Теория менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Изучение конфликта имеет большое значение для организационного поведения, так как развитие организации неизбежно связано с конфликтом. Решение проблем организационного поведения требует понимания причин и динамики развития конфликта. Тили и методы поведения в конфликтных ситуациях достаточно разнообразны, как разнообразны и методы управления конфликтом. Конфликты, связанные с трудовым поведением, составляют значительную часть всех конфликтов. Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как любой руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникший в его организации или подразделении, был как можно быстрее преодолен (исчерпан, пресечен или прекращен), ибо его последствия могут принести немалый ущерб.

Содержание

1. Теоретические основы управления конфликтами
1.1 Определение и характеристика конфликта
1.2 Конфликт как процесс
1.3 Типы конфликтов
2. Способы и методы поведения в конфликтных ситуациях
2.1 Характеристика ролевых конфликтов
2.2 Стили и стратегии поведения при конфликте
2.3 Методы разрешения конфликтов
2.4 Поведение и действия руководителя в конфликтных ситуациях
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 47.10 Кб (Скачать файл)

 

•  хвалить сотрудника за качественную работу при всем коллективе, так как человеку всегда приятно, когда его усилия замечает руководитель, и тем более делает это при  всех сотрудниках; в противном случае он станет считать, что его успехи никому не нужны, и в дальнейшем не будет стараться работать качественно;

 

•  не допускать панибратства в отношениях с подчиненными, соблюдение субординации необходимо, иначе станет невозможно ничего потребовать от своих  подчиненных;

 

•  быть объективным по отношению ко всем сотрудникам, а  это означает, что руководитель должен повышать или понижать в должности, штрафовать и увольнять сотрудников  по справедливости, относясь ко всем сотрудникам  одинаково (критерием для повышения  может быть только стабильно успешная работа того или иного сотрудника, а для наказания — стабильно  плохая), иметь любимчиков и нелюбимых  сотрудников недопустимо, так как  хорошо работающий сотрудник с "неудобным" характером лучше, чем плохо работающий подхалим;

 

•  выступать в роли арбитра, а не адвоката одной из сторон, лучше всего объективно выслушать  обе стороны, а затем принять  объективное решение;

 

•  быть вне конфликта, не участвовать в склоках и  дрязгах, не передавать сплетни, так  как, находясь вне конфликта, легче  вовремя его ликвидировать;

 

•  решительно пресекать  склоки, сплетни и ябедничество, для чего можно на первый раз оштрафовать  уличенного в этом сотрудника и строго предупредить его о недопустимости подобного поведения, а если это  не поможет, то этого сотрудника нужно  уволить, чтобы не создавать прецедентов; так же следует поступать и  с теми, кто привык "выступать" по любому поводу, тем самым мешая  работать другим;

 

•        если примирение между двумя сотрудниками невозможно, не обходимо обязать их общаться по делу, так как работа не должна страдать из-за чьих-то эмоций.

 

Менеджеры должны тратить  свое рабочее временя на улаживание конфликтов. Поскольку менеджеры  неизбежно работают в условиях межгрупповых конфликтов, они вынуждены их улаживать. Неспособность делать это может  привести к катастрофическим последствиям. Конфликты способны вызвать у  сотрудников чувство отчуждения, снижать результативность работы и  даже приводить к отставкам.

 

Руководитель должен помнить, что конфликты могут разрешаться  через официальные органы третьей  стороны. Третьей стороной может  быть более крупная организация, которая просто приказывает прекратить конфликтное поведение под угрозой  увольнения (как в случае запрещения правительством стачек и локаутов в  трудовых спорах, которые угрожают национальным интересам), или же это  могут быть посредники.

 

Менеджеры должны сознавать, что, так как причины конфликтов различны, способы их разрешения также  различаются в зависимости от обстоятельств. Выбор подходящего  способа разрешения конфликта зависит  от многих факторов, включая причины  его возникновения и характер взаимоотношений между менеджерами  и конфликтующими группами. Меры по минимизации конфликтов включают: временные  паузы и обдумывания перед  действиями; меры по формированию доверия; усилия по пониманию мотивов конфликта; выслушивание всех заинтересованных сторон; поддерживание позиции равноценного обмена; деликатное обучение всех участников техникам работы с конфликтами; готовность признавать ошибки; поддерживание равного статуса всех участников конфликта.

 

Здесь не может быть жестких  рекомендаций. Все зависит от характера  того или иного конфликта, условий  его протекания. Решений в конфликтах, как и результатов этих решений, бывает несколько, и все они могут  быть правильными. Неважно, какое из них будет выработано, главное, чтобы  оно в наибольшей степени удовлетворяло  противоборствующие стороны. При этом следует помнить, что вмешательство  в конфликт даже с самыми благими, намерениями непременно требует  высокого уровня профессионализма, в  противном случае можно лишь осложнить  его.

 

Конфликт может также  уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда  подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат идеям их руководителей.

 

Заключение

 

Подводя итоги, можно сказать, что в общении с людьми и  в деловых контактах возможно возникновению скрытых или явных  конфликтов из-за непонимания истинных мотивов поведения. В контактах  с людьми необходимо проявлять терпимость, сдержанность. Очень часто мотивы поведения совсем не те, которые  можно приписать. Заносчивость и  наглость могут скрывать под собой  робость и застенчивость, уязвимость. Страх и беспокойство могут маскироваться под злостью и гневом. Плохое настроение может быть объяснено усталостью. Если в коллективе возник конфликт, не следует уходить от него. Очень важно уметь не переводить конфликтную ситуацию в конфликт, так как силовое воздействие обычно связано с эмоциональными переживаниями. Если же конфликтная ситуация уже успела перерасти в конфликт, то очень важно работать с эмоциональным настроем участников. Умение решать конфликты зависит от способности трансформировать взаимное представление участников из врагов в партнеров. Неумение разрядить конфликтную ситуацию, понять ошибки и просчеты может стать причиной постоянной напряженности. Нужно помнить, что конфликтом надлежит умело управлять до того, как он станет настолько сильным, что приобретет деструктивные свойства. Основная причина конфликта в том, что люди зависят друг от друга, каждому нужны сочувствие и понимание, расположение и поддержка другого, нужно, чтобы кто-то разделял его убеждения. Конфликт - это сигнал того, что произошло что-то неладное в коммуникациях между людьми либо появились какие-то существенные разногласия. У многих людей нет специальных навыков управления конфликтами, им нужны рекомендации и соответствующая практика. В порядке основных рекомендаций относительно поведения в конфликтных условиях можно указать на такие ориентиры, как:

 

•  умение отличить главное  от второстепенного. Казалось бы, чего проще, но жизнь показывает, что сделать  это довольно сложно. Практически  ничего, кроме интуиции, не может  человеку помочь. Необходимо анализировать  конфликтные ситуации, мотивы своего поведения, если пытаться понять, что  действительно "вопрос жизни и  смерти", а что просто собственные  амбиции, и научиться отбрасывать  несущественное.

 

•  внутреннее спокойствие. Это такой принцип отношения  к жизни, который не исключает  энергичности и активности человека. Наоборот, он позволяет стать еще  более деятельным, чутко реагировать  на малейшие оттенки событий и  проблем, не теряя самообладания  даже в критические моменты. Внутреннее спокойствие — своего рода защита от всех неприятных жизненных ситуаций, оно позволяет человеку выбрать  подобающую форму поведения;

 

•  эмоциональная зрелость и устойчивость - по сути возможность  и готовность к достойным поступкам  в любых жизненных ситуациях;

 

•  знание меры воздействия  на события, означающее способность  остановить себя и не "давить" или, наоборот, ускорить событие для  того, чтобы "владеть ситуацией" и уметь адекватно реагировать  на нее;

 

•  умение подходить к  проблеме с различных точек зрения, обусловленное тем, что одно и  то же событие можно оценить по-разному, в зависимости от занятой позиции. Если рассматривать конфликт с позиции  своего "Я", будет одна оценка, а если попытаться посмотреть на эту  же ситуацию с позиции своего оппонента - возможно, все покажется иным. Важно  уметь оценивать, сопоставлять, соединять  разные позиции;

 

•  готовность к любым  неожиданностям, отсутствие (или сдерживание) предвзятой линии поведения позволяют  быстрее перестроиться, своевременно и адекватно отреагировать на изменение ситуации;

 

•  восприятие действительности такой, какая она есть, а не такой, какой человеку хотелось бы видеть ее. Этот принцип тесно связан с  предыдущим, следование ему способствует сохранению психической устойчивости даже в тех случаях, когда все  кажется лишенным внутренней логики и смысла;

 

•  стремление к выходу за рамки проблемной ситуации. Как  правило, все "неразрешимые" ситуации в конечном счете разрешимы, безвыходных  ситуаций не бывает;

 

•  наблюдательность, необходимая  не только для оценки окружающих и  их поступков. Многие ненужные реакции, эмоции и действия отпадут, если научиться  беспристрастно наблюдать за собой. Человеку, умеющему объективно оценить  свои желания, побуждения, мотивы как  бы со стороны, гораздо легче управлять  своим поведением, особенно в критических  ситуациях;

 

•  дальновидность как  способность не только понимать внутреннюю логику событий, но и видеть перспективу  их развития. Знание "что к чему приведет" предохраняет от ошибок и  неправильной линии поведения, предотвращает  формирование конфликтной ситуации;

 

•  стремление понять других, их помыслы и поступки. В одних  случаях это означает примириться  с ними, в других — правильно  определить свою линию поведения. Многие недоразумения в повседневной жизни  случаются только потому, что не все люди умеют или же не дают себе труда сознательно поставить себя на место других. Способность понять (пусть даже не принимая) противоположную точку зрения помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации;

 

• умение извлекать опыт из всего происходящего, т.е. "учиться  на ошибках", причем не только на своих. Такое умение - учитывать причины  прошлых ошибок и неудач — помогает избегать новых.

 

При этом всегда следует  помнить: Не расширяйте зону конфликта; Предлагайте позитивные решения; Не используйте категоричных форм; Сокращайте число претензий; Жертвуйте второстепенным; Избегайте оскорблений.

 

Список литературы

 

1)  Аширов Д.А. Организационное  поведение: - М.: Проспект, 2006. — 360 с.

 

2)  Аширов Д.А. Управление  персоналом. - М.: Проспект, 2007. – 432 с.

 

3)  Бухалков М.И., Управление  персоналом на предприятии. –  М.: Экзамен, 2005. – 320 с.

 

4)  Вершигора Е.Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2003. - 364 с.

 

5)  Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2007. - 512 с.

 

6)  Галенко В.П., Рахманов  А.И., Страхова О.А., Менеджмент. –  СПб.: Питер, 2003. – 229 с.

 

7)  Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2007. – 608 с.

 

8)  Доблаев В.Л. Организационное  поведение. – М.: Дело и сервис,2006. – 416 с.

 

9)  Казначевская Г.Б.  Менеджмент. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 346 с.

 

10)  Казначевская Г.Б., И.Н.  Чуев, О.В. Матросова. Менеджмент. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 378 с.

 

11)  Кибанов А.Я. Управление  персоналом организации, - М.: ИНФРА-М, 2007. - 638 с.

 

12)  Красовский Ю.Д. Организационное  поведении. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511 с.

 

13)  Огарков А.А. Управление  организацией, - М.: Эксмо, 2006. – 512 с.

 

14)  Раздорожный А.А.  Управление организацией (предприятием). - М.: Экзамен, 2006. – 637 с.

 

15)  Федосеев В.Н., Капустин  С.Н., Управление персоналом организации. - М.: Экзамен, 2003 – 368 с.

 


Информация о работе Теория менеджмента