Дисциплинарная ответственность на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 23:09, реферат

Краткое описание

Железнодорожный транспорт является одним из ведущих видов транспорта. Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, наезды на препятствия, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Для обеспечения безопасности пассажиров каждый работник железнодорожного транспорта должен четко и своевременно исполнять свои должностные обязанности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….…..3
Дисциплина и безопасность…………………………………………….…...4
Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации………………………………………………………6
Проект Федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации»……………………………….…………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………...12
Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский  государственный  университет путей  сообщения»

(УрГУПС) 
 

кафедра: «Станции, узлы и грузовая работа» 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Технологии и организации перевозочной работы» на тему:

«Дисциплинарная ответственность на железнодорожном транспорте» 
 
 
 

Проверил: Выполнил:

доцент  студент гр. Экб-319

Плахотич С. А.   Тушков И.М. 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2011 

     Содержание

Введение ………………………………………………………………….…..3

Дисциплина и  безопасность…………………………………………….…...4

Положение о  дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации………………………………………………………6

Проект Федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации»……………………………….…………………………………..10

Заключение…………………………………………………………………...12

Список использованных источников……………………………………….13

 

Введение 

     Железнодорожный транспорт является одним из ведущих видов транспорта. Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, наезды на препятствия, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Для обеспечения безопасности пассажиров каждый работник железнодорожного транспорта должен четко и своевременно исполнять свои должностные обязанности.

     Дисциплина и безопасность

     Дисциплина  труда - это обязательное для всех работников (включая, безусловно, и работников железнодорожного транспорта) подчинение правилам поведения, установленным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В приведенном положении на первом месте выделяются нормы ТК РФ и федеральных законов, которым должны подчиняться все без исключения работники, заключившие трудовой договор с работодателем [1].

     Право утверждать дисциплинарные уставы (положения) имеют исключительно федеральные  органы законодательной власти 

     Кроме того, ст. 330 ТК РФ устанавливает, что дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется ТК РФ и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами [2].

     Смысл данной статьи позволяет сделать  вывод, что в сфере железнодорожного транспорта дисциплинарную ответственность можно разделить на две большие разновидности:

1) дисциплинарная ответственность работников, работающих на основе трудового договора в ОАО "РЖД", чей труд не связан с обслуживанием источников повышенной опасности, т. е. с движением и обслуживанием поездов;

2) дисциплинарная ответственность работников, работающих на основе трудового договора в ОАО "РЖД", чей труд связан с обслуживанием источников повышенной опасности, т. е. с движением транспортных средств - поездов и с маневровой работой.

     Первый  вид дисциплинарной ответственности можно считать общей дисциплинарной ответственностью, которая традиционно основывается на нормах ТК РФ (глава 30) и распространяется на всех работников, кроме тех, для кого введена специальная дисциплинарная ответственность, установленная федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине отдельных категорий работников [3] .

     Что касается второго вида дисциплинарной ответственности, то следует подчеркнуть  важнейшее свойство, связанное с  порядком ее установления и введения, а именно: право утверждать дисциплинарные уставы (положения) имеют исключительно федеральные органы законодательной власти (субъекты РФ в принципе не имеют подобного права). Статья 330 ТК РФ данную особенность выделяет особо [2] .

     Основной  целью специальной дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта является укрепление правопорядка и законности в данной весьма значимой сфере общественного производства, где от надлежащего исполнения трудовых обязанностей зависит не только нормальное функционирование железнодорожного транспорта и его сохранность, но и жизнь людей, пользующихся его услугами.

     Работник, выполняющий трудовую функцию по обслуживанию источника повышенной опасности, который в Федеральном законе от 10.01.03 № 17-ФЗ (ред. от 07.11.2011) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" именуется как "работник железнодорожного транспорта общего пользования", в случае виновного противоправного неисполнения или ненадлежащего исполнения установленных трудовым договором специальных трудовых обязанностей должен, безусловно, претерпеть определенные неблагоприятные последствия [4]. 
 
 
 

     Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации

     В настоящее время до утверждения  Федеральным законом Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования действует Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв.постановлением Правительства РФ от 25.08.92 № 621 (далее - Положение). На основе данного нормативного акта разрабатывались Правила внутреннего трудового распорядка, Генеральный коллективный договор ОАО "РЖД", коллективные договоры филиалов ОАО "РЖД", а также иные локальные нормативные акты ОАО "РЖД" [6] .

     Действие  Положения распространяется на всех работников предприятий, учреждений, объединений и организаций железнодорожного транспорта, относящихся к государственной собственности Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе и на работников центрального аппарата Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее именуются - работники), за исключением работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания на железнодорожном транспорте (к указанной категории не относятся работники вагонов-ресторанов), сельского хозяйства, медико-санитарных учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, библиотек, методических кабинетов, культурно-просветительных, спортивных и детских учреждений, пансионатов и домов отдыха.

     Положение определяет дисциплинарный проступок, как виновное нарушение дисциплины, а также виновное нарушение установленных  правил поведения в служебных  помещениях, поездах, на территории предприятий, учреждений, объединений и организаций железнодорожного транспорта, если оно совершено и не при исполнении трудовых обязанностей.

     В Положении закреплены обязанности  работника, которые можно классифицировать следующим образом:

     1) технологические обязанности: обеспечивать безопасность движения поездов и маневровой работы, своевременную доставку грузов и пассажиров, соблюдать график движения поездов, сокращать простои подвижного состава (пп. «а» п. 5) [6] .

     2) Производственные обязанности. Например, беречь технические средства железнодорожного транспорта (локомотивы, вагоны, путь, средства связи и другие), а также оборудование, материалы и объекты государственной собственности Российской Федерации, обеспечивать сохранность перевозимых грузов, багажа и вверенного ему имущества, принимать меры к предупреждению и пресечению случаев их хищения (пп. «б» п. 5) [6] .

     3) Обязанности, связанные с профессиональной подготовкой, предусмотрены пп. «в», «г», «д» п. 5 Положения: выполнять правила и нормы по охране труда, технике безопасности и охране окружающей природной среды, проявлять заботу о пассажирах, обеспечивая высокую культуру их обслуживания, знать и выполнять требования Положения[6] .

     Положение о дисциплине предусматривает также  и обязанности работодателя:

      1) по организации труда: правильно организовывать работу подчиненных, четко отдавать приказы и указания и проверять их точное и своевременное исполнение, уделяя особое внимание вопросам организации безопасности движения поездов и маневровой работы, обеспечивать внедрение научной организации труда и управления (пп. «а» п. 6) [6] .

      2) Производственные обязанности. Например: обеспечивать соблюдение режима экономии, рациональное и эффективное использование материальных ресурсов; сохранность перевозимых грузов, багажа и вверенного имущества, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их утрате, порче и хищению (пп. «б» п. 6) [6] .

     3) Обязанности по формированию добросовестного отношения к труду: уделять внимание повышению уровня дисциплины труда, добиваться сокращения текучести кадров, поощрять отличившихся по службе работников и строго взыскивать с нарушителей дисциплины, быть чутким к людям, их нуждам и запросам, подавать пример добросовестного отношения к выполнению служебного долга, а также достойного поведения как на службе, так и вне ее (пп. «в», «г» п. 6) [6] .

     За  совершение работником дисциплинарного  проступка, в соответствии с п. 15 Положения, к нему могут применяться, помимо предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, следующие виды дисциплинарных взысканий:

     а) лишение машиниста свидетельства  на право управления локомотивом (мотор-вагонным подвижным составом), водителя - свидетельства  на право управления моторно-рельсовым транспортом несъемного типа, а помощника машиниста локомотива (мотор-вагонного подвижного состава) - свидетельства помощника машиниста на срок до трех месяцев или до одного года с переводом на другую работу на тот же срок;

     б) освобождение от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой железных дорог и государственных предприятий промышленного железнодорожного транспорта или иной работой по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы, и сохранности перевозимых грузов, багажа и вверенного имущества, с предоставлением работы с учетом профессии (специальности);

     в) увольнение по соответствующим основаниям.  
Данные виды дисциплинарных взысканий применяются в зависимости от того, какой дисциплинарный проступок совершен. Так, дисциплинарное взыскание в виде лишения машиниста свидетельства на право управления локомотивом (мотор-вагонным подвижным составом), водителя – свидетельства на право управления моторно-рельсовым транспортом несъемного типа, помощника машиниста локомотива (мотор-вагонного подвижного состава) – свидетельства помощника машиниста на срок до трех месяцев - может быть применено за совершение машинистом, водителем моторно-рельсового транспорта несъемного типа или помощником машиниста проступка, который создавал угрозу крушения или аварии. В случае совершения проступка, который привел к крушению или аварии, появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, машинист, водитель моторно-рельсового транспорта несъемного типа и помощник машиниста отстраняются от работы, и к ним может быть применено дисциплинарное взыскание в виде лишения свидетельства на срок до одного года.

     Освобождение  от занимаемой должности с предоставлением  работы с учетом профессии (специальности) как дисциплинарное взыскание может налагаться на работника за нарушение дисциплины, угрожающее безопасности движения поездов и маневровой работы, жизни и здоровью людей, или за нарушение установленных правил перевозки и обслуживания пассажиров, обеспечения сохранности грузов, багажа и вверенного имущества. 
 
 

     Проект Федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации»

     В настоящее время принят в первом чтении проект Федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации» (далее Проект).  
В соответствии со ст. 4 Проекта к работникам могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

  1. отстранение от работы на срок до одного года;
  2. увольнение по соответствующим основаниям.

       Дисциплинарное взыскание в виде  отстранения от работы на срок  до года предлагается применять  за совершение дисциплинарного  проступка, в результате которого  создалась угроза крушения или аварии железнодорожного подвижного состава, жизни и здоровью людей (ч. 1 ст. 5) [7] .

     Увольнение, как вид дисциплинарного взыскания, может быть применено к работнику  за совершение следующих дисциплинарных проступков:

Информация о работе Дисциплинарная ответственность на железнодорожном транспорте