Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 11:26, контрольная работа
Организации – явление живое и подвижное, в них люди вступают в различные отношения: личные, производственные, официальные, неофициальные, поэтому мы относим организации к динамически развивающимся, управляемым системам с целенаправленным действием. Деятельность организаций регламентируется законами, которые отражают специфику организационных структур и их обособленность от естественных образований окружающего нас мира. Глубокое изучение закона композиции и пропорциональности является целью написания представленной работы.
Введение
1. Закона композиции и пропорциональности. Обеспечение гармоничного развития предприятия
2. Формирование среды обитания организации
3. Цели и причины создания объединений
4. Схема взаимодействия организаций в рамках объединения
Заключение
Литература
Технологическая среда – знания, информация, развитие науки и техники. Отражает степень развития производительных сил в целом. Важнейшие технологические изменения, оказывающие влияние на бизнес во всех странах – это технический прогресс, ведущий к появлению новых материалов и технологий, развитие информационных технологий, распространение ресурсо- и энергосберегающих технологий. [2, с. 212]
Международная среда – это факторы, обусловленные такими мировыми тенденциями, как глобализация и интернационализация экономики, отраслевые сдвиги к сфере услуг и высоким технологиям, возрастание гибкости производства, рынков сбыта и продуктов, усиление конкуренции и сотрудничества. Сюда же можно отнести возможности для развития бизнеса компании в других странах. Указанные тенденции находят свое отражение как в международных договоренностях, так и в политике и стратегии организаций.
Все перечисленные факторы следует рассматривать в комплексной связи. Все они взаимозависимы, хотя наиболее общая тенденция такова: от ноосферы к деловой среде. Иными словами, действие факторов деловой среды – это производное от действия факторов общей среды, действие факторов общей среды – производное от глобальной, и действие всех их – производное от ноосферных процессов. Скажем, рынок труда (экономический фактор общей среды) сейчас находится под все усиливающимся влиянием глобализации и интернационализации (международный сектор глобальной среды). Успех в конкурентной (фактор деловой среды) борьбе – особенно в современной России – невозможен без учета политических факторов (общая среда) и использования современных технологий (глобальная среда). Вся система факторов внешней среды пронизана такими связями и зависимостями, что создает громадные трудности для современного менеджера.
Комплексное воздействие всех факторов внешней организационной среды уже привело к огромным изменениям в теории и практике управления. К наиболее важным сдвигам, помимо смены общей парадигмы и философии управления, можно отнести следующие:
– структуры организаций становятся все более плоскими и децентрализованными; крупные компании распадаются на более мелкие;
– усиливается потребность в интеграции, обеспечиваемой единой корпоративной стратегией, культурой и финансовым контролем;
– «горизонтальное» управление становится более важным, чем «вертикальное», основанное на иерархии; это повышает роль инициативы, риска, независимости и способности к предвидению;
– инновации, творчество, риск и долгосрочные ориентации становятся необходимыми компонентами управления;
– стиль управления, ценности и поведенческие модели менеджеров смещаются от бюрократических к предпринимательским;
– управленческие ценности, методы и модели управления становятся экоориентированными: любое решение принимается с «оглядкой» на экологические факторы внешней организационной среды.
Основные цели, преследуемые организациями при создании объединений, отражены на рисунке 1.
Рис. 1. Объекта действия закона композиции и пропорциональности
Кроме того, могут решаться корпоративные задачи: совместное планирование работ, консолидация финансовых и материальных ресурсов, реализация общих проектов, освоение новых технологий работы.
Для современного этапа развития экономической и хозяйственной деятельности в России характерно наличие трех мощных факторов, вынуждающих предприятия создавать объединения и реализовывать совместные групповые стратегии развития. Первый из них связан с общим состоянием экономики страны, второй с деятельностью банков, третий с внедрением новых рыночных технологий ведения бизнеса.
В условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур, характерных для переходного периода, в котором сейчас находится экономика России, создание объединений, обеспечивающих более эффективное продвижение к общей цели, приобретает особую актуальность и становится необходимым фактором борьбы за выживание для любой деловой организации. Причины, побуждающие отдельные организации вступать в корпоративные структуры, могут быть продемонстрированы с помощью иллюстрации (рисунок 2). Развитию тенденции объединения организаций способствует также деятельность банковских структур. Во всем мире банки вкладывают значительную часть своих активов в инвестиции и кредиты, предоставляемые деловым организациям, осуществляющим различные виды деятельности.[2]
В настоящее время банковские структуры России испытывают серьезные затруднения, связанные с общим экономическим положением страны. Тем не менее, они продолжают активную работу как на рынке краткосрочных, так и на рынке долгосрочных кредитов. Банки осуществляют кредитование организаций, занимающихся коммерческой деятельностью, поскольку в условиях отсутствия гиперинфляции это наиболее доходная форма управления банковскими активами.
Рис. 2. Основные причины создания объединений организаций
Основным препятствием для расширения указанных видов деятельности является проблема не возврата кредитов. Опыт работы банков и крупных финансовых компаний России на кредитном рынке показал, что банкротство многих банков, вызванное не возвратом кредитов, связано с тем, что они обслуживали не целостную структуру, обеспечивающую производство, поставку и реализацию продукции, а работали с разрозненными участниками рынка. В связи с этим именно банки стали инициаторами создания объединений, включающих в себя всех участников логистической цепи, в том числе организации, производящие продукцию, и все организации, обеспечивающие доставку произведенной продукции потребителю.
Можно с уверенностью сказать, что только структурированная система материального и финансового взаимодействия в рамках объединения всех организаций – участников логистического процесса обеспечивает устойчивое развитие банковских организаций бизнеса и минимизирует риск не возврата кредитных средств.
Внедрение новых рыночных технологий, основанных на информатизации процессов управления и переход ряда организаций к работе в среде электронной коммерции, ведет к изменению идеологии ведения бизнеса. Организации, действующие в условиях глобальной конкуренции, могут обеспечить свое выживание только в результате реализации корпоративных стратегий ведения бизнеса в рамках объединений предприятий преследующих единую цель.
В условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур для деловых организаций особое значение приобретает стратегия взаимодействия, направленная на создание объединений, обеспечивающих более эффективное продвижение нескольких организаций к общей цели. Очевидно, что для всех участников объединения должна существовать единая цель. В рамках достижения э7ой цели участники объединения разрабатывают стратегию совместных действий. Уменьшение издержек, получение дополнительной прибыли, снижение рисков – является основой стратегий организаций, вступающих в объединение. Объединения могут создаваться па баз; акционерного капитала, на основе кооперации действий, по типу ассоциаций и т.п., но при этом должна преследоваться единая цель. Одна из основных функций объединения – создание структурных взаимосвязей и разработка общей системы управления. Выходе ее решения осуществляется выработка единых правил взаимодействия.
Рис. 3. Типовая схема взаимодействия группы предприятий
В качестве примера приведем достаточно распространенный способ создания объединений типа франчайзинга па базе крупных деловых организаций производственного типа. Предположим, действует технологическая цепочка, обеспечивающая доведение продуктов питания от производителя к потребителю рисунок 3).
Пусть рассматриваемая структура превращается в усовершенствованную систему из пяти организаций разного профиля, работающих под контролем одного из них – головной фирмы (рисунок 4)
Рис. 4. Усовершенствованная схема взаимодействия
При использовании усовершенствованной схемы взаимодействия затраты на реализацию технологического цикла прохождения продукции от фермера до потребителя сохранились, а возможно, даже и возросли. Что же выгадывает головная организация при переходе к более сложной структуре? Если раньше при сбоях в работе отдела закупки убытки приходилось компенсировать за счет основного производства или продаж, то теперь головная фирма может сменить поставщика. В результате суммарные издержки уменьшаются. Кроме того, происходит распределение рисков между тремя самостоятельными юридическими лицами.
Рассмотрим особенности организационной структуры объединения. Деятельность любой организации находится в прямой зависимости, как от ее финансовых возможностей, так и от структуры управления. Создание и развитие объединения предприятий не должно приводить к уменьшению самостоятельности отдельных его звеньев. Для повышения – ответственности менеджеров верхнего звена в решении задач, направленных на достижение общей цели, следует подключать их не только к управлению бизнесом, но и к управлению капиталом. Благодаря этому руководители входящих в объединение предприятий постепенно становятся совладельцами капитала.
Чисто авторитарный, или административный принцип управления с наличием одного лица, принимающего решение, заменяется в объединении управлением, в котором участвуют одновременно несколько юридических лиц. Напомним, что подобный принцип управления называют дивизиональным. При такой системе управления центральным исполнительным органом является совет директоров, принимающий коллегиальные решения. Взаимоотношения между директорами регулируются в этом случае с помощью договоров о сотрудничестве. Формы договоров утверждаются президентом или генеральным директором объединения. В финансовом плане сохраняется определенная независимость звеньев. Успехи, достигнутые каждой отдельной фирмой, позволяют их директорам самостоятельно распоряжаться ресурсами руководимых ими компаний.[3]
Конкурентоспособность хозяйственной организации, а, следовательно, и ее выживаемость зависят не только от способности выпускать продукцию, но и от умения своевременно доставить ее потребителю. Эффективность работы предприятия, так же как и издержки производства, зависят от того, в какой среде обитания оно находится. Именно поэтому формирование объединения предприятий, участвующих в обшей технологической цепочке по производству и доставке товаров потребителю, является одной из важнейших задач высшего менеджмента.
В экономической деятельности России используются следующие виды объединений: финансовые компании, финансово-промышленные группы, холдинги, банковские пулы и, наконец, кластеры. Охарактеризуем более подробно последний вид объединения.
Кластером называется среда, в которой функционируют организации разного профиля, обслуживающие один или несколько секторов рынка. В отличие от финансово-промышленной группы, где в основу объединения положен принцип создания технологических цепочек, обеспечивающих весь производственный цикл, кластер образуется на базе организаций, обеспечивающих реализацию продукции. Основная цель формирования кластера заключается в том, чтобы довести готовую продукцию до потребителя с наименьшими потерями и затратами. Анализируя структуру внешних связей кластера, можно утверждать, что одной из основных его задач является минимизация рыночного риска, связанного с изменением процентных ставок по государственным кредитам, инфляцией, политической и экономической нестабильностью. Что касается внутренней структуры, то кластер, по определению, – это среда, в которой функционируют несколько организаций разного профиля. В кластер обязательно входил организации, осуществляющие закупку сырья, и предприятия, реализующие готовую продукцию. Как внутри, так и вне кластера, существуют сложные финансовые взаимоотношения. Кластер не может успешно функционировать без хорошо налаженной финансовой системы. Следовательно, в его состав должен быть банк. Кластер не может также существовать без производственных предприятий. Кроме того, современному кластеру необходимы организации, работающие в сфере реализации товаров и услуг, в том числе торговые и транспортно-экспедиционные службы. Наиболее распространенной ошибкой многих российских производителей является то, что они часто пытаются реализовать свой товар посредством прямого выхода на потребителя через сеть собственных магазинов и отделов сбыта (рисунок 5).
Рис. 5. Схема прямого выхода производителя на потребителя
Любому магазину важно иметь достаточно широкий ассортимент пользующихся спросом товаров, накапливаемых на собственных складах небольшими партиями. Контактируя только с одной фирмой, эту задачу выполнить достаточно трудно. Кроме того, производителю, выпускающему ограниченный перечень изделий, тяжело подстраиваться под колебания спроса. Возникает необходимость складирования достаточно больших партий однотипных изделий и реализации накопившихся запасов товара. Риск длительного залеживания произведенной продукции удается снизить, если организация – изготовитель работает одновременно с несколькими магазинами. Магазин, в свою очередь, может достаточно эффективно использовать ассортиментную стратегию, работая с несколькими поставщиками одновременно.
Таким образом, мы приходим к выводу, что наиболее эффективно и быстро продукция организаций-изготовителей будет реализовываться в случае разветвленной организационной структуры, например, такой, какая показана на рисунке 6.
Рис. 6. Схема взаимодействия производителей и магазинов
В этом случае оптовая компания закупает товары у нескольких производителей и затем реализует их через сеть магазинов. В основу построения кластера, как организационной структуры, способствующей продвижению товаров на рынок, должна быть положена схема взаимодействия, аналогичная той, которая показана на рисунке 7.
Существенно то, что в этом случае накоплением товарной массы и регулированием объема продаж в соответствии с потребностями рынка занимается крупная оптовая компания. На первом этапе работы объединения не исключается продажа продукции в розницу через оптовые фирмы и фирмы – производители. Поскольку технология розничной продажи у различных фирм не одинакова, то постепенно, по мере развития общей структуры и совершенствования взаимоотношений между субъектами кластера розничная продажа будет сосредотачиваться в магазинах. При этом предприятиям наиболее целесообразно передавать товар оптовикам на условиях консигнации, т.е. с оплатой по прошествии заранее оговоренного срока, а взаимоотношения с магазинами строить на условиях оплаты по мере реализации.
Рис. 7. Ядро построения кластера
Собственником товара до момента его реализации остается мелкооптовая фирма, а продавцу разрешается брать товар в соответствии со спросом. Рассмотренная технология реализации продукции работоспособна в рамках взаимодействия организаций на договорной основе, однако, из-за несовершенства рыночных взаимоотношений и действующего законодательства, она сопряжена с большим риском. Для поставщиков наименее рискованной является работа с предоплатой, но для выкупа нужной партии товара у магазинов, как правило; нет необходимых оборотных средств, В рамках кластера значительное снижение рисков достигается благодаря тому, что инкассация выручки от продажи товара производится через собственный банк.
Информация о работе Схема взаимодействия организаций в рамках объединения