Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:38, контрольная работа
Цель работы: изучить и проанализировать методическую литературу, для дальнейшего использования в работе педагога.
В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие задачи:
· развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
Введение………………………………………………………………..3
Виды художественно-графических изображений…………………..6
Алгоритм работы преподавателя на уроке………………………….7
Чертеж, его виды……………………………………………………...8
Чертежные работы в начальных классах…………………………...11
Правила пользования чертежными инструментами……………….13
Основные виды чертежных работ………………….…………….…14
Общие правила техники безопасности……………………………...15
Заключение…………………………………………………………...16
Список литературы………………………………………………… 17
Эски́з (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.
Эскиз – подготовительный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла. Эскиз может быть выполнен в различной технике. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета.
Число видов на чертеже (эскизе) надо показывать сплошной толстой линией (линией видимого контура), размерные линии - сплошной тонкой линией, линии невидимого контура – штриховой, осевые – штрихпунктирными.
Линии чертежа:
При расстановке размеров размер проставляют над размерной линией. Наименование единиц проставляют в 1-3 классе (5 см, 10 см и т.д.), начиная с 3-го класса, измерения производят в миллиметрах и наименование единиц измерения не указывают.
Задачи, связанные с собственно конструированием, позволяет ученику самостоятельно разрабатывать изделие, подчиняясь поставленной цели. При этом ученик не просто переделывает заданный образец, а изначально сам определяет все особенности устройства и внешнего оформления. Задания усложняются в зависимости от возраста учащихся и степени развития у них необходимых умений. Например, в 1-2 классах ученикам предлагается незавершенный эскиз открытки (8 Марта, Новый год) и такую же заготовку для изготовления изделия. Необходимо сначала завершить эскиз открытки, а затем выполнить аналогичную работу практически: в соответствии с эскизом сделать открытку из незавершенной заготовки. Ученикам третьего класса после изготовления домика предлагается инструкция: «Подумайте, что следовало бы изменить в таком домике, чтобы он подошел Снежной королеве, Бабе Яге». В 4 классе: «Выбери себе «заказчика»- героя любой сказки - и сделай чашку специально для него». Творчество, мышление, изобретательские и рационализаторские способности учеников, ради развития которых и организуются учебные проекты, скорее требуют сосредоточенности и тишины.
Технический рисунок - наглядное изображение
предмета, выполненное от руки теми же
линиями, что и чертеж, с указанием размеров
и материала, из которого изготовлено
изделие. Его строят приближенно, на глаз,
выдерживая соотношения между отдельными
частями предмета.
Прочитать чертеж, эскиз, технический
рисунок - значит определить название
изделия, масштаб, размеры изделия и отдельных
деталей (габаритные размеры), их название
и количество, форму, местоположение, материал,
вид соединения, последовательность обработки
и сборки, отделки (оформления).
Чаще всего на уроках труда применяют
эскиз или технический рисунок деталей
изделия.
Чертежные работы в начальных классах.
Ученики начальных классов должны уметь начертить по линейке отрезок заданной длины, с помощью линейки и угольника начертить прямой угол, построить квадрат, прямоугольник. Кроме того, они должны уметь вычертить простейший план, начертить куб, диаграмму. Чертежные работы совершенствуют геометрические представления ребенка, прививают навыки пользования чертежными инструментами, воспитывают у него аккуратность. Весьма важно и то, что чертежные работы дают богатый материал для проведения разнообразных упражнений в измерениях.
Приступая к чертежным работам, учитель прежде всего должен разъяснить ученикам необходимость содержания чертежных принадлежностей (карандаша, угольника, линейки) в порядке: линейки и угольники должны быть чистыми и иметь ясно видимые деления, карандаши должны быть остро отточенными. К соблюдению этого правила необходимо приучать детей с первого класса.
Среди линеек, которыми пользуются дети, встречается немало таких, на которых деления нанесены неточно. Поэтому, прежде чем приступать к измерениям и черчению отрезков, длины которых будут выражены в миллиметрах, учитель должен все линейки в классе сверить с контрольной, и те из них, которые дают погрешность в 1 мм и более на 25 см длины, из употребления изъять.
Желательно, чтобы на уроках технологии учащиеся использовали для разметки и построения графических изображений деревянные или пластмассовые линейки. Металлические линейки предназначены в основном для слесарных работ по металлу и, кроме того, имеют шкалу на нижней части, что может запутать детей. Наиболее удобная длина линейки – 30 см, так как она соответствует габаритным размерам листов цветной и альбомной бумаги. Угольник также должен быть пластмассовым или деревянным.
Большое место в организации трудовой деятельности учащихся на уроках по работе с бумагой и картоном и выработке навыков трудовой культуры занимают «Правила рабочего человека»:
- каждый работает за своим рабочим столом;
- прежде чем начать работу, правильно подготовить рабочее место;
- во время работы держи рабочее место в порядке;
- береги инструменты и материалы;
- всегда думай,
как сделать работу лучше,
- кончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
Правила пользования чертежными инструментами.
Разъяснив, чем эти правила вызваны, учитель должен ознакомить с ними учеников. Главнейшие из этих правил следующие. Ребро линейки, около которого нанесены деления, служит только для измерений. При вычерчивании отрезков прямых пользуются противоположным ребром. Чтобы не загрязнилась линейка, и чтобы проводимый отрезок был четким, чертеж следует выполнять только в карандаше. На бумаге линейка должна располагаться таким образом, чтобы измеряемые или вычерчиваемый отрезок находился со стороны освещенного ребра.
Типичные ошибки учащихся начальных классов при работе с линейкой и угольником: дети часто измеряют не от нулевого деления, а от единицы или от левого конца линейки; во время работы прижимают линейку не в середине, а с краю, при этом она сдвигается.
Линейку при проведении прямых линий удобнее всего располагать горизонтально, так как при этом хорошо видны все риски и цифры на ней. При вертикальном расположении тень от нее может закрывать точки разметки, деления уменьшаются в перспективе, а цифры недостаточно хорошо видны. Горизонтальные линии проводят слева направо, а вертикальные и наклонные – снизу вверх. Карандаш немного наклоняют в сторону движения руки.
Известно, что при употреблении циркуля-измерителя (его иногда называют разметочным циркулем) точность результатов измерений повышается. Поэтому, по крайней мере в III классе, ученики при выполнении чертежей и измерений должны пользоваться циркулями-измерителями. В крайнем случае эти циркули могут быть заменены обычными ученическими («козьими ножками»).
Чертежи следует выполнять на нелинованной бумаге. Можно, например, начиная с III класса, когда в связи с изучением геометрического материала число различных графических работ резко возрастает, завести специальные малоформатные альбомы.
Проведение отрезка данной длины.
Прежде всего вертикально поставленным карандашом отмечаются начальная и конечная точки отрезка (рис.). Затем линейка переворачивается и прикладывается к отмеченным точкам тем ребром, на котором нет делений. Линейки пластмассовые, с которых остатки графита легко могут быть удалены, переворачивать не обязательно.
Прикладывая линейку, надо обращать внимание на то, чтобы между точками и линейкой оставался небольшой промежуток, равный толщине кончика карандаша. В противном случае отрезок может оказаться смещенным относительно отмеченных точек.
Чтобы при вычерчивании отрезка линейка не была сдвинута карандашом, нужно левой рукой плотно прижать ее к бумаге. Рука должна находиться на середине линейки (рис.)
рис.
При выполнении работы лист бумаги (тетрадь) нужно подвинуть к себе и наклониться над ним настолько, чтобы рука, линейка и карандаш не заслоняли вычерчиваемого отрезка.
Построение прямого угла.
Построив отрезок произвольной длины, к нему прикладывают треугольник так, как показано на рисунке . При этом между угольником и точкой, которая отмечает вершину угла, должен быть небольшой промежуток (равный толщине кончика карандаша). Затем тонкой линией намечают направление другой стороны (рис.).
Общие правила техники
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся
инструментами, правила
3. Употребляй
инструменты только по
4. Не работай
неисправными и тупыми
5. При работе
держи инструмент так, как
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование навалом.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10. Выполняй
работу внимательно, не
Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.
В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении изделия, поделки, сколько в обеспечении условий, при котором потенциал учащегося будет использован полностью. Для этого учителю необходимо помнить об особенностях деятельности учащегося на уроке труда, включающей в себя как равнозначные интеллектуальный и моторный компоненты. То есть на уроке должна быть организованная часть, направленная на обеспечение понимания сути и порядка выполнения практической работы, и, должным образом оснащенная, самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в поделку, причем на теоретическую часть урока должно тратиться втрое меньше времени, чем на практическую.
Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображением и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. В природе линий нет. В то же время мы их видим. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет. Линия — это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы — тоже линии. У человека, рисующего линией, как и у пишущего, есть свой почерк — своя манера вести линию, обрисовывать контуры предмета. И этот почерк может быть очень разным: строгим, когда всякий знак завершен, и непринужденным, упругим, энергичным.
1. Адаменко, А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003. - с. 38-40.
2. Алексеев, В.Е. Организация технического творчества учащихся М. 2004., - с. 23-38.
3. Кокеткин, П. П. и др. Комский, Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург, 2003. - с. 28-45.
4. Лаврушина, А.А. Обучение технологии через творческое проектирование// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004. - с.119-120.
5. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности – М, 2004. - с. 66.
6. Махмутов, М.И. Современный урок. Вопросы теории - М, 2002. - с. 37-40.
7. Основы педагогического мастерства. Подласый, И.П. Педагогика. В 2 кн. – М, 2002. - с.98-104.
8. Онищук, В.А. Урок в современной школе - М, 2002. - с. 58-60.
9. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие.
10. Скакун, В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 – М, 2002.
11. Цирулик, Н.А, Проснякова, Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс
Информация о работе Виды графических изображений: чертеж, эскиз, технический рисунок