Классификация механизмов, узлов и деталей. Требования, предъявляемые к машинам, механизмам и их деталям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:07, лекция

Краткое описание

Требования к деталям, критерии работоспособности и влияющие на них факторы. Функционально-эксплуатационные требования: работоспособность, прочность, устойчивость, износостойкость, виброустойчивость, теплостойкость, надёжность, жесткость, безотказность

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация механизмов, узлов и деталей. Требования, предъявляемые к машинам, механизмам и их деталям.docx

— 284.32 Кб (Скачать файл)

 

Расчёт  прямозубых цилиндрических передач  на прочность при изгибе

 

Наибольшие напряжения изгиба образуются у корня зуба. Здесь же наивысшая концентрация напряжений.

Разложим  силу Fn на составляющие Q, N.

 

Q = ; N =

Mu =

 

, где σн – суммарное номинальное напряжение на растянутой стороне.

, где σF – максимальное напряжение в опасном сечении.

 

 

Исследования  показывают, что при переменных напряжениях (σсж ≥ σи) материал зуба хуже сопротивляется растяжению, поэтому наиболее опасным оказывается напряжение на растянутой стороне.

 

σF = ασ * σн

 

ασ – коэффициент.

 

Расчёт  на контактную прочность активных поверхностей зубьев

 

Предварительный расчёт передач удобно вести в форме определения межцентрового расстояния, задаваясь значением коэффициента

 

 

, b – ширина контакта.

 

 

Зная  размеры колеса и его линейную скорость вращения, определяется степень точности колеса

 

Коническая  передача. Достоинства и недостатки. Применение в швейном оборудовании. Расчёт конических передач

 

Конические  зубчатые колеса применяют в передачах, у которых оси колес пересекаются под углом. По опытным данным, нагрузочная способность конической прямозубой передачи составляет около 0.85 цилиндрической. Их передаточное число, как и у цилиндрических передач:

 

 

 

Конические  передачи сложнее цилиндрических при  изготовлении и монтаже.

Расчёты:

  • На контактную усталость;

 

 

  • На усталость при изгибе;

 

 

Силы  в зацеплении: окружная (Ft), радиальная (Fr), осевая (Fa).

По нормали  действует сила Fn, которая раскладывается на Ft и Fr', Fr' раскладывается на Fa и Ft.

 

;

;

 

Где dm – диаметр колеса в среднем сечении.

 

Материалы зубчатых колёс, их термообработка и  допускаемые напряжения

 

Нагрузка, допускаемая по контактной прочности  зубьев, определяется, в основном твёрдостью материала.

Сталь –  основной материал для изготовления зубчатых колес.

  1. ≤ 350 HB. Нормализованные или улучшенные; термообработка до нарезания зубьев.
  2. ≥ 350 HB. Объёмная закалка, цементация, азотирование. Термообработка после нарезания зубьев.

Эти группы различны по технологии, нагрузочной  способности, способности к приработке.

Допускаемые контактные напряжения:

 

 

Где SH – коэффициент безопасности

ZN – коэффициент долговечности

σНlim – предел выносливости.

Допускаемые напряжения изгиба:

 

 

YA – коэффициент, учит.влияние двустороннего приложения нагрузки,

YN – коэффициент долговечности.

Допускаемые напряжения прочности при перегрузках.

 

 

Тпик = КТмах

 

Червячная передача. Достоинства и недостатки. Применение в швейном оборудовании

 

Червячные передачи относятся к числу зубчато-винтовых, состоят из червяка и червячного колеса, т.е. зубчатого колеса с зубьями  особой формы.

Червяк  имеет разную заходность, ведомое колесо может иметь разное число зубьев; (до 28 – однозаходный, после 300 – многозаходный).

"+" – возможность большого редуцирования; плавность и бесшумность работы;

"-" – низкий КПД, значительное выделение теплоты в зоне зацепления, необходимость применения дорогих антифрикционных материалов.

Червячные передачи применяют при необходимости  уменьшения скорости и передачи движения между перекрещивающимися валами. Широкое  применение – в подъёмно-транспортных машинах.

Геометрический  расчёт червячной передачи. Кинематика червячных передач.

Формулы аналогичны как для зубчатых колёс. Расчётным является осевой модуль червяка. Геом. размеры – в табл.

 

d1 = mq,

 

где d1 – делительный диаметр червяка, m – модуль, q – коэффициент диаметра, характеризующий число модулей в d1. Р1 – шаг резьбы.

В червячной  передаче, в отличие от зубчатой, окружные скорости не совпадают. Они  направлены под углом 90 и различны по величине. Поэтому колеса в передаче не обкатываются, а скользят. Скорость скольжения направлена по касательной к винтовой линии червяка.

 

 

2х – смещение исходного контура при нарезании червяка.

 

.

 

Где Z1 – число заходов червяка.

Передаточное  число червячной передачи определяется отношением числа зубьев колеса к  числу заходов червяка и не зависит от соотношения диаметров.

 

Усилие  в зацеплении червячной передачи. Расчёт зубьев колёс на прочность

 

Силы  в зацеплении:

 

; ;

;

;

 

α – угол зацепления

γ – угол подъёма витка.

Расчёт  на прочность на изгиб:

Зубья червячных  колес на 20-40% прочнее косозубых.

 

 

Где YH – коэффициент прочности зубьев.

Контактные  напряжения:

 

 

Где Е  – приведенный модуль упругости материала,

Ρv – приведенный радиус кривизны.

Фрикционные передачи и вариаторы, достоинства  и недостатки. Применение в швейном  оборудовании.

Это механизм, в котором движение от одного жесткого звена к другому передаётся за счёт сил трения в одной или нескольких зонах контакта.

Ft ≥ Ft – условие вращения.

В зависимости  от назначения:

-с нерегулируемым  передаточным числом,

- с бесступенчатым  плавным регулированием. Вариаторы.

Делятся на открытые и закрытые.

"+" – просты в изготовлении, бесшумные, возможность регулирования на ходу, предохранение от перегрузок.

"-" – быстро изнашиваются, большие нагрузки на валы и подшипники, непостоянство передаточного числа.

Передачи: силовые (прессы), кинематические (магнитофоны, швейные машины).

Проскальзывание.

Цилиндрическая  фрикционная передача. Передаточное число. Геометрический расчёт. Усилия в передаче. Расчёт на прочность.

 

 

U ≤ 6

Геометрический  расчёт:

 

 

 

Усилие  в передаче:

 

;

 → 

 

Для силовых  передач К= 1.25…1.5

Для кинематических К= 3…5

Расчёт  на прочность:

Тела  качения нужно проверять по контактным напряжениям на площадке касания.

При начальных  касаниях по линии:

 

 

;

;

 

b – ширина контактной полоски. Е - приведенный модуль упругости.

н]= (2…3)HB в масле;

н]= (1.2….1.5)HB в сухую;

н]= (80…100)МПа текстолит б\масла.

 

Ременная  передача: виды, достоинства, недостатки. Применение в швейном оборудовании

 

Её можно  назвать фрикционной передачей  с гибкой связью. Это передача за счёт трения между шкивами и ремнем. Виды ремней: плоский, клиновый, поликлиновый, круглый. Передача может быть скрещивающейся: на вертикальный вал.

"+" – простые в конструкции; малая стоимость; плавность, бесшумность хода; возможность передачи мощности на большое расстояние (до 15м.); смягчает толчки.

"-" – непостоянное передаточное  число; большие габаритные размеры;  нагрузки на опоры и валы; невысокая  долговечность ремня; нельзя использовать  во взрывоопасных производствах из-за электризации.

Передаваемая  мощность до 50 КВт, скорость до 40м\с

Основные  геометрические соотношения ременных передач.

плоскоременный  α ≥ 150

а ≥ 1.5….2(d1 + d2)

клиноременный α ≥ 120

а ≥ 0.55(d1 + d2)+h

где h – толщина ремня.

 

 

Конуидальный  вариатор

Для скрепляемого ремня ∆= 100…400 мм

 

а = (l- lрасч)/2

 

Силы  в ременной передаче. Нагрузка на валы и опоры.

 

,

 → Ft=F1-F2

 

В ведущей  ветви напряжение возрастает, а в ведомой убывает.

 

 

Пуансоле.

 

 

Действуют центробежные силы:

 

 

Не вызывают изменения напряжения в ремне. Изменяется при ∆l, ремень не может удлиняться, может уменьшаться возможность передачи мощности при увеличении скорости, уменьш. давление на валы.

Fv – уменьшает полезное действие F0, уменьшая нагрузочную способность передачи. Существует предельная скорость передачи.

Нагрузка  на валы и опоры:

 

по направлению аω

 

Обычно  в 2-3 раза больше Ft, это относится к недостаткам ременной передачи.

 

Скольжение  ремня в ременной передаче. Передаточное число

 

Ремень  проскальзывает по шкиву (на ветви 2 сжимается, на ветви 1 растягивается).

 

 

коэффициент скольжения, относительная потеря (0.01 – 0.02), нестабильно.

Передаточное  число нестабильно:

 

 

Плоскоременная: u ≤ 5

Клиноременная: u ≤ 7

Поликлиновая: u ≤ 8

Напряжения  в ременной передаче.

Удельная окружная сила.

 

 

Значением Кн оценивается тяговая способность передачи.

 

 

Наибольшие  напряжения на малом шкиве, и они  могут превышать все остальные  напряжения, поэтому диаметр шкива  ограничивается.

Для плоских  ремней: d ≥ 70σ

Для синтет. ремней: d ≥ 100σ

Модуль  упругости, Е=200-300 МПа

Для капроновых ремней, Е=600МПа

Для клиновых, Е=500-600МПа

в точке набегания на малый  шкив, до точки сбегания.

σизгиба – доминирующая.

 

Тяговая способность ременных передач

 

Критерии:

Тяговая способность, которая зависит от величины сил трения между ремнями и шкивом;

Долговечность ремня: способность противостоять  усталостному повреждению.

 коэффициент тяги надо принимать ближе к φ0 при этом КПД передачи будет максимальным.

Плоскоременные, клиноременные:

F1+F2=2F0 const

Коэффициент тяги:

 

 

 

при значении φ0 → Ft достигает максимальной силы трения, дуга покоя сокращается до нуля, дуга скольжения распределяется на всю дугу охвата.

Значением Кн оценивается тяговая способность передачи.

 

Долговечность ремня ременных передач. Быстроходность передачи

 

Долговечность ремня: способность противостоять  усталостному повреждению.

Главная причина усталостного разрушения –  напряжения изгиба.

Снижение  долговечности при увеличении частоты  пробегов связано не только с усталостью, но и с термостойкостью ремня. Перегрев ремня приводит к снижению прочности.

Быстроходность  передачи:

 

;для капроновых ремней

 

σ0=50 МПа, [υ]=150м/с

если  повышать скорость ремня, то при критической  скорости центробежные силы уравновесят  давление на шкивы от натяжения ремня, и оно будет равно нулю.

Информация о работе Классификация механизмов, узлов и деталей. Требования, предъявляемые к машинам, механизмам и их деталям