Виды графических изображений: чертеж, эскиз, технический рисунок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:38, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить и проанализировать методическую литературу, для дальнейшего использования в работе педагога.
В процессе обучения технологии в начальной школе реализуются следующие задачи:
· развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Виды художественно-графических изображений…………………..6
Алгоритм работы преподавателя на уроке………………………….7
Чертеж, его виды……………………………………………………...8
Чертежные работы в начальных классах…………………………...11
Правила пользования чертежными инструментами……………….13
Основные виды чертежных работ………………….…………….…14
Общие правила техники безопасности……………………………...15
Заключение…………………………………………………………...16
Список литературы………………………………………………… 17

Вложенные файлы: 1 файл

контр ТОКМ.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Эски́з (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.

Эскиз – подготовительный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла. Эскиз может быть выполнен в различной технике. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета.

 Число видов на чертеже (эскизе) надо показывать сплошной толстой линией (линией видимого контура), размерные линии - сплошной тонкой линией, линии невидимого контура – штриховой, осевые – штрихпунктирными.

Линии чертежа:

  1. ______ размерная линия.
  2. _ _ _ _  осевые линии.
  3. ///////////невидимый контур.

При расстановке  размеров размер проставляют над  размерной линией. Наименование единиц проставляют в 1-3 классе (5 см, 10 см и  т.д.), начиная с 3-го класса, измерения  производят в миллиметрах и наименование единиц измерения не указывают.

 Задачи, связанные с собственно конструированием,   позволяет ученику самостоятельно разрабатывать  изделие, подчиняясь поставленной цели.  При этом ученик не просто  переделывает заданный образец, а изначально  сам определяет все особенности устройства и внешнего оформления.  Задания усложняются в зависимости от возраста учащихся и степени развития у них необходимых умений. Например, в 1-2 классах ученикам предлагается незавершенный эскиз открытки (8 Марта, Новый год) и такую же заготовку для изготовления изделия. Необходимо сначала завершить эскиз открытки, а затем выполнить аналогичную работу практически: в соответствии с эскизом сделать открытку из незавершенной заготовки.  Ученикам третьего класса после изготовления домика предлагается инструкция: «Подумайте, что следовало бы изменить в таком домике, чтобы он подошел Снежной королеве, Бабе Яге».  В 4 классе: «Выбери себе «заказчика»- героя любой сказки - и сделай чашку специально для него». Творчество, мышление, изобретательские и рационализаторские способности учеников, ради развития которых и организуются учебные проекты, скорее требуют сосредоточенности и тишины.

     Технический рисунок - наглядное изображение предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, из которого изготовлено изделие. Его строят приближенно, на глаз, выдерживая соотношения между отдельными частями предмета. 
Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок - значит определить название изделия, масштаб, размеры изделия и отдельных деталей (габаритные размеры), их название и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения, последовательность обработки и сборки, отделки (оформления). 
Чаще всего на уроках труда применяют эскиз или технический рисунок деталей изделия.

 

                     Чертежные работы в начальных классах.

       Ученики начальных классов должны уметь начертить по линейке отрезок заданной длины, с помощью линейки и угольника начертить прямой угол, построить квадрат, прямоугольник. Кроме того, они должны уметь вычертить простейший план, начертить куб, диаграмму. Чертежные работы совершенствуют геометрические представления ребенка, прививают навыки пользования чертежными инструментами, воспитывают у него аккуратность. Весьма важно и то, что чертежные работы дают богатый материал для проведения разнообразных упражнений в измерениях.

      Приступая к чертежным работам, учитель прежде всего должен разъяснить ученикам необходимость содержания чертежных принадлежностей (карандаша, угольника, линейки) в порядке: линейки и угольники должны быть чистыми и иметь ясно видимые деления, карандаши должны быть остро отточенными. К соблюдению этого правила необходимо приучать детей с первого класса.

      Среди линеек, которыми пользуются дети, встречается немало таких, на которых деления нанесены неточно. Поэтому, прежде чем приступать к измерениям и черчению отрезков, длины которых будут выражены в миллиметрах, учитель должен все линейки в классе сверить с контрольной, и те из них, которые дают погрешность в 1 мм и более на 25 см длины, из употребления изъять.

      Желательно, чтобы на уроках технологии учащиеся использовали для разметки и построения графических изображений деревянные или пластмассовые линейки. Металлические линейки предназначены в основном для слесарных работ по металлу и, кроме того, имеют шкалу на нижней части, что может запутать детей. Наиболее удобная длина линейки – 30 см, так как она соответствует габаритным размерам листов цветной и альбомной бумаги. Угольник также должен быть пластмассовым или деревянным.

       Большое место в организации трудовой деятельности учащихся на уроках по работе с бумагой и картоном и выработке навыков трудовой культуры занимают «Правила рабочего человека»:

- каждый работает за своим рабочим столом;

- прежде чем  начать работу, правильно подготовить  рабочее место;

- во время  работы держи рабочее место  в порядке;

- береги инструменты  и материалы;

- всегда думай,  как сделать работу лучше, быстрее  и аккуратней;

- кончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Правила пользования чертежными инструментами.

       Разъяснив, чем эти правила вызваны, учитель должен ознакомить с ними учеников. Главнейшие из этих правил следующие. Ребро линейки, около которого нанесены деления, служит только для измерений. При вычерчивании отрезков прямых пользуются противоположным ребром. Чтобы не загрязнилась линейка, и чтобы проводимый отрезок был четким, чертеж следует выполнять только в карандаше. На бумаге линейка должна располагаться таким образом, чтобы измеряемые или вычерчиваемый отрезок находился со стороны освещенного ребра.

       Типичные ошибки учащихся начальных классов при работе с линейкой и угольником: дети часто измеряют не от нулевого деления, а от единицы или от левого конца линейки; во время работы прижимают линейку не в середине, а с краю, при этом она сдвигается.

      Линейку при проведении прямых линий удобнее всего располагать горизонтально, так как при этом хорошо видны все риски и цифры на ней. При вертикальном расположении тень от нее может закрывать точки разметки, деления уменьшаются в перспективе, а цифры недостаточно хорошо видны. Горизонтальные линии проводят слева направо, а вертикальные и наклонные – снизу вверх. Карандаш немного наклоняют в сторону движения руки.

     Известно, что при употреблении циркуля-измерителя (его иногда называют разметочным циркулем) точность результатов измерений повышается. Поэтому, по крайней мере в III классе, ученики при выполнении чертежей и измерений должны пользоваться циркулями-измерителями. В крайнем случае эти циркули могут быть заменены обычными ученическими («козьими ножками»).

       Чертежи следует выполнять на нелинованной бумаге. Можно, например, начиная с III класса, когда в связи с изучением геометрического материала число различных графических работ резко возрастает, завести специальные малоформатные альбомы.

 

                                   Основные виды чертежных работ.

Проведение  отрезка данной длины.

        Прежде всего вертикально поставленным карандашом отмечаются начальная и конечная точки отрезка (рис.). Затем линейка переворачивается и прикладывается к отмеченным точкам тем ребром, на котором нет делений. Линейки пластмассовые, с которых остатки графита легко могут быть удалены, переворачивать не обязательно.

Прикладывая линейку, надо обращать внимание на то, чтобы  между точками и линейкой оставался  небольшой промежуток, равный толщине  кончика карандаша. В противном  случае отрезок может оказаться  смещенным относительно отмеченных точек.

Чтобы при вычерчивании отрезка линейка не была сдвинута карандашом, нужно левой рукой  плотно прижать ее к бумаге. Рука должна находиться на середине линейки (рис.)

рис.

При выполнении работы лист бумаги (тетрадь) нужно  подвинуть к себе и наклониться над ним настолько, чтобы рука, линейка и карандаш не заслоняли вычерчиваемого отрезка.

 

Построение  прямого угла.

     Построив отрезок произвольной длины, к нему прикладывают треугольник так, как показано на рисунке . При этом между угольником и точкой, которая отмечает вершину угла, должен быть небольшой промежуток (равный толщине кончика карандаша). Затем тонкой линией намечают направление другой стороны (рис.).

 

 

                              Общие правила техники безопасности

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся  инструментами, правила обращения  с которыми не изучены.

3. Употребляй  инструменты только по назначению. Не просверливай ножницами отверстия. Не забивай кусачками и плоскогубцами гвозди. Для вытаскивания гвоздей пользуйся не кусачками, а клещами.

4. Не работай  неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе  держи инструмент так, как показал  учитель.

6. Инструменты  и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование навалом.

7. Содержи в  чистоте и порядке рабочее  место.

8. Раскладывай  инструменты и оборудование в  указанном учителем порядке.

9. Не разговаривай  во время работы.

10. Выполняй  работу внимательно, не отвлекайся.

 

 

 

 

                                                         Заключение.

       Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.

В задачу учителя  входит не столько помочь ребенку  в осознании или изготовлении изделия, поделки, сколько в обеспечении  условий, при котором потенциал учащегося будет использован полностью. Для этого учителю необходимо помнить об особенностях деятельности учащегося на уроке труда, включающей в себя как равнозначные интеллектуальный и моторный компоненты. То есть на уроке должна быть организованная часть, направленная на обеспечение понимания сути и порядка выполнения практической работы, и, должным образом оснащенная, самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в поделку, причем на теоретическую часть урока должно тратиться втрое меньше времени, чем на практическую.

     Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображением и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. В природе линий нет. В то же время мы их видим. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет. Линия — это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы — тоже линии. У человека, рисующего линией, как и у пишущего, есть свой почерк — своя манера вести линию, обрисовывать контуры предмета. И этот почерк может быть очень разным: строгим, когда всякий знак завершен, и непринужденным, упругим, энергичным.

 

                                                 Список литературы  

 

1.   Адаменко, А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003. - с. 38-40.

2.   Алексеев, В.Е. Организация технического творчества учащихся М. 2004., - с. 23-38.

3.   Кокеткин, П. П. и др. Комский, Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург, 2003. - с. 28-45.

4.    Лаврушина, А.А. Обучение технологии через творческое проектирование// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004. - с.119-120.

5.    Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности – М, 2004. - с. 66.

6.    Махмутов, М.И. Современный урок. Вопросы теории - М, 2002. - с. 37-40.

7.    Основы педагогического мастерства. Подласый, И.П. Педагогика. В 2 кн. – М, 2002. - с.98-104.

8.    Онищук, В.А. Урок в современной школе - М, 2002. - с. 58-60.

9.    Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие.

10.    Скакун, В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 – М, 2002.

11.    Цирулик, Н.А, Проснякова, Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс


Информация о работе Виды графических изображений: чертеж, эскиз, технический рисунок