчете. Вместе с тем этот показатель позволяет наиболее полно учесть все факторы, влияющие на эффективность работы предприятия.
Рыночная стоимость – краткосрочный финансовый показатель, который измеряет капитализацию компании на фондовом рынке в конкретный момент, в динамике – ее изменение за квартал, год. Показатель рассчитывается как произведение текущей котировки акций компании, по которой инвесторы в данный момент их продают или покупают, на их общее количество.
Менеджеры компании могут применять MV при определении целей и задач компании, выборе показателей эффективности, влияющих на изменение рыночной стоимости акций, для того чтобы привести результаты деятельности компании в соответствие с ожиданиями рынка. Данный показатель использовался в качестве одного из индикаторов для формирования части компенсационного пакета менеджеров, но сейчас прослеживается тенденция отказа от такого применения, что отчасти связано с краткосрочной ориентированностью показателя и с корпоративными скандалами.
Аналитики фондовых рынков определяют справедливую рыночную стоимость акций, и эта информация может быть использована менеджерами компании для определения целевых значений показателей эффективности.
К недостаткам MV следует отнести его ориентированность исключительно на финансы. Попытки экстраполировать квартальные показатели для прогноза рыночной стоимости на годы вперед могут привести к тому, что действиям, которые не оказывают существенного влияния на квартальные финансовые показатели, но в перспективе могут создать устойчивые конкурентные преимущества и потенциал будущих доходов компании, не будет уделяться достаточно внимания.
Рыночная стоимость – это комплексный показатель, который мы рассчитываем, например, при приобретении других бизнесов (сетей в регионах) или при внесении изменений в структуру акционерного капитала собственной компании (дополнительная эмиссия, появление нового инвестора и прочее).
На что следует обратить внимание
В соответствии с SMA 4D, для того чтобы достоверно и надежно оценить результаты деятельности компании, необходимо учесть следующие важные особенности использования различных финансовых показателей, а именно:
1) многие финансовые коэффициенты и показатели не позволяют получить полную достоверную картину финансового состояния предприятия. К примеру, в одной из крупных розничных компаний решение по ассортименту товаров принималось на основании показателя рентабельности отдельных видов продукции. Иными словами, предпочтение отдавали товарам, обладающим большей рентабельностью по сравнению с остальными.
С момента создания компания специализировалась на розничной продаже продуктов питания. В дальнейшем было принято решение об увеличение доли «посуды» в товарном ассортименте, так как этот вид товаров обладал большей рентабельностью. Через полгода предприятие столкнулось с тем, что прибыль компании стала сокращаться. Анализ сложившейся ситуации показал, что не был учтен показатель оборачиваемости «посуды», который был в несколько раз ниже, чем у продуктов питания;
2) в расчете отдельных показателей применяется историческая стоимость различных активов и пассивов, тогда как реальные условия ведения бизнеса требуют использования справедливых рыночных цен. Типичная ситуация, когда компания создает амортизационный фонд основных средств исходя из стоимости приобретения (исторической стоимости) зданий и оборудования. Если не делать необходимые корректировки для начисляемых сумм амортизации, очевидно, что сформированного фонда амортизации не хватит на модернизацию парка машин и оборудования, так как стоимость последних под действием инфляции значительно увеличилась.
Следует также отметить, что использование для оценки результативности работы компании только финансовых показателей не позволит заранее диагностировать многие проблемы, к примеру снижение качества выпускаемой продукции, уровень обслуживания клиентов, эффективность управления персоналом.
В заключение отметим, что перечисленные в положении 4D показатели, применяемые для оценки эффективности, могут с успехом применяться при разработке системы сбалансированных показателей – перспективы «Финансы». Но для того чтобы иметь возможность интерпретировать полученные расчетные значения показателей, крайне важно понимать, какая информация послужила основой для расчета.
Рекомендации по применению показателей эффективности деятельности предприятия .
Исходя из того что важнейшей задачей предприятия является повышение стоимости акционерного капитала, необходимо учитывать следующее:
– финансовые показатели деятельности предприятия должны быть всеобъемлющими и соответственно включать рост доходов, денежных потоков и прибылей на инвестиции;
– в течение жизненного цикла компании на каждой стадии роста различные финансовые показатели имеют различную степень важности. Следовательно, ни чистая прибыль, ни денежные потоки, ни доход на инвестиции не должны «затмевать» другие значимые показатели;
– измерение эффективности работы предприятия с помощью набора финансовых показателей необходимо расширить за счет использования бюджетных ожиданий, с которыми сравниваются фактически полученные данные;
– расчеты, основанные на исторической стоимости, особенно в период высокой инфляции, не должны основываться на исторической стоимости.
Рекомендации разработаны Национальной ассоциацией бухгалтеровСША (National Accounting Association).
О применении модели Дюпона см. статью «Как сбалансироватьбюджет» («Финансовый директор», 2004, № 9, с. 26). – Примеч. редакции.
Информация о работе Оценка эффективности деятельности предприятия за рубежом