Торговые сети России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:29, контрольная работа

Краткое описание

Сетевая торговля в России шагает семимильными шагами. То и дело в СМИ появляются сообщения об открытии нового торгового гипермаркета или дискаунтера в одном из уголков страны. По оценкам РосБизнес Консалтинг, на сегодняшний день в России существует порядка 150 торговых сетей, охватывающих 25% рынка розничной торговли РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…2
Сетевая торговля……………………………………………………..….3
Крупнейшие торговые сети России в 2009 году………………….…9
Заключение………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………….……14

Вложенные файлы: 1 файл

Торговые сети.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Данное разделение системы франчайзинга в высшей степени условно, так как на практике наблюдается смешение основных элементов этих систем.

При создании системы  франчайзинга франчайзер исполняет  следующие функции:

    • Исследование рынка и выбор места расположения будущей торговой точки в различных регионах страны с учетом перспективы развития сетевой торговли на ближайшие 5 лет;
    • Разработку и планирование торговых помещений с учетом основных стандартов компании-франчайзера с использованием корпоративных технологий, рабочих чертежей по ремонту и перепланировке торговой площади с гибким применением элементов лизинга;
    • Оказание компнаий-франчайзи деловых консультаций в области планирования бизнеса, разработки разделов типового контракта-франшизы;
    • Разработку инструкций по алгоритму действий и выполнению операций, а также стандартов торговли для компании-франчайзи. Предлагаются формы отчетности, направления политики «найма» исполнителей, их мотивации;
    • Создание комплексной программы подготовки и переподготовки руководителей, а также обучения исполнителей компнаии-франчайзи в целях успешного тиражирования технологий и ноу-хау корпоративного бизнеса. Во многих случаях создаются учебные центры по подготовке продавцов. Обучение продавца-консультанта со средним специальным образованием составляет 5-7 дней. По таким программам обучаются в режиме стажировки старшие менеджеры торговых залов, бухгалтера, кассиры, мерчандайзеры, промоутеры в целях успешной организации рекламных акций. Для управляющего предусмотрена стажировка в действующем магазине сети.

Для успешной работы франчайзинговой сети за каждым франчайзи закреплен менеджер головной компании, который консультирует и оказывает оперативную помощь. При этом предлагаются маркетинговые планы развития торговли и рекомендации по рекламе, выкладке образцов в торговом зале и эффективные акции стимулирования торговли.

Для каждого франчайзера важно, чтобы основные участники торговой сети регулярно в течение 3-5 лет  проходили переподготовку на платной основе.

Исследователи выделяют среди присутствующих в  России торговых сетей следующие типы:

1. Национальные (федеральные или общероссийские), в т.ч.: 
- иностранные, открытые в России напрямую материнскими компаниями; 
- иностранные, открытые в России на правах франчайзинга; 
- российскиекомпании. 
            2. Локальные, работающие в рамках одного города или региона, среди которых выделяют компании, занимающиеся экспансией в столицы и другие регионы России, либо не планирующие такую экспансию.

Дальнейшее развитие локальных сетей может идти по пути их поглощения общероссийскими, получения ими франшизы общероссийских компаний либо создания сильных компаний современного формата, однако последний путь может упираться в отсутствие достаточных средств. Аналитики отмечают также наличие варианта, при котором региональные власти и предприниматели не пускают на рынок своего региона общероссийских сетевых операторов. Интенсивное развитие сетевой торговли, активные процессы концентрации являются характерными для современного мирового рынка розничной торговли. Например,  в США менее 10% от общего числа магазинов обеспечивают более 50% всего розничного оборота страны, причем на 10 крупнейших розничных сетей приходится более 15% всего розничного товарооборота. В Великобритании на четыре крупнейшие розничные компании приходится 40% от общего количества продовольственных  магазинов и аптек. 

Крупнейшие торговые сети России в 2009 году

 

В настоящее время российский рынок  продуктового ритейла находится  в стадии активной консолидации, демонстрируя более медленные темпы роста по сравнению 2000-2005 гг. Усиливающаяся конкуренция приводит к активизации сделок M&A, причем инициатива исходит как от федеральных игроков, так и от региональных. В 2007 г. значительное влияние на темпы роста розничной торговли оказал мировой продовольственный кризис.



Таблица 1. Рейтинги торговых сетей 

Рейтинг торговых сетей по величине торговой площади в 2009 г.

N

УК

Название сети

Формат

Торговая площадь, тыс. кв. м

1

ОАО "Магнит"

Магнит

Мультиформатная

651.7

2

X5 Retail Group

Пятерочка, Перекресток, Меркадо-Суперцентр

Мультиформатная

610

3

ОАО "АЛПИ"

АЛПИ

Мультиформатная

515.3

4

ООО «Ашан-Россия»

Ашан

Гипермаркет

288

5

ОАО "Торговый Дом "Копейка"

Копейка

Мультиформатная

224

6

ООО "Лента"

Лента

Гипермаркет

177

7

Группа Компаний "Дикси"

Дикси, Мегамарт, Минимарт, V-Март

Мультиформатная

151

8

ЗАО "Доринда"

О'Кей

Мультиформатная

147.3

9

ОАО "Седьмой  Континент"

Седьмой Континент, НАШ Гипермаркет

Мультиформатная

146.9

10

ООО «Русель»

Карусель

Гипермаркет

115

11

ЗАО "Мосмарт"

Мосмарт, Мосмартик, Мосмарт-Макси, Мосмарт-Экспресс

Мультиформатная

112

12

ГК "Холидей"

Холидей-Классик, Кора, Сибириада, Червонец, Турне

Мультиформатная

107.2

13

ООО "Элемент-Трейд"

Монетка

Мультиформатная

106.4

14

ОАО "ГК "Виктория"

Виктория, Квартал, Дешево, КЭШ

Мультиформатная

99.8

15

ООО "Элекскор"

Гроссмарт

Мультиформатная

90

16

ООО "Рамэнка"

Рамстор

Супермаркет

85

17

ООО "Фирма "Омега-97"

Патэрсон

Супермаркет

84

18

ГК "Вестер"

Вестер

Мультиформатная

83

19

ЗАО "Корпорация "ГриНН"

Линия

Мультиформатная

83

20

ЗАО "Спар Централ  Раша"

Spar

Мультформатная

77

21

ГК "НормаН-Виват"

Виват

Мультиформатная

74.7

22

ООО "Конквест"

Сибирская копеечка-Поляна-Чибис

Мультиформатная

67

23

ОАО "Новый  Импульс"

Утконос

Магазин у дома

65.5

24

ПКФ "Мария-Ра"

Мария Ра

Мультиформартная

61.2

25

ЗАО "Супермаркет "Кировский"

Кировский

Супермаркет

56.8

Рейтинг торговых сетей по величине оборота в 2009 г.

N

УК

Название сети

Формат

Оборот, млн. долл.

1

X5 Retail Group

Пятерочка, Перекресток, Меркадо-Суперцентр

 

5 284.30

2

ОАО "Магнит"

Магнит

Мультиформатная

3 676.60

3

ООО «МЕТРО Кэш  энд Керри»

Метро Кэш энд  кэрри

Cash & Carry

3 490.70

4

ООО «Ашан-Россия»

Ашан

Гипермаркет

3 000.00

5

ООО «Реал-Гипермаркет»

Real

Гипермаркет

1 500.00

6

ОАО "Торговый Дом "Копейка"

Копейка

Мультиформатная

1 490.00

7

Группа Компаний "Дикси"

Дикси, Мегамарт, Минимарт, V-Март

Мультиформатная

1 433.20

8

ООО "Лента"

Лента

Гипермаркет

1 287.00

9

ОАО "Седьмой  Континент"

Седьмой Континент, НАШ Гипермаркет

Мультиформатная

1 272.90

10

ЗАО "Доринда"

О'Кей

Мультиформатная

1 193.70

Рейтинг торговых сетей по количеству магазинов в 2009 г.

N

УК

Название сети

Формат

Количество магазинов

1

ОАО "Магнит"

Магнит

Мультиформатная

2 197

2

X5 Retail Group

Пятерочка, Перекресток, Меркадо-Суперцентр

Мультформатная

1 556

3

ОАО "Торговый Дом "Копейка"

Копейка

Мультиформатная

438

4

Группа Компаний "Дикси"

Дикси, Мегамарт, Минимарт, V-Март

Мультиформатная

388

5

ОАО "ГК "Виктория"

Виктория, Квартал, Дешево, КЭШ

Мультиформатная

194

6

ООО "Элекскор"

Гроссмарт

Мультиформатная

190

7

X5 Retail Group

Перекресток

Супермаркет

187

8

ОАО "Новый  Импульс"

Утконос

Магазин у дома

172

9

ООО "Элемент-Трейд"

Монетка

Мультиформатная

145

10

ГК "Холидей"

Холидей-Классик, Кора, Сибириада, Червонец, Турне

Мультиформатная

131


 

 

 

В 2009 г. продолжилось строительство торговых центров, что привело к некоторому снижению дефицита торговых площадей и к усилению конкуренции за место якорного арендатора торгового центра. Согласно последнему отчету "Европейские торговые центры", подготовленному компанией Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, в 2009 г. на территории РФ было введено в эксплуатацию 1 841 млн кв. м площади торговых центров. Таким образом, Россия возглавила рейтинг из 34 стран Европы по количеству квадратных метров качественных торговых площадей, готовящихся к открытию в 2009-2010 гг. Общая площадь строящихся в России новых торговых центров, составляет 3,2 млн кв. м. В перспективе ввод в эксплуатацию новых торговых центров продолжится.

Торговые центры начали строиться  не только в крупных городах, но и  в т.н. городах "второго уровня" – средних и небольших населенных пунктах. Это означает, что фокус  внимания крупных ритейлеров переместится на небольшие города, где, благодаря  строительству торговых центров, появится возможность открывать супермаркеты и гипермаркеты. . В 2008 году доля торговых сетей в обороте розничной торговли России выросла почти в два раза и составила 8 %. При этом её рост впервые происходил не только за счёт Москвы и Санкт-Петербурга, но и вследствие развития розничных сетей в крупных региональных центрах. К 2008 году доля торговых сетей в обороте розничной торговли России составила 8 % против 4,5 % на начало 2008 году. По итогам 2005 году этот показатель равнялся 2,7 %. В то же время с конца 2005 по конец 2006 года доля торговых сетей в розничном обороте Москвы увеличивалась с 8 до 20 процентов, а за 2004 год — до 30 %. В 2009 году движение столичных торговых сетей в регионы продолжится. - в регионах больше места, там дешевле строить или арендовать магазины. В столице же наблюдается дефицит торговых площадей, поэтому развитие здесь затруднено, хотя нельзя говорить, что столичный рынок уже насыщен с точки зрения количества магазинов на душу населения. Для того чтобы поддерживать высокие темпы роста, московским ритейлерам приходится даже выступать в несвойственной им роли девелоперов. На днях о решении построить 2 собственных торговых центра заявила компания «ВиК-Холдинг», развивающая сеть магазинов «Самохвал». Ранее об аналогичных намерениях сообщала «Копейка». «Естественно, есть случаи и движения из регионов в Москву — Так, например, петербургская сеть „Пятёрочка“ два с половиной года назад стала со страшной скоростью открывать тесные магазинчики на месте бывших советских продмагов. Сеть магазинов по продаже бытовой техники „Эльдорадо“ тоже начинала с регионов. Но логичнее, конечно, двигаться из Москвы в другие города. Такой процесс можно объяснить тем, что во всех областях потребительского рынка через 3 года закончится время безграничного роста. Конкуренция станет более жёсткой, поэтому уже сейчас столичным сетям нужно застолбить себе место за пределами МКАД. Нельзя забывать, что в скором времени на розничном рынке появятся новые крупные игроки, которые придут с Запада. В какой-то момент они пойдут в крупные региональные центры, а затем и в менее крупные города. На данном этапе их развитию препятствует необходимость строительства собственных сетей дистрибуции, что играет на руку отечественным ритейлерам».

Следует отметить, что дефицит торговых площадей для небольших торговых форматов, таких как жесткий дискаунтер и магазин у дома, по-прежнему останется на высоком уровне.

С точки зрения потребительского спроса можно отметить следующие тенденции: повышение уровня потребительских запросов и требований к обслуживанию и качеству товаров и замедление роста покупательского спроса, особенно в крупнейших городах России, где насыщенность торговыми сетями уже достигла определенного уровня. В средних и небольших городах России по-прежнему высока доля рынков и традиционных прилавочных магазинов в обороте торговли продовольственными товарами. Доля сетей здесь минимальна, а крупные форматы зачастую отсутствуют вовсе. Поэтому потребители здесь предъявляют не столь высокие запросы, как в Москве, Санкт-Петербурге и ряде крупных городов России, однако ценовой фактор играет наиболее важную роль при выборе магазина.

Для развития федеральных российских сетей в последние годы были характерны следующие черты: снижение прибыльности, увеличение долговой нагрузки за счет бурного роста сетей и увеличение сделок M&A. В то же время повышается прозрачность бизнеса российского продуктового ритейла, оптимизируется структура крупных компаний, развивается логистическая составляющая бизнеса. С точки зрения регионального развития российского продуктового ритейла можно с уверенностью сказать, что Москва и Санкт-Петербург постепенно утрачивают лидерские позиции на фоне развивающихся российских регионов. В течение 2007-2009 гг. совокупная доля Москвы и Санкт-Петербурга в обороте розничной торговли РФ снизилась с 27,6% до 23,8%, в перспективе данная тенденция продолжится, к 2010 г. можно прогнозировать сокращение доли двух крупнейших городов России до 21%.

Сетевая розничная торговля по-прежнему демонстрирует высокие темпы роста, оставаясь одной из быстрорастущих отраслей отечественной экономики, хотя темпы прироста продуктового ритейла год от года снижаются. Несмотря на это, рынок сетевой торговли продуктами питания растет быстрее совокупного рынка розничной торговли продовольственными товарами: в 2009 г. темпы прироста продуктового ритейла составили чуть более 40%, а весь рынок розничной торговли продуктами вырос на 32% в долларовом выражении.

В среднесрочной перспективе можно  ожидать увеличения темпа освоения регионов федеральными и иностранными игроками. Это будет происходить как за счет поглощения локальных и региональных компаний, так и за счет органического роста. Таким образом, в ближайшие несколько лет сохранится высокий темп роста доли современных форматов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сетевая торговля в России подтвердила  свою жизнеспособность. Это было достигнуто в результате централизации управления системами закупок и сбыта; равноправного  партнерства всех участников сети; использования стратегий проникновения  на рынок; маркетинговых форм и методов организации торговли и стимулирования продаж.

В целом для развития франчайзинга в стране сложилась благоприятная  ситуация, в которой уверенно побеждают  цивилизованные формы торговли, а  также четкая ориентация на запросы  покупателей.

Главная задача сегодня – это подготовка квалифицированных кадров в области сетевой торговли, способных понять национальную экономику на более высокий уровень.

 

 

                                                 Список литературы

      1. И.М.Синяева маркетинг в коммерции: Учебник/ Под ред. Л.П.Дашкова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
      2. Статья - «ТЕНДЕНЦИИ развития крупных торговых сетей и изменение положения производителей в Российской ФедерациИ» - Центр исследования рыночной среды. 2005
      3. Интернет – статистические данные.



Информация о работе Торговые сети России