Теория рефлексивности Дж.Сороса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 13:51, реферат

Краткое описание

Цель моей работы: раскрыть понятие «рефлексивность», рассказать о значении данной теории и привести примеры, которые помогут лучше усвоить этот материал.
Моими задачами было: найти теорию, разобраться в ней, почитать дополнительную литературу других авторов о ней и составить реферат так, чтобы слушатели поняли суть теории рефлексивности.

Содержание

1. Введение………………………………………..….…………………..3стр.
2. Теория рефлексивности……………………………………….……4-6стр.
3. Разработка теории……………………….………………………….....7стр.
4. Математическое описание рефлексивности….……….…………………………….……………...8стр.
5. Рефлексивность гуманитарных процессов…..…………………………………………..………………9стр.
6. Заключение…………………………………...………………………11стр.
7. Список ссылок………………………………………………………..12стр.
8. Список литературы…………………………...……………………...13стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  государственный политехнический  университет

Кафедра управления в социально-экономических  системах 
 
 

Реферат

По Теории организации

на тему:

«Теория рефлексивности Дж.Сороса». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка группы 2242/4

_________________Гончарова А.С.

Проверила доц. Кафедры УСЭС

_________________Мудрова  Е.Б. 

Санкт-Петербург

2010 
 
 

Содержание:

  1. Введение………………………………………..….…………………..3стр.
  2. Теория рефлексивности……………………………………….……4-6стр.
  3. Разработка теории……………………….………………………….....7стр.
  4. Математическое описание рефлексивности….……….…………………………….……………...8стр.
  5. Рефлексивность гуманитарных процессов…..…………………………………………..………………9стр.
  6. Заключение…………………………………...………………………11стр.
  7. Список ссылок………………………………………………………..12стр.
  8. Список литературы…………………………...……………………...13стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Теория рефлексивности, о которой я буду рассказывать далее, важна для современного человека, особенно для людей, работающих в сфере управления. Важно понимать, что существует двусторонняя связь между настоящими решениями и будущими событиями. Именно об этом и говорит теория Дж.Сороса.

Цель моей работы: раскрыть понятие «рефлексивность», рассказать о значении данной теории и привести примеры, которые помогут лучше усвоить этот материал.

Моими задачами было: найти теорию, разобраться в ней, почитать дополнительную литературу других авторов о ней и составить реферат так, чтобы слушатели поняли суть теории рефлексивности.

Объектом исследования является теория рефлексивности.

Предмет исследования: применение теории рефлексивности.

Основной метод, который я использовала - это анализ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теория рефлексивности. 

Джордж Со́рос — американский финансист, инвестор и филантроп. Свою теорию рефлексивности он выложил в книге «Кризис мирового капитализма».

Сорос писал  о том, что наилучшим способом рассмотреть отношения между мышлением участников и общественными событиями, в которых они участвуют, является изучение, в первую очередь, отношений между учеными и явлениями, которые они изучают. В естественной науке эти отношения являются односторонними, т.е. если утверждение соответствует фактам, оно истинно, если нет - то оно ложно. В случае с мыслящими участниками все складывается по-другому. Существует двусторонняя связь. С одной стороны, участники пытаются понять ситуацию, в которой они участвуют. Они пытаются создать картину, соответствующую реальности. Сорос называет это пассивной, или когнитивной, функцией. С другой стороны, они пытаются оказать влияние, подделать реальность под их желания. Сорос называет это активной функцией, или функцией участника. Когда реализуются одновременно обе функции, такая ситуация называется рефлексивной (по Соросу).

Когда обе функции  реализуются одновременно, они могут  вмешиваться в действия друг друга. Через функцию участника люди могут оказывать влияние на ситуацию, которая, как предполагается, должна выступать в роли независимой переменной для когнитивной функции.

Существуют также широкие области, в которых наши мысли и реальность не зависят друг от друга, и поддерживать их в качестве отдельных категорий не представляет проблемы. Но есть также и область, где они накладываются друг на друга, и где когнитивная и участвующая функции могут вмешиваться в действия друг друга. Когда это происходит, наше понимание оказывается несовершенным, а результат — неопределенным.

Наши настоящие  мысли могут повлиять на будущие  события, но будущие события не могут  влиять на процесс мышления в настоящем; только в определенный день в будущем  эти события превратятся в  опыт, который может изменить потом мышление участников. Наши ожидания будущих событий не являются пассивными в отношении самих этих событий, они могут измениться в любой момент, изменяя при этом результат. Именно это явление и происходит постоянно на финансовых рынках. «Сущность инвестирования заключается в предвидении, или «дисконтировании», будущего. Но цена, которую инвесторы готовы заплатить сегодня за ценную бумагу (валюту или товар), может изменить состояние соответствующей компании (валюты или товара) самыми разными способами».[1]

Тот же механизм обратной связи вмешивается во все  виды деятельности, которыми занимаются сознательные участники рынка - люди. Люди реагируют на экономические, социальные и политические силы в их окружении, но в отличие от неодушевленных частиц, изучаемых естественными науками, люди имеют способность воспринимать, постигать, а также выражать определенное отношение, которое одновременно преображает силы, действующие на них. Когда СМИ объявляют ,что в стране кризис ,люди резко сокращают потребление, так как ожидают ухудшение жизни. Такое поведение может изменить положение в стране, причем худшим образом. «Это двустороннее рефлексивное общение между тем, что участники ожидают, и тем, что происходит на самом деле, является основным моментом»[2].

 «Рыночные фундаменталисты имеют фундаментально неверное представление о том, как работают рыночные механизмы. Они полагают, что финансовые рынки имеют тенденцию к равновесию. Теория равновесия в экономической науке основывается на неправильной аналогии с физикой. Физические объекты двигаются так, как они двигаются, независимо от того, что кто-либо думает. А финансовые рынки пытаются предсказать будущее, которое зависит от решений, принимаемых людьми. Вместо простого пассивного отражения действительности финансовые рынки активно формируют реальность, которую они, в свою очередь, и отражают. Существует двусторонняя связь между настоящими решениями и будущими событиями, эту связь я называю рефлексивностью.»[3]

Таким образом, изменения текущих ожиданий влияют на будущее.

Не все общественные действия являются рефлексивными. Мы можем  выделить банальные, повседневные события  и исторические события. В повседневных событиях проявляется только одна из двух рефлексивных функций: либо когнитивная  функция, либо функция участника, одна из функций не реализуется вообще. Например, «когда вы регистрируетесь для выборов в местные органы власти, вы не меняете своих взглядов о характере демократии».[4] Но существуют ситуации, в которых одновременно реализуются и когнитивная функция, и функция участника, и вследствие этого ни взгляды участников, ни ситуация, с которой эти взгляды связаны, не остаются прежними. Именно это и дает основание для описания таких событий как исторических.

«Подлинно историческое событие не только меняет мир; оно меняет наше понимание мира, это новое понимание, в свою очередь, оказывает новое и непредсказуемое влияние на сам наш мир. Съезды Коммунистической партии в Советском Союзе были достаточно банальными, предсказуемыми событиями, но выступление Хрущева на XX съезде КПСС стало историческим событием. Оно изменило восприятия людей, и хотя коммунистический режим не изменился немедленно, речь имела непредсказуемые последствия». [5]

Конечно, люди думают не только о внешнем мире, но и  о себе, и о других людях. Здесь когнитивная функция и функция участника могут накладываться без какого-либо промежутка во времени. Например, предложение выйти замуж, оно влияет на обоих, и от выбора девушки зависит будущее молодых людей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Разработка  теории.

Сорос разработал концепцию рефлексивности: механизм двусторонней обратной связи между мышлением и реальностью. В то время когда он  изучал экономическую науку, рефлексивность не вписывалась в экономическую теорию, все основывалось на концепции равновесия.

В 1979 г. Дж. Сорос создал фонд, названный «Открытое общество», целью которого должно было стать оказание помощи открытым обществам в том, чтобы они стали более жизнеспособными и могли сформировать внутри себя критический способ мышления.

Со временем Сорос пришел к заключению, что концептуальные рамки, в которых он работал до этого, стали уже тесными, и попытался изменить формулировку концепции открытого общества. «По определению Поппера, открытому обществу противостояли закрытые общества, основанные на тоталитарных идеологиях».[6] Однако Сорос Дж. Писал, что «угроза открытому обществу может также исходить из другого источника: отсутствия общественного согласия и отсутствия правильного руководства»[7]

Свои идеи он изложил в книге «Кризис мирового капитализма»,она состоит из двух частей. Первая часть содержит основные идеи и концепцию, ключевыми терминами ее являются ошибочность, рефлексивность и открытое общество. Эта часть содержит критический обзор общественных наук в целом и экономической науки в частности. В ней Сорос рассматривает финансовые рынки с точки зрения рефлексивности, а не равновесия, и пытается развить теорию рефлексивности для истории, рассматривая финансовые рынки как лабораторию, где можно испытать правильность этой теории. 

 
 
 

 
 

Математическое описание рефлексивности.

Дж. Сорос вывел также математическое описание рефлексивности:

y = f(x) - функция обдумывания (когнитивность), или другими словами - мышление участников, эта функция от независимой переменной x - ситуации.

x = ф(y) - (ситуация) функция участия от независимой переменной y - мышления участников.

Согласно формулам, вполне определенное обдумывание, представление и заблуждение, воплощенное в действие в реальных условиях, приведет в будущем к единственно возможному результату.

Если представить правильные (идеальные) представления о текущем процессе и о ситуации в будущем за фоновую функцию F, а рассматриваемый объект в виде аргумента z, то возмущение (ситуация x=ф(y)) у функции F(z) будет вызвано рефлексивностью деятельности участников. Это возмущение (участие и как результат - ситуация в будущем)- обратная функция от ошибочности (обдумывания).

Если эти формулы окажутся справедливыми, то по ним можно корректировать наше поведение, а именно учитывать функцию нашей ошибочности на стадии обдумывания. Если определить результат участия x=ф(y) - конечную ситуацию или ее искажение, как функцию его неадекватности реальным условиям, то функция обратная ей была у нас функцией нашей ошибочности на стадии обдумывания y = f(x) при принятии решения. Таким образом мы, при выработке последующих решений, можем учесть функцию своей ошибочности (когнитивности).

Рефлексивность  гуманитарных процессов по Суханову В.Н.

Рефлексивность - явление интересное и опасное. Этим явлением интуитивно люди пользовались всегда. Неосознанность этого явления природы подарило многим людям массу удивительных сюрпризов и приятных неожиданностей. Это же явление многих свело с ума, довело до отчаяния, банкротства или до полного краха.

«Рефлексивность - это наше с вами влияние на наше будущее посредством нашей повседневной деятельности в соответствии с нашими представлениями о действительности, а не в соответствии с ней самой». [8]

Рефлексивность  возникает в неравновесных условиях, когда участники не имеют (или  не могут иметь) ясного представления о происходящем, пребывают в состоянии иллюзий. Зачастую маленькие дети в силу того ,что они еще мало знают об этом мире, они додумывают некоторые вещи, например, если малышу запрещают открывать шкаф, то он думает, что там живет Баба-Яга и т.п.. Как видно из данного примера наши представления часто бывают ошибочными.

Каждый из нас  действует в соответствии со своими представлениями о жизни и  о своем будущем. Свое будущее  мы делаем уже сейчас. Мы не можем  делать что угодно. У нас есть вполне определенные условия и наши возможности, пользуясь которыми мы действуем. Мы вправе менять составляющие своей жизни или, по крайней мере, поддерживать их на неизменном уровне. Это возможно при условии, что мы не ошиблись в своих возможностях и с нами в будущем не произойдет ничего неожиданного, непредусмотренного и выходящего за пределы наших возможностей.

Информация о работе Теория рефлексивности Дж.Сороса