Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 09:09, контрольная работа
Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ.
Введение 3
1. Общая характеристика форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении 4
2. Участие населения в осуществлении местного самоуправления 5
2.1. Местный референдум как высшая форма народовластия 5
2.2. Муниципальные выборы 8
2.3. Голосование по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления 10
2.4. Сходы граждан 11
2.5. Территориальное общественное самоуправление 12
2.6. Обращения граждан в органы местного самоуправления 14
2.7. Иные формы прямого волеизъявления населения на местном уровне 16
Заключение 21
Список использованных источников 23
Контрольная работа
по дисциплине
Муниципальное право России
ТЕМА
Формы прямого
участия населения в
Содержание
Введение 3
1. Общая характеристика форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении 4
2. Участие населения в
осуществлении местного
2.1. Местный референдум как высшая форма народовластия 5
2.2. Муниципальные выборы 8
2.3.
Голосование по отзыву
2.4. Сходы граждан 11
2.5.
Территориальное общественное
2.6. Обращения граждан в органы местного самоуправления 14
2.7.
Иные формы прямого
Заключение 21
Список использованных источников 23
Местное
самоуправление — одна из форм реализации
народом принадлежащей ему
В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации: признается и гарантируется местное самоуправление; при этом, местное самоуправление в рамках своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Одно из последних законодательно
закрепленных определений местного
самоуправления дается в законе от
6 октября 2003 г. «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации», который
под местным самоуправлением
понимает форму осуществления народом
своей власти, обеспечивающая в пределах,
установленных Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, а
в случаях, установленных федеральными
законами, - законами субъектов Российской
Федерации, самостоятельное и под
свою ответственность решение
Цель работы – исследовать существующие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления в РФ.
Население может участвовать в управлении делами общества в разных формах. Выделяются такие виды участия, как рекомендательное участие, совещательное участие, решающее участие. В зависимости от преобладания той или иной формы в литературе приводится классификация демократии, в рамках которой называют:
1) консультативную (митинговую) демократию - дает широкие возможности участия населения в управленческом процессе, но реального влияния на сферу принятия решения нет, как нет и ответственности за принятые решения;
2) представительную демократию - позволяет гражданам участвовать в создании представительных органов через существующую избирательную систему. Влияние несоизмеримо больше (через депутатский корпус), но так же не определена ответственность за принятые решения;
3) прямую демократию - предполагает значительные возможности для непосредственного участия граждан в процессе принятия решений, причем окончательных.
В соответствии со статьей 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления1. Очевидно, что приведенный перечень является открытым. Аналогичный вывод можно сделать из анализа норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако в названном Законе содержится уже более подробный перечень форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Анализируя внешние проявления реализации населением права на местное самоуправление, можно выделить следующие формы участия населения в местном самоуправлении:
2. Участие населения в
2.1. Местный референдум как высшая форма народовластия
В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум. Местный референдум — это голосование избирателей, посредством которого принимается решение по вопросам местного значения. Соответственно предметом местного референдума являются вопросы местного значения, которые прямо и непосредственно связаны с интересами жизни и быта населения, проживающего на соответствующей территории3.
Проведение местного референдума помимо Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. регулируется также Законом «Об основных гарантиях избирательных прав», конституциями, уставами и законами субъектов РФ.
Федеральное законодательство устанавливает перечень вопросов, которые запрещено выносить на местный референдум. К таковым относятся следующие вопросы:
Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, не допускается. Вопрос референдума необходимо сформулировать таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т.е. на него должен даваться однозначный ответ.
Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования.
Решение о назначении местного
референдума принимается
При этом условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не менее 5 % от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования. Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ. Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.
Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума. В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ, избирательной комиссии субъекта РФ или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
В местном референдуме
имеют право участвовать
Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенных уставом муниципального образования.
Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти6.
2.2. Муниципальные выборы
Муниципальные выборы являются наиболее часто используемой формой прямого волеизъявления населения на местном уровне. Они проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Избрание непосредственно населением других лиц (например делегатов на конференцию граждан) не является муниципальными выборами и не регламентируется избирательным законодательством. Проведение муниципальных выборов регулируется Федеральным Законом о местном самоуправлении 2003 г., Законом «Об основных гарантиях избирательных прав», Законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», конституциями, уставами, и законами субъектов РФ.
Федеральное законодательство
устанавливает, что муниципальные
выборы проводятся на основе всеобщего
равного и прямого
Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, если соответствующий представительный орган не назначит выборы в установленные сроки, либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении представительным органом, депутатами или главой муниципального образования исполнения своих полномочий, а также при отсутствии соответствующего представительного органа, выборы проводятся территориальной избирательной комиссией8.
В случаях, если соответствующий
представительный орган или соответствующая
избирательная комиссия не назначит
в установленный срок выборы, а
также если соответствующая