Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 12:26, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование понятия и сущности организации.
Реализация этой цели потребовала последовательного решения системы взаимосвязанных задач: дать характеристику природы и сущности организации; раскрыть сущностные характеристики организации как открытой системы; исследовать системные свойства и среду организации.
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Основная часть……………………………………………………………….…4
2.1. Природа и сущность организации………………………………………..…4
2.1.1 Определение понятия организации………………………………………..4
2.1.2 Черты и свойства организаций……………………………………………..8
2.1.3 Основные модели организаций…………………………………………...11
2.2. Организация как открытая система………………………………………..13
2.2.1 Системные свойства организации………………………………………..13
2.2.2 Открытые и закрытые системы…………………………………………...14
2.2.3 Внешняя среда организации………………………………………………16
2.2.4 Внутренняя среда организации…………………………………………...21
2.3. Практическая часть
2.3.1. Администрация города и ее структура…………………………………..31
3. Заключение…………………………………………………………………….35
4.Список использованной литературы…………………………………………37
Структура организации -
это логическая взаимосвязь и
взаимозависимость уровней
Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Число лиц, подчиненных одному руководителю, называется сферой контроля. Чем больше сфера контроля, тем меньше (при прочих равных условиях) уровней управления создается в организации, и наоборот. Сфера контроля в организации часто варьируется в значительной степени как по уровням управления, так и по подразделениям. Идеальной сферы контроля не существует Ее приемлемые значения колеблются от 2-3 до 50 и более.
Как важнейшая организационная характеристика, структура представляет собой совокупность связей и отношений, сложившихся в системе между ее элементами.
Итак, структура - это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность между составляющими ее элементами. Структура находится в тесной взаимосвязи с составом системы, определяется им и в свою очередь сама в значительной степени его определяет.
Еще одним направлением
разделения труда в организации
является формулирование задач. Задача
- это предписанная работа, серия
работ или часть работы, которая
должна быть выполнена заранее
Задачи организации традиционно делятся на три категории по видам работ: работа с людьми; работа с предметами; работа с информацией.
С исторической точки
зрения изменения в характере
и содержании задач были тесно
связаны с эволюцией
Технология является
четвертой важной внутренней переменной.
Большинство людей
Технология, применяемая в организации, зависит от типа производства. Типы производств бывают следующие: единичное, серийное, массовое.
В единичном производстве выпускаются отдельные образцы изделий или их небольшие партии, которые и повторяются через неопределенный промежуток времени. Единичное производство характеризуется большим удельным весом неповторяющихся операций. Серийное производство представляет собой выпуск партий изделий через определенные промежутки времени. Однородные операции здесь повторяются. Массовое производство характеризуется выпуском небольшой номенклатуры изделий, постоянной достаточно длительное время. Такой тип производства имеет большой удельный вес однородных, повторяющихся операций. В массовом производстве широко распространены механизация и автоматизация производства, конвейерный способ сборки. Большое влияние на технологию оказывает также индивидуализация производства: благодаря гибким технологиям даже в массовом производстве учитываются требования индивидуального заказчика к качеству изделия. Примером может служить производство автомобилей с учетом пожелания заказчика по цвету кузова, обивке салона, автоматизации перемены передач и т.п.
Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкурентной технологии как средства преобразования ресурсов, поступающих на входе, в форму, получаемую на выходе. Влияние этой переменной на управление в значительной мере определялось четырьмя крупными переворотами в технологии: промышленной революцией, стандартизацией и механизацией, применением конвейерных сборочных линий и компьютеризацией.
Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной организации. Руководство достигает целей организации через своих сотрудников. Следовательно, люди являются центральным фактором в любой системе управления. Если руководство - отдельные менеджеры - не признают, что каждый работник представляет собой личность с ее неповторимыми переживаниями и запросами, способность организации достичь поставленных целей невелика.
Существуют три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей; поведение людей в группах; характер поведения руководителя как лидера, его влияние на поведение отдельных людей и групп. Понимание и успешное управление человеческой переменной - сложная задача. Поведение человека в обществе и на работе является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды. Особенно важными индивидуальными характеристиками считаются способности человека, его потребности, ожидания, характер восприятия и социальные установки.
Область, в которой люди различаются наиболее наглядно, - это индивидуальные способности. Организации должны использовать различия в способностях при решении вопроса, какую должность будет занимать и какую работу выполнять конкретный работник. Способности большей частью объясняются наследственностью и воспитанием. Но в основном способности приобретаются с опытом и с помощью образования. Любой человек будет использовать в работе и развивать способности, если это обеспечит удовлетворение его потребностей. Потребность есть внутреннее состояние психического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо. Потребности базовые (физиологические - потребности в пище, тепле, одежде и др.; психологические - потребности в принадлежности к обществу, группе людей, в друзьях) должны быть удовлетворены в первую очередь. С точки зрения управления это означает, что организация должна стремиться к тому, чтобы удовлетворение потребностей человека шло бы через реализацию целей организации. Например, при достижении организацией цели - выполнение плана реализации и прибыли - работники, обеспечившие ее, получают достаточно весомый выигрыш в оплате или конкретные необходимые материальные блага (престижный автомобиль, квартира, отдых за счет фирмы и др.).
Важной потребностью любого человека является самоутверждение, стремление к власти и влиянию. Если эта потребность не удовлетворена, то человек всеми силами будет стремиться ее удовлетворить, даже вразрез с интересами организации.
Основываясь на прошлом опыте и текущей ситуации, люди формируют ожидания относительно результатов своей деятельности. Сознательно или подсознательно они решают, насколько вероятно или невероятно свершение чего-то значимого для них. Эти ожидания оказывают большое влияние на их сегодняшнее поведение.
Очень сильно влияет на поведение людей их восприятие окружающего. Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, что они воспринимают как действительно происходящее. Нет двух человек, которые воспринимали бы что-то совершенно одинаково. Еще один аспект различий между людьми - это социальные установки, отношение к чему-либо. Отношение к работе является важным фактором, определяющим, как люди будут реагировать на изменение условий работы. Если у вас лично или в вашей группе сформировалось негативное отношение к какому-то виду деятельности, то в любом случае передача этого дела вам будет восприниматься вами резко отрицательно.
Кроме этого на поведение человека существенно влияет его окружение. Психолог У. Мишель доказал, что все личностные характеристики, даже такие базовые черты личности, как честность и способность вызывать доверие, зависят от ситуации. Почти все ведут себя честно в одних ситуациях и нечестно - в других. Эти выводы имеют очень большое значение, потому что указывают на важность создания такой обстановки на работе, которая поддерживала бы тип поведения, желательный для организации[19].
Однако из этого не следует, что личные качества человека не значимы.Т. Харрелл установил, что через 5, 10 и 15 лет после окончания Стенфордского университета его выпускники зарабатывают много, но большего успеха добились те, кто энергичен, социально смел и не боится принимать решения.
Таким образом, одной из наиболее известных в России и за рубежом точек зрения на выделение факторов внутренней среды, является разработанная М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури теория, согласно которой основными переменными внутренней среды выступают цели, задачи, структура, технология, а также люди (персонал организации). На наш взгляд, эта точка зрения - развитие известной теории "алмаза" Г. Ливитта, который выделил четыре переменные организации: задание, или миссия; структура; технология; индивиды. Исследователь подчеркивал значение каждого элемента и существующих между ними взаимосвязей - изменение в одном из них обусловливает трансформации в других (рис.2.5).
Рис.2.5 "Алмаз" Г. Ливитта[20]
2.3. Практическая часть
2.3.1. Администрация города и ее структура.
Глава администрации города » Администрация города »
» Заместитель главы администрации города, директор департамента жилищно-коммунального хозяйства
- Департамент жилищно-коммунального хозяйства
1.Отдел по развитию жилищно-коммунального хозяйства и работе с населением города
2.Отдел по организации содержания и ремонта жилищного фонда
3.Отдел инженерного обеспечения и ресурсосбережения
4.Отдел по благоустройству и дорожному хозяйству
5.Оперативно-информационный отдел
6.Планово-экономический отдел
7.Отдел по учёту и отчётности
8.Организационный отдел департамента жилищно-коммунального хозяйства
- Управление по жилищной политике
- Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
1.Отдел оперативного планирования
2.Отдел мероприятий гражданской обороны
3.Отдел предупреждения чрезвычайных ситуаций и защиты населения
4.Отдел организации подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности
- Отдел транспорта и связи
- Административная комиссия
» Заместитель главы администрации города по экономике
- Департамент экономики
1.Управление по договорной работе
2.Управление муниципального заказа
3. Управление прогнозирования и экономического анализа
- Управление по информационным ресурсам
1.Отдел информационных систем
2.Отдел программно-технических средств
- Управление
бухгалтерского учёта и
1.Отдел по учету расчетов и нефинансовых активов
2.Финансово-экономический отдел
- Отдел цен и тарифов
- Отдел труда
- Отдел контроля в сфере размещения муниципального заказа
» Заместитель главы администрации города по строительству
-Управление архитектуры и градостроительства
1.Отдел градостроительного развития и планировки территорий
2.Отдел информационного обеспечения градостроительной деятельности
3.Отдел разрешений в строительстве
4.Служба наружной рекламы и эстетики городской среды
- Отдел координации строительного комплекса
» Заместитель главы администрации города
- Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов
1.Управление имущественных отношений
2.Управление земельными ресурсами
- Управление
по природопользованию и
1.Отдел природоохранных программ и проектов
2.Отдел природопользования
3.Отдел охраны окружающей среды
- Управление по потребительскому рынку
1.Отдел по потребительскому рынку и агропромышленному комплексу
2.Отдел по защите прав потребителей
3.Отдел по местной промышленности, поддержке предпринимательства и лицензированию
- Отдел по организации деятельности территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Служба по
организации и обеспечению
» Заместитель главы администрации города по социальной и молодежной политике
-Департамент здравоохранения
1.Отдел по лечебно-профилактической работе
2.Отдел по организационно-методической работе
3.Служба по учету и отчетности
4.Служба материального обеспечения
-Департамент образования
1.Управление финансово - экономического обеспечения прав и гарантий граждан в области образования
2.Управление общего и дополнительного образования