Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 22:24, реферат
Учебные курсы по разным аспектам деятельности госаппарата читаются во многих вузах и институтах повышения квалификации. Однако существующая литература не отвечает в полной мере потребностям учебного процесса и, главное, последующей практической работы выпускников, поскольку издаваемые пособия и учебники носят, как правило, узкопрофилированный, односторонний характер, что не соответствует системному характеру проблематики государственной службы.
Введение……………………………………………………………………..3
История государственной службы в Германии………………….………..4
Государственная служба в Германии……………………………………....7
Подготовка государственных служащих в Германии……………………10
Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих в Германии……………………………………………………………….….12
Заключение………………………………………………………….……..…15
Список литературы…………………………………………….…………….17
В Германии более 300 вузов четырех типов: университеты, политехнические институты; художественные академии и консерватории; вузы типа «фах-хох-шуле» и типа «комплексный университет». Почти все вузы государственные, но есть 62 негосударственных, в которых обучаются в общей сложности 30 тыс.- студентов (из них 33 вуза принадлежат церквам и религиозным ассоциациям). Все немецкие государственные вузы имеют юридический статус корпораций публичного права и одновременно являются государственными учреждениями, по закону пользуются правом самоуправления (в рамках устава, утверждаемого государством и под контролем соответствующего министерств). На каждом факультете вуза — от 10 до 20 предметных направлений.
Профессор Германии — специалист, самостоятельно выполняющий научные исследования, осуществляющий преподавание, прием экзаменов. Система их подготовки примерно такая же, как в России. Но немецкий профессор имеет пожизненный статус чиновника и приглашается не вузом, а по его рекомендации правительством земли. Все профессора обязательно имеют ассистентов.
Для системы высшего образования
Германии характерны: самоуправление,
тесная связь науки и преподавания,
высокая требовательность к качеству
обучения и знаний, их практической
применимости, хорошее материально-
Методика преподавания экономических
дисциплин имеет ряд
- четкое обучение по совокупности смежных дисциплин, гарантирующее комплексные знания по специальности; - «натаскивание» с использованием различных методов, включая групповые самостоятельные занятия, позволяющие достичь детальных знаний и умения выполнять отдельные экономические функции;
- процесс обучения прерывается
экзаменами, сдать которые можно,
лишь имея подтверждения (в
виде отдельных ведомостей, разрешительных
листков и т.д.) полученных знаний
и навыков по отдельным
-по каждому курсу группам
студентов (слушателей) предлагается
решить большое число задач
и оценить конкретные ситуации;
Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих в Германии
Переподготовка – обучение лиц, имеющих профессию с целью их переквалификации.
Так, основные требования, предъявляемые к госслужащим в Германии: профессиональное образование и специальная предварительная подготовка (вид и длительность которой дифференцируются э зависимости от уровня служебного положения). Предварительная подготовка молодых специалистов не является узкоспециализированной. Ее цепь - гармоничная интеграция чиновника низшего звена в систему государственной службы. На этом этапе внимание уделяется знакомству с основными задачами госслужбы, с правами и полномочиями, обеспечивающими выполнение служебных обязанностей. На начальной стадии программа ориентирована, прежде всего, на формирование у слушателей навыков, способствующих налаживанию межличностных контактов, адаптации к административной среде.
Молодые сотрудники, имеющие стаж работы в госаппарате до двух лет, чиновники со стажем работы более двух лет и руководящие работники госаппарата проходят переподготовку в Федеральной академии публично-правового управления. Обучение ориентировано на развитие у слушателей системного мышления, коммуникабельности и умения работать в команде. Широко практикуются стажировки.
Наряду с вузами, занимающимися переподготовкой госслужащих повышенного ранга, в Германии имеется система учебных заведений, занимающихся переподготовкой и повышением квалификации работающих чиновников госслужбы. Центральное место в этой системе занимает Федеральная академия государственного управления при Министерстве внутренних дел Германии. Занятия проводятся по следующим основным направлениям:
- компенсирующие курсы, в рамках которых осуществляется углубленная подготовка по смежным видам деятельности, например, юристы обучаются экономическим знаниям, а экономисты — юридическим; - курсы подготовки чиновников высшего и повышенного ранга, которые впервые начинают работать на руководящих должностях, а также по специальным программам для отдельных земель; - семинары, имеющие целевое назначение (функциональные и предметные области деятельности чиновников, повышение квалификации в связи с работой в международных организациях, с объединением Германии и др.);
- курсы и семинары в соответствии с деятельностью фондов и международных организаций (Германский международный фонд развития, Европейское Сообщество и т.д.).
Повышают квалификацию в академии в обшей сложности более 10 тыс. человек в год. Общая направленность обучения связана не с простой передачей знаний, а с формированием определенного образа мышления и поведения, характерного для конкретного ранга чиновников. В соответствии с этим значительное время в период повышения квалификации отводится практике (стажировка за рубежом и на конкретных рабочих местах), а также активным методам обучения, которые реализуют модераторы (преподаватели, которые организуют свободные дискуссии, мозговые атаки, круглые столы, направленные на формирование коллективного решения проблем. Таким образом, непрерывное образование - обязательное условие продвижения в системе госслужбы. Экзамен на право замещения должности сдается по обязательным (административное право и право отдельных земель, законодательное регулирование работы в определенной сфере деятельности) и факультативным предметам. Доля лиц с юридическим образованием среди госслужащих составляет 65%. Если кандидат на должность высшей категории не имеет юридического образования, то в течение двух лет он проходит необходимую подготовку в специализированных учебных заведениях.
Повышение квалификации госслужащих проводится в Федеральной академии государственного управления. Широкий спектр обучающих программ позволяет сопровождать чиновника на протяжении всей его карьеры. Образовательные программы построены по модульному принципу, что делает их гибкими, отвечающими потребностям общества.
Подготовка и переподготовка и повышение квалификации работников государственного и муниципального управления Германии в целом представляет собой последовательную, жесткую, законченную систему.
Заключение
В настоящее время в Германии, как и во многих других странах, происходит модернизация госслужбы — по тем же параметрам и в том же направлении. Так же расширяется сфера действия контрактных механизмов в деятельности государственных органов, происходит их переориентация на "клиентные" отношения с гражданами, проводятся административная децентрализация, дивергенция статуса служащих, больше внимания уделяется вопросам административной морали и культуры.
Есть, однако, и определенные отличия. Прежде всего, поскольку в Германии престиж и эффективность госслужбы, в отличие от многих других стран, по-прежнему достаточно высоки, то и проблема модернизации не так остра и может решаться постепенно. Во-вторых, сам процесс реформ не подчинен какому-то единому государственному плану. В отличие, скажем, от Франции, где начало попыткам реформ положил так называемый циркуляр Рокара, от Англии с ее программой "следующих шагов" или от США с отчетом Комиссии под председательством вице-президента Э. Гора, в Германии нет какой-либо единой, санкционированной "сверху" стратегии реформ. Все процессы идут "снизу" и постепенно, что отражает возрождение — после крушения казарменно-унитаристских и имперских амбиций середины XIX — середины XX века — более давних и глубоких немецких традиций федерализма и муниципального правления. Тем не менее это обещает, по мнению немецких ученых, "большой качественный скачок посредством маленьких шагов".
Для системы высшего образования Германии характерны: самоуправление, тесная связь науки и преподавания, высокая требовательность к качеству обучения и знаний, их практической применимости, хорошее материально-техническое и информационное обеспечение учебных и научных процессов, активные зарубежные связи, комплексность дисциплин и постоянные контакты с крупными хозяйственными структурами (корпорациями, концернами и т.д.).
Список литературы
1)А.В. Оболонский «Государственная служба», Москва, 2000г., 440 стр.
2) М. Ю. Зенков Зарубежный опыт управления: Государственная служба: Учебное пособие. — Новосибирск: НГАУ, 2004.— 130 с.
3) Силин А. Государственная служба России и на Западе.//Человек и труд-2000.
4) Руденко П. Подготовка госслужащих: зарубежный опыт. //Человек и труд - 2004
Информация о работе Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих в Германии