Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 00:16, реферат

Краткое описание

Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики.
Основные конечные цели денежно-кредитной политики:
устойчивые темпы роста национального производства,
стабильные цены,

Содержание

Введение…………………………………………………………..…3
1.Передаточный механизм денежно-кредитной политики: кейнсианский и монетаристский подходы………………………….…...…5
2 .Политика «дешевых» и «дорогих» денег…………………….…...16
3. Эффективность денежно-кредитной политики……………....…..19
4. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе ……………………………………………...………..23
Заключение…………….…………………………………………….30
Литература……………

Вложенные файлы: 1 файл

Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Покупку государственных  ценных бумаг у населения центральный банк оплачивает чеками. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а коммерческие банки предъявляют их к оплате центральному. Он оплачивает их путем увеличения резервов коммерческих банков. Рост резервов расширяет возможности создания банками кредитных денег.

Если количество денег  в стране необходимо сократить, центральный банк продает государственные ценные бумаги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний учитывает чеки, уменьшает на сумму покупки резервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы.

Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. Центральный банк учитывает эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находящиеся на его счетах, а, следовательно, и предложение денег.

Операции на открытом рынке являются наиболее важным, оперативным  средством воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу.

Наряду с косвенными инструментами могут применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль по отдельным видам кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.

К селективным методам  денежно-кредитного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д. Следует подчеркнуть, что при реализации денежно-кредитной политики центральный банк использует одновременно совокупность инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Особенности  денежно-кредитной политики в  Республике Беларусь на современном  этапе

В формировании денежно-кредитной  политики Беларуси как суверенного государства есть основание выделять несколько основных этапов.

Начало первому этапу было положено принятием Верховным Советом Республики Беларусь XII созыва в октябре 1994 года стратегического решения о признании «белорусского расчетного билета» в качестве национальной валюты. Национальному банку Республики Беларусь де-юре было поручено отвечать за дальнейшее состояние белорусской денежной единицы как символа суверенного государства. Начало второго этапа пришлось на 1997 год, когда в денежно-кредитной политике стали преобладать идеи монетизации ВВП и целесообразности форсированной кредитной экспансии.

Начало третьего этапа приходится на 2001 год, когда в стратегии и тактике Национального банка Республики Беларусь произошли некоторые позитивные изменения.

. К концу 1994 года в Беларуси функционировал валютный рынок, сформировался единый обменный курс. На весьма льготных условиях от МФВ были получены стабилизационные кредиты. Доминировало убеждение о необходимости ограничения кредитной экспансии. На основе установления положительной процентной ставки была обеспечена сохранность вкладов населения в белорусских рублях. Открытие для коммерческих банков специальных депозитных счетов в Национальном банке позволило уменьшить денежное предложение и подавить гиперинфляцию.

В целом мероприятия  по стабилизации денежно-кредитной сферы осуществлялись в рамках реализации специальной Антикризисной программы. Тем самым были созданы определенные предпосылки для проведения экономической реформы, хотя упомянута программа так и не была выполнена должным образом.

Нарастание кризиса  неплатежей и обострение других проблем в условиях сдерживания радикальных преобразований, отсутствие должной теоретической концепции предопределили принятие курса на смягчение проводимой денежно-кредитной политики. Некритически были восприняты идеи позитивного значения высокой степени монетизации ВВП. В соответствии с таким подходом основная причина экономических проблем усматривалась в якобы необоснованном сжатии денежной массы и лишении реального сектора экономики весомой кредитной поддержки со стороны банковского сектора.

Усилия печатного станка привели к тому, что каналы денежного обращения стали быстро заполняться новой денежной массой. Коммерческие банки побуждались направлять краткосрочные ресурсы в долгосрочные вложения под отрицательные процентные ставки. При инфляции в 200-380% годовых льготные кредиты на жилищное строительство выдавались под 5% годовых на срок до 40 лет.

Тем самым узкому кругу  льготников была предоставлена возможность присваивать инфляционный налог, собираемый со всего населения республики.

Денежная масса постоянно  обесценивалась, поэтому не удивительно, что денег в обращении (в долларовом эквиваленте) становилось все меньше и меньше. В результате инфляционного обесценения денежной массы возросли неплатежи в национальной экономике, а столь желанный коэффициент монетизации ВВП даже снизился: с имевшихся 10-12% до 5-6%. Зато скорость движения денег, косвенно отражающая факт «бегства от денег», возросла до 10-12 оборотов в год.

В условиях нарастающей  кредитной эмиссии стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля. Кроме того, стал увеличиваться разрыв (спрэд) между официальным и теневыми (наличным и безналичным) обменными курсами.

Кризис национального валютного рынка пришелся на середину марта 1998 года. Был закрыт внебиржевой валютный рынок, а белорусский рубль был срочно выведен из международного оборота и перестал выполнять на территории СНГ функцию резервного средства.

Гипертрофированными темпами нарастала дебиторско-кредиторская задолженность, возрос бартер и обострился кризис неплатежей. Денежное обращение стало наполняться всевозможными суррогатами. Резко возросла «долларизация» экономики. Белорусский рубль окончательно утратил функцию сбережений и накоплений. Чистые иностранные активы Национального банка приобрели отрицательные значения. Оборотные средства предприятий непрерывно обесценивались. Из-за отрицательных процентных ставок население республики ежегодно теряло значительную часть рублевых вкладов.

Таким образом, концепция  «форсирования монетизации ВВП  и канализации кредитной эмиссии» с учетом заявленных стратегических приоритетов (экспорт, жилье и продовольствие), активно внедряемая с начала 1997 года в условиях переформированной экономики, закончилась дестабилизацией денежно-кредитной сферы.

Необходимость формирования приемлемых условий функционирования белорусской экономики заставили внести некоторые неотложные коррективы в проводимую денежно-кредитную политику. Такие изменения были приняты под давлением нарастающих проблем, при участии МВФ и Центрального банка России, с которым в конце 1999 года было подписано соответствующее соглашение.

В первую очередь с  учетом интересов предприятий-экспортеров и российских партнеров была ликвидирована множественность валютных курсов и восстановлена валютная биржа.

Несколько сократились  объемы кредитной эмиссии. Национальный банк Беларуси стал обеспечивать положительный уровень официальной ставки рефинансирования (т. е. выше уровня инфляции). Процентная политика стала учитывать элементарные требования по недопущению обесценения депозитов населения в национальной валюте, а также по обеспечению более высокой доходности активов в белорусских рублях над активами в иностранной валюте.

Вместе с тем следует  признать, что процесс стабилизации денежно-кредитной сферы еще далек  от завершения. Так, объемы прироста кредитной  эмиссии (чистый внутренний кредит Национального  банка) превышают официальные темпы  прироста реального ВВП. Кредитная эмиссия в меньших объемах, но все же по-прежнему используется на финансирование жилищного строительства, покрытие дефицита республиканского бюджета и на компенсацию вкладов населения. Сохраняется ярко выраженная «долларизация» белорусской экономики.

Надо видеть и то, что  ужесточение денежно-кредитной политики в условиях нереформируемой экономики грозит нарастанием неплатежеспособности, прежде всего государственных предприятий, которые привыкли получать кредитную подпитку на льготных условиях. Положительные процентные ставки по рублевым вкладам сохраняют склонность населения к рублевым сбережениям, тем самым несколько блокируют инфляцию и способствуют стабилизации валютного курса. Но в длительной перспективе, когда радикальные преобразования откладываются, это может обернуться удорожанием кредитных ресурсов, снижением рентабельности реального сектора экономики и его инвестиционных возможностей, в целом — кризисом банковской системы.

Свои претензии есть и у банковского сектора. Так, сегодня по многим причинам нет оснований считать, что сложившаяся макроэкономическая среда является идеальной для развития банковского сектора. И дело не только в том, что высок удельный вес убыточных (около 40%) и малорентабельных предприятий (примерно 35-45% от общей численности). Известно, что в условиях гиперинфляции хозяйствующему субъекту значительно проще «плюсовать» по прибыли и другим экономическим показателям. Снижение темпов инфляции за счет обуздания некоторых чисто монетарных факторов всего лишь высветило реальное положение дел. Главная проблема кроется не в снижении эффективности национального производства, а в сложившейся низкой мотивации доминирующего государственного сектора хозяйствовать рационально.

Сняты административные ограничения по объему приобретения наличной иностранной валюты физическими лицами, по максимальному объему сделок купли-продажи иностранной валюты на внебиржевом рынке для юридических лиц; обеспечен доступ нерезидентам на валютный рынок республики; отменены ограничения расчетами белорусскими рублями по импорту и обеспечена конвертируемость белорусского рубля по текущим операциям. Беларусь приняла на себя обязательство (предусмотренное статьей VIII Устава МФВ) в последующие 5 лет обеспечить либерализацию валютных операций с капиталом и постепенно отказаться от обязательной продажи хозяйствующими субъектами валютной выручки.

Эффективная стабильная  денежная политика (под которой подразумевается обычно низкий устойчивый темп роста денежной массы) в большинстве случаев не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета. Это связано с тем, что в условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностей долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться  от давления  на Центральный Банк для финансирования дефицита. Подводя итоги Международной научно-практической Конференции, Председатель Правления Национальным банком Республики Беларусь П. П. Прокопенко поблагодарил участников за возможность на практических примерах рассмотреть особенности работы каналов передачи импульсов денежно-кредитной политики реальному сектору экономики с учетом национальных социально-экономических условий различных стран и отметил следующее. Очень важной остается обобщенная информация о функционировании трансмиссионного механизма в других странах, а именно: какие каналы управленческих импульсов в экономику работали наиболее эффективно, какие факторы затрудняли или искажали их действие. Высокий уровень открытости белорусской экономики влиянию внешнеэкономической конъюнктуры предполагает большую значимость для нас канала обменного курса, механизмов его воздействия не только на инфляционные процессы, но и на макроэкономические пропорции. Дополнительная актуальность информации о действии данного канала обусловлена реализуемым в последние годы у нас режимом денежно-кредитной политики – таргетированием обменного курса национальной валюты. Достижение существенных успехов в подавлении интенсивности инфляционных процессов в Беларуси способствовало поступательному возрастанию роли процентной ставки и процентного канала воздействия на экономику. Развитие интеграционных процессов на пространстве бывшего СССР усиливает объединительные процессы в рамках создания общего рынка капитала. Поэтому ожидается дальнейшее усиление действия факторов, связанных с процентным арбитражем, действием изменяющейся рисковой премии по инструментам сбережений и кредитования. По мере развития национальной экономики, снижения интенсивности инфляционных процессов мы все больше склоняемся к желательности постепенной трансформации режима денежно-кредитной политики в сторону инфляционного таргетирования и отказа от концентрации внимания экономических агентов только лишь на обменном курсе.

 В итоговом документе Международной научно-практической  конференции прогресс, достигнутый Республикой  Беларусь и другими странами  с переходным типом экономики по  стабилизации цен и обменных курсов национальных валют, и сделаны следующие выводы. Во многом  стабилизации национальных валют способствовало повышению эффективности денежно-кредитной  политики на основе исследований и моделирования ее трансмиссионного механизма. Тем не менее, трансмиссионный механизм денежно-кредитной  политики и его структура продолжают оставаться одной из наиболее актуальных тем в современной экономической науке и исследованиях центральных банков. Необходимо дальнейшее изучение механизмов взаимовлияния монетарной политики и экономики, совершенствования на этой основе процесса принятия решений по вопросам денежно-кредитной  политики. При этом разработка экономико-математических моделей является приоритетным направлением исследований трансмиссионного механизма. Целесообразно продолжение сотрудничества центральных банков по исследованию каналов трансмиссионного механизма и построению аналитического инструментария для поддержки принятия решений в области монетарной политики.

Дальнейшее совершенствование  денежно-кредитной политики в Беларуси во многом будет зависеть и от развития теории банковского дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Таким образом,  эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются: изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Это косвенные методы регулирования.

Трансмиссионный механизм денежно-кредитной  политики и его структура продолжают оставаться одной из наиболее актуальных тем в современной экономической науке и исследованиях центральных банков. Необходимо дальнейшее изучение механизмов взаимовлияния монетарной политики и экономики, совершенствования на этой основе процесса принятия решений по вопросам  денежно-кредитной  политики. При этом разработка экономико-математических моделей является приоритетным направлением исследований трансмиссионного механизма.

 

 

 

Информация о работе Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики