Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:20, контрольная работа
Целью контрольной работы является исследование основных моделей организационных систем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные модели организации;
2) изучить закономерности существования бюрократической, неоклассической, профессиональной моделей и модели принятия решений организаций;
3) рассмотреть системный подход и процесс организации;
Введение…………………………………………………………………………3
1. Модели организации…………………………………………………………4
1.1 Классическая модель………………………………………………………..4
1.2 Бюрократическая модель…………………………………………………...5
1.3 Неоклассическая модель……………………………………………………7
1.4 Профессиональная модель………………………………………………….8
1.5 Модель принятия решений………………………………………………...10
2. Системный подход и процесс организации………………………………..13
3. Системы и подсистемы управления организацией………………………..15
4 Современный подход к теории организации.………………………………18
Заключение……………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………
-теория организационного
контроля точно определяет
Все четыре раздела теории, объединяясь в единое целое, образуют общую картину процесса принятия решений в 9. В целом эта теория рассматривает организацию как адаптивную систему, которая состоит из ряда групп с различными интересами, объединенных в широкую коалицию. Эта система создает соответствующие организационные механизмы, чтобы избежать неопределенности, осуществляет исследование проблем, обучается на основе своего же опыта и ищет скорее удовлетворительные (рациональные), а не оптимальные решения. Такой подход в значительной мере совпадает с представлением об организации как адаптивной социальной системы.
2. Системный подход и процесс организации
Элементы предприятия.
Функция руководства
в современных сложных
В предпринимательской
Взаимоотношения между элементами системы.
Второй важный шаг в системном подходе к процессу организации состоит в том, чтобы рассмотреть взаимоотношения между различными элементами или частями единой системы.
Части должны быть привязаны к целому с помощью определенных отношений каждой части к какой-либо общесистемной характеристике (или характеристикам), имеющей необходимую и логическую функциональную связь с выполнением задач всей организации.
Части должны быть определены не с целью их удобной классификации по тем или иным признакам, а так, чтобы была ясно видна их логическая и необходимая функциональная связь друг с другом и с системой в целом.
Большие части должны быть способны объединять все более мелкие части, которые необходимы для объяснения поведения организации в целом.
Части должны быть соответственно увязаны с поведением всех членов организации.
При этом надо иметь в виду “процесс сплавления” организации - процесс примирения и сплочения этих различных частей и установления единства между ними. Этот процесс выдвигает на первый план общие цели организации вопреки противоречащим им интересам отдельных личностей, групп, других организаций и самой рассматриваемой организации.
Процессы информации и связи.
Основой интеграции отдельных
частей организации в единую систему
служат информационные сети или сети
связи. Связь стимулирует работу
отдельных элементов
3. Системы и подсистемы управления организацией
Система – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь.
В составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы:
1. структура управления;
2. техника управления
3. функции управления.
4. методология управления (см. таб. 1).
Таблица 1.
Структура элементов системы управления организации.
Система управления | |||
Подсистемы | |||
Методология управления |
Процесс управления |
Структура управления |
Техника управления |
Элементы систем управления | |||
Цели задачи, законы и принципы |
Коммуникации |
Функциональные структуры |
Система документооборота |
Методы и функции |
Схема процесса |
Схемы организационных отношений |
Информационные каналы |
Технология и практика управления |
Разработка и реализация решений |
Организационные структуры |
Компьютерная и оргтехника, офисная мебель |
Информационное обеспечение |
Профессионализм персонала |
Организационная структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:
- функциональную и
- компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота.
Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.
Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.
Как процесс управленческая деятельность – это совокупность действий, ведущая к образованию и совершенствованию связей между частями системы. Как явление – это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации. Наибольший интерес представляет структура управления организации, как, во многом, определяющая по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет и технику управления, и процесс, и методы, и функции.
Среди этапов понимания сущности управления и построения организационных структур следует выделить некоторые этапы:
Всё большую роль, как указывалось
выше, в организации начинает играть
технологическая основа. Организация
– это социотехническая система,
т.е. взаимодействие группы людей с
определённой техникой. Техническая
система и система
4. Современный подход к теории организации
Традиционная теория организации обращала внимание главным образом на отдельные элементы организации и рассматривала методы, позволяющие разделить ее деятельность на отдельные задачи или рабочие операции. Она не уделяла достаточного внимания взаимным связям и интеграции деятельности элементов организации. Не продвинулась в этом направлении и неоклассическая теория, которая стремилась в традиционную механистическую модель организации включить человека с его мотивами, устремлениями, желаниями и ограничениями. Ни один из этих подходов не дает возможности создать интегрированную, системную модель организации.
Все большее внимание
привлекает идея, что наиболее полезный
путь к изучению организаций состоит
в том, чтобы рассматривать их
как системы. Этот новый взгляд стремится
представить организацию как
систему, состоящую из взаимозависимых
частей и переменных, и рассматривает
предприятие в целом как
Современная теория организации и общая теория систем тесно связаны между собой, причем теория организации является самостоятельным элементом общей теории систем. Как теория систем, так и теория организации изучает общие свойства организации как единого целого.
Современная теория организации в различных аспектах рассматривает как каждую подсистему отдельно, так и их взаимоотношения. Традиционная теория управления организацией уделяла главное внимание иерархической пирамиде работ и задач, подчеркивая вертикальные связи в этой пирамиде.
Современная теория управления, напротив, рассматривает всю систему как совокупность составляющих ее подсистем и различных элементов, взаимодействующих и связывающихся между собой. Здесь учитываются не только вертикальные, но также горизонтальные и пересекающиеся связи. В современной организации именно эти связи становятся исключительно важными. Функция горизонтальных связей состоит в упрощении решения проблем, возникающих вследствие разделения труда. Их природа и особенности определяются членами организации, которые имеют различные организационные подцели, но взаимозависимая деятельность которых требует “взаимосцепления”.
По современным представлениям
о сущности административной власти
взаимоотношения между
Таким образом, современная теория организации рассматривает систему и ее компоненты с различных точек зрения, уделяя особое внимание интеграции подсистем и процессов изменения.
Отдельные компоненты предприятия
объединяются в жизнеспособную, эффективно
действующую систему с помощью
функции организации. Более сложные
взаимоотношения людей
Заключение
В заключение можно отметить, что организации в которых важную роль играют человеческие взаимоотношения, относятся к числу открытых систем, управление в которых развивалось в основном в пяти направлениях: классическая модель, бюрократическая модель, неоклассическая модель, профессиональная модель и модель принятия решений.
Основой классической модели является представление о том, что организация - лишь результат действия управляющих, которые ее полностью конструируют и владеют ею. Ее сердцевина - процесс труда.
Основными чертами бюрократической организации являются: разделение труда на основе функциональной специализации; четкая иерархия власти; система правил, определяющих права и обязанности каждого члена организации; отбор и выдвижение работников по их квалификации.
Неоклассическая модель- модель поведения организации, построения с учетом возможностей человека. Подход к организации с позиции человеческих отношений выдвинул на первый план концепцию организации как единой системы, охватывающей отдельные личности и неформальные группы и учитывающей отношения внутри группы и формальные взаимосвязи между членами организации. Профессиональные организации характеризуются не только целями, которые преследуют, но и высоким процентом специалистов в составе аппарата, а также таким распределением власти между специалистами и неспециалистами, при котором специалисты обладают высшей властью в вопросах, касающихся главной цели деятельности организации. Модель принятия решений рассматривает организацию как адаптивную систему, которая состоит из ряда групп с различными интересами, объединенных в широкую коалицию, осуществляющих принятие рациональных, а не оптимальных решений. Такой подход совпадает с представлением об организации как адаптивной социальной системы.
Список литературы
1. Латфуллин Г.Р., Райченко А. В. Теория организации: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 395с.
2. Лафта Дж.К. Теория организации: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2009.- с.27.
3. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: Инфра-М, 2008. – 432с.
4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.М.: Изд-во “Дело”, 2008.- 672с.
5. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.-4-е изд. перераб. и доп.-М.: Инфра-М., 2007.-506с.
6. Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М., 2008. – 330с.
7. Саймон Г. Процесс принятия решений.// Журнал “ Эхо планеты” октябрь 2003г.
8. Саттаров Р.Г. Организации: структуры, процессы, результаты// Российский Экономический Журнал. - 2009.- № 5.- С. 112-115.