Система управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:54, реферат

Краткое описание

«Система управления организации» - одно из ключевых понятий Теории организации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

Содержание

Введение.
Общие понятия.
Структура системы управления.
Основные типы управления организациями.
Система управления российской компании.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Система управления организацией.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что  приведённая классификация структур управления предприятиями не является единственной. Существуют и другие, имеющие более прикладной характер, например,  классификация, подразделяющая организационные структуры на линейные; линейно-функциональные; проектные и матричные; венчурные и инновационные внутрифирменные.

Наиболее сильное влияние  на российскую школу управления оказывают  американская и японская школы менеджмента, основные различия которых указаны в таблице 1.

 

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ КОМПАНИИ

 

Пример системы управления Государственного унитарного предприятия  «Федеральный научно-производственный центр «НИИ прикладной химии» является во многом характерным для многих крупных предприятий оборонного комплекса, да и промышленных предприятий России в целом.

В методологии управления предприятием следует отметить, что, действуя на основании российского  законодательства, Устава, Приказов директора  и Распоряжений его заместителей, оно заявляет своей целью получение прибыли, содержание социального сектора (поликлиники, посёлка и т.д.), повышение оборонного потенциала государства. В общем виде технология и практика, методы и функции управления предприятия остались практически неизменны со времени социалистических методов хозяйствования. Управленческие решения принимаются единолично, высока концентрация функций, возложенных на руководство, низкая взаимозаменяемость руководителей – «незаменимость» каждого, никто не возьмёт на себя ответственность принять решение за другого. При этом уровень ответственности за принятые решения и их исполнение невысок – он размывается большим их количеством и низким качеством, а оперативность управления не выдерживает никакой критики. Коммуникации между подразделениями имеют в основном вербальный характер, уровень информированности сотрудников находится в тех пределах, какие необходимы для исполнения определённой работы.  Данные факторы, несомненно, отразились на экономическом положении предприятия.

Модель менеджмента  предприятия скорее ближе к американской – формализованная структура, индивидуальность принятия решений и т.д. Вместе с  тем, уровень оплаты труда не поставлен  в прямую зависимость от его результатов, что, видимо, и определяет низкий уровень ответственности. Однако в последние годы на предприятии стали создаваться структурные подразделения под конкретных заинтересованных менеджеров, определяющих самостоятельно направление и цели деятельности, степень обособленности от центрального аппарата управления, вид финансового взаимодействия в рамках действующего законодательства.

Структура управления достаточно типична для предприятий ВПК:

 

Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

 

Главный инженер – заместитель директора по общим вопросам  руководит работой технических служб предприятия, отвечает за содержание зданий и сооружений, территории предприятия и социального сектора. Ему подчиняются отделы:

-    Главного  механика;

-    Главного  энергетика;

  • Службы охраны труда;
  • ВОХР;
  • Отдел кадров;

- ряд обособленных  структурных подразделений, ведущих обособленную хозяйственную деятельность, таких, как АТС, ювелирный цех, гостиница и т.д.

Отдел Главного механика  вместе с подчиненными ему подразделениями обеспечивает контроль за работой и наладку технологического оборудования, проводить все виды ремонта технологического оборудования, а также монтаж нового и демонтаж устаревшего оборудования.

Отдел Главного энергетика вместе с подчиненными ему подразделениями обеспечивает бесперебойное снабжение предприятия электроэнергией, теплом, водой, и другим. Проводит планирование и осуществляет ремонт энергетического оборудования, разрабатывает и осуществляет мероприятия по реконструкции, техническому перевооружению и перспективному развитию энергетического хозяйства предприятия, проводит нормирование расходов электроэнергии, тепла, топлива, и др., а также мероприятия по их экономии, использование вторичных энергоресурсов, разрабатывает технические и организационные мероприятия по повышению надежности и увеличения срока службы энергетического оборудования, проводит работы по оптимизации режимов использования энергетического оборудования в производственных цехах, проводит инструктаж и обучение персонала.

 

Заместитель директора  по экономике занимается всеми финансовыми  вопросами предприятия, замещая и представляя директора при распределении расходов предприятия, отвечает за доходы и уплату налогов и иных платежей. В его подчинении находятся:

    • Планово-экономический отдел;
    • Бухгалтерия предприятия, состоящая из финансовой, расчётной и производственной групп;
    • Коммерческий отдел (отдел сбыта);
    • Структурные подразделения, ведущие обособленную хозяйственную деятельность.

Планово-экономический отдел разрабатывает годовые, квартальные планы предприятия и отдельных цехов, контролирует их выполнение, определяет пути устранения недостатков, организует и совершенствует внутризаводское и внутрицеховое планирование, разрабатывает нормативы для образования фондов экономического стимулирования, ведет оперативный статистический учет, анализ показателей работы основных агрегатов, цехов и заводов, разрабатывает и представляет на утверждение проекты, цены на новую продукцию, изучает и внедряет передовой опыт в организации планово-экономической работы и др.

Бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.

Коммерческий  отдел занимается реализацией продукции  предприятия, маркетинговыми исследованиями, рекламной деятельностью и т.д.

Отдел организации  труда и заработной платы разрабатывает штатное расписание, составляет годовые, квартальные, и месячные планы по труду и заработной плате и осуществляет контроль за их выполнением, разрабатывает мероприятия по повышению производительности труда, внедрению прогрессивных систем заработной платы, разрабатывает положение  об образовании и расходовании фонда материального поощрения, разрабатывает технически обоснованные нормы выработки и проводит анализ их выполнения, организует и участвует в разработке вопросов научной организации труда, содействует движению за коллективную гарантию трудовой и общественной дисциплины.

 

Заместитель директора  по производству руководит материально-техническим снабжением предприятия, технологического отдела, ОТК и др.

 

Заместитель директора  по НИОКР руководит структурными подразделениями научной направленности, в его ведении находится разработка новых изделий и доработка  имеющихся, он осуществляет связи с  другими научными организациями  и заказчиками научно-исследовательских разработок.

Управление  структурными подразделениями осуществляется в зависимости от направления  их деятельности и имеет различные  черты: от бюрократическо-авторитаристского  управления в производственных подразделениях, до элементов органического в творческих подразделениях и подразделениях розничной торговли.

По отношению  к профессионализму управленческого  персонала следует отметить его  высокий уровень на верхнем уровне «административной пирамиды» и  резкое его снижение на низовых уровнях, что напрямую связано с уровнем оплаты труда.

Техника управления предприятия характеризуется с  одной стороны выверенностью  и проработанностью документооборота, достаточным количеством производственных и административных помещений. С  другой стороны документооборот явно не отвечает требованиям современной действительности, компьютеризация и информатизация управления находится в зачаточном состоянии, что в первую очередь связано с экономическими проблемами предприятия.

Общим выводом в данном случае является то, что система управления предприятия нуждается в глубоком анализе и исправлении проявившихся в результате реформирования перекосов, необходим поиск определённого организационного вектора управления на основе передовых технологий управления и теоретических разработок. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение  по данной работе хотелось бы сделать  словами статьи (2):

«Управление - это  организация, анализ, контроль. Управление - один из главных моментов предпринимательской  деятельности, важнейший фактор ее успеха. Управление — это тяжелая работа, но это и искусство, это и наука.

Наш совет предпринимателю - будьте умным, знающим и умелым управляющим, а если не можете - наймите  умного, знающего и умеющего менеджера. В любом случае - будьте благоразумным, чтобы соответствовать системе  цивилизованного управления».

 

Табл. 1. Японская и американская модели менеджмента.

 

Япония

США

Должность создаётся  в соответствии с личными качествами определённого человека.

Неформальные контакты и структура в организации.

Управление ориентированно на группу. Организация как семья. Воздействие на отдельного человека через группу.

Коллегиальное принятие решений, коллективная ответственность.

На первом месте –  принципы компромиссности и гармонии. Ориентация на предотвращение конфликтов.

Долгосрочный найм на работу.

Оплата в соответствии со стажем, семейным положением. Предусмотрена  процедура ротации.

Проектируется структура  предприятия, создаётся должность  и на неё подыскивается соответствующий  человек.

Структура организации  и отношения строго формальны.

Управление ориентированно на конкретного человека.

 

 

Индивидуальное принятие решений, индивидуальная ответственность.

Организационные конфликты  – норма, ведущая к развитию организации. Задача менеджеров – разрешать конфликты.

Краткосрочный найм.

Оплата труда и карьера основывается на индивидуальных результатах деятельности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

    1. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. «Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования»// Учебное пособие. - М.: ГАУ, 1993
    2. Немкович Е.Г., Курило А.Г. «Менеджмент малого и среднего бизнеса» // http://kicbi.karelia.ru/smb/edu/courses/meneg_smb
    3. Под редакцией Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. «Менеджмент организации»// Учебное пособие. - М.: Инфа-М, 1995
    4. Смирнов Э.А. «Основы Теории организации» // ЮНИТИ, 1998
    5. Устав ГУП «ФНПЦ «НИИПХ»

 

 

 


Информация о работе Система управления организацией