Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:49, контрольная работа
Решение задач по дисциплине "Детали машин"
H=ha+hf (29)
h¹¹=5+6,25=11,25 мм
-шаг зацепления
t=∏*m (30)
t¹¹=3,14*5=15,7 мм
σн=1.18] (31)
где Т₁-вращающий момент на входном валу ступени, Н*мм
определим коэффициент Кн:
Кн=Кнβ*Кнʋ (32)
Предварительно определяем окружную скорость передачи:
ʋ=∏*d₂*n₂/60
где n₂ - частота вращения выходного вала ступени, мин‾¹
ʋ¹¹=3.14*0.515*57.325/60=1.55 м/с
по значению окружной скорости назначаем 9-ю степень точности изготовления передачи [1,c.119,табл.8.2]
по табл.8.3 [1,c.131-132] находим Кнʋ методом интерполяции
Кнʋ ¹¹≈1.05+1.1-1.05/1*0.55≈1.078
Кнβ¹¹≈1.13 (определен ранее)
Тогда по (32) Кн¹¹=1.13*1.078≈1.22
Так как передача прямозубая то α=20°
Подставим все величины в (31), получим:
σн=1.18*500.41 МПа
так как σн¹¹=500МПа˂[ σн]¹¹=509.1 МПа то условие контактной прочности выполняется.
σF=YF*Ft*KF/bw*m ≤ [σF] (34)
где YF- коэффициент формы зуба
KF- коэффициент расчетной нагрузки
Ft –окружная сила,H
Коэффициент YF находим по рис.8.20 [1,c.140] при х=0 так как передача прямозубая.
Для шестерни ΥF₁¹¹=4,03 для колеса ΥF₂¹¹=3.74. расчет выполняется по тому из колес пары, у которого отношение |[σF |‹ YF
Для шестерни [σF] ¹¹/ YF₁¹¹=277.7/4.03=68.91МПа
Для колеса [σF]₂¹¹=252/3,74=67,38 МПа
Расчет выполняем по колесу
КF=KFβ*KFυ (35)
KFβ¹¹=1.23 [1,c.132, табл.8.15]
KF¹¹=1,23*1,213=1,492
Опредяляем окружное усилие:
Ft=2*T₂/d₂ (36)
Ft¹¹=2*2833.33/0.515=11033.2H
По
(34) σF₂¹¹=3,74*11003,2*1,492/5*
σF₂¹¹=97,5МПа‹[σF]₂¹¹=252МПа,
выполняется.
- окружная сила Ft¹¹=11003.2 H
- радиальная сила
Fr =Ft*tgα (37)
Fr¹¹=11003.2*tg20=4004.9H
5.1 определим геометрические параметры
- межосевое расстояние
Так как редуктор соосный то aw¹=aw¹¹=315мм
Определим коэффициент ψbd¹ по (15), где ψba¹=0.25
ψbd¹=0.5*0.25*(5.048+1)=0.756
KHβ¹=1.05 [1,c.130,рис.8.15]
-определим ширину зубчатого венца по (16)
bw¹=0.25*315=78.8 мм примем bw¹=79 м
- находим модуль зацепления по (17), где ψm¹=25 [1,c.137,табл.8.5]
m₁₁=79/25=3.16 мм
примем стандартное значение m¹=4 мм [1,c.116,табл.21]
-определим угол наклона зубьев
Sin β=ξβ*mn*π/bw (38)
где ξβ- коэффициент осевого перекрытия. Примем ξβ= 1,2 [1,c.146]
Sin β=1.2*4*3.14/79=0.19078
Β=arcsin 0.19078=11⁰
- определим число зубьев
А) суммарное
Z∑=Zaw*cosβ/Mn
Z∑¹=2*315*cos11⁰/4=154.6 зуба примем Z∑¹=154 зуба
Примем
Z₁¹=26 зубьев
Б)шестерни по (19) Z₁¹=154/5,048+1=25,46 зуба
Примем Z₁¹¹=26 зубьев
В) колеса по (20) Z₂¹=154-26=128 зубьев
-уточним
передаточное число
По (21) uф¹=128/26=4.923
По (22) ∆u¹=Ӏ4.923-5.048Ӏ/5.048*100%=
-уточним значение угла β
Cosβ=(Z₁+Z₂) *mn/Zaw (40)
Cos β=(26+128)*4/2*315=0,9778
Β=arcos 0,9778=12°06’ найденное значение β находится в рекомендуемых пределах 8……20° [1,c.146]
-определим диаметры шестерни и колеса
А) делительное di=zi*mn/cos β (41)
d₁¹=26*4/cos 12°06’=106,36 мм
d₂¹=128*4/cos12°06’=523,64мм
б) выступов по (26)
da₁¹=106,36+2*4=114,36 мм
da₂¹=523,64+2*4=531,64 мм
в) впадин по (25)
df₁¹=106,36-2,5*4=96,36мм
df₂¹=523,64-2,5*4=513,64 мм
- уточним межосевое расстояние по (24)
aw¹=106,36+523,64/2=315 мм
-высота головки зуба по (27) ha¹=4мм
- высота ножки зуба по (28) hf¹=1,25*4=5 мм
-полная высота зуба по (29) h¹=4+5=9мм
-шаг зацепления по (30) t¹=3,14*4=12,56мм
5.2. выполним
проверочный расчет по
σн=1.18*Zнβ*≤[ σн] (42)
где Zнβ-коэффициент повышения прочности косозубых передач по контактным напряжениям
Zнβ= (43)
Где ɛα-коэффициент торцевого перекрытия
Кнα-коэффициент неравномерности нагрузки
Предварительно находим скорость быстроходной ступени
По (33) ʋ¹=3.14-0.52364*261.17/60=7.16 м/с
По значению окружной скорости назначаем 8 степень точностиизготовления передачи [1,c.119,табл.8.2]
Тогда Кнα=1.1 [1,c.149,табл.8.7]
ɛα=[1,88-3,2(1/z₁1/z₂)]*cos β (44)
ɛα=[1,88-3,2(1/26+1/128)]*
по (43) Zнβ=≈0,787
определим коэффициент расчетной нагрузки Кн¹ по (32)где
Кнβ¹=1.05 (см.пункт 5.1)
Кнʋ¹=1.06+1.07-1.06/2*1.16=1.
По (32) Кн¹=1.05*1.066=1.12
α=20°-угол эвольвентного зацепления
по (42) σн¹=1.18*0.787*≈334,7 МПа
σн¹=334.7МПа˂ [σн ]¹=509,1 МПа условие контактной прочности выполняется
5.3. выполним
проверочный расчет по
σf=yF*ZβF*KF*Ft/bw*mn (45)
где Zнβ-коэффициент повышения прочности косозубых передач по напряжениям изгиба
Zβα=КFα*уβ/ɛα (46)
Где КFα- коэффициент неравномерности нагрузки. По [1,c.149,табл.8.7]
КFα=1.3
Уβ-коэффициент повышения изгибной прочности
Уβ=1-12°06’/140=0,914
По (46) ZβF=1.3*0.914/1,7=0,699
Определим эквивалентное число зубьев
Zʋi=Zi/cos³β (48)
Zʋ₁=26/cos³12°06’≈28 зубьев
Zʋ₂=128/cos³12°06’≈137 зубьев
УF₁¹=3,9 УF₂¹=3,75 [1,c.140,рис.8.20]
Находим отношения [σF]i¹/ УF₁¹
Для шестерни [σF]₁i¹/ УF₁¹=277.7/3.9≈71.2 МПа
Для колеса [σF]₂i¹/ УF₂¹=252/3.75≈67.2 МПа
Расчет ведем по колесу
Находим коэффициент расчетной нагрузки КF по (35) где
КFβ¹=1.1 [1,c.130,рис.8.15]
КFʋ¹=1.17+1.23-1.17/2*1.16≈1.
По (35) КF¹=1.1*1.205≈1.326
Находим окружное усилие по (36) Ft¹=2*654,35/0,52364≈2500H
По (45) σF₂¹=3.75*2500*0.699*1.326/79*
σF₂¹ = 27.5 МПа ˂) [σF₂]¹= 252 МПа условие изгибной прочности выполняется
5.4. находим силы в зацеплении косозубой быстроходной ступени
-окружная сила Ft¹=2500H (см.пункт 5.3)
-радиальная сила
Fr=Ft*tgα/cosβ (49)
Fr¹=2500*tg20/cos12°06’≈930,6 H
-осевая сила
Fa=Ft*tgβ (50)
Fa¹=2500*tg 12°06’=536 Y
Задача 6.
Рассчитать промежуточный вал редуктора и подобрать для него по ГОСТу подшипники качения.
d≥ [3,c.296] (1)
где d-в мм, Т-в Н*мм
[] – допускаемое напряжение МПа. Для валов из среднеуглеродистых сталей []=15………20 МПа [3,c.296]
По (1) d= ≥57мм
Примем стандартное значение d=60мм [3,c.296].на этом диаметре устанавливаем подшипники.
Диаметр вала в месте посадки быстроходного колеса и тихоходной шестерни dш=dк=65мм
Диаметр вала dв=70мм
Зададимся расстояниями:
От подшипника до середины шестерни L₁=100мм
От середины шестерни до середины колеса L₂=130мм
От середины колеса до середины подшипника L₃=120мм
Вал нагружен силами в зубчатом зацеплении быстроходной ступени Ft¹=2500H Fr¹=930,6 H Fa¹=536H (см.пункт 5.4 задачи 5)
И в зубчатом зацеплении тихоходной ступени Fr¹=4004,9H
Ft¹=11003,2H (см. пункт 4.4 задачи 5)
Определим опорные
реакции подшипников в
∑Маi=0 -0,1
F₂¹¹-0,23F₂¹-1/2Fa¹d₂¹+0,35Dy=
Dy=0,1 F₂¹¹+0,23Fr¹+1/2Fa¹d₂¹/0,35=0,
/0,35=2156,75 H
∑Yi=0 Ay-Fr¹¹-Fr¹+Dy=0
Ay=Fr¹¹+Fr¹-Dy=4004,9+930,6-
Находим изгибающие моменты на участках вала от вертикальных сил
Участок 1 0≤Z₁≤0.1м Мх¹=Ay*Z₁
При Z₁=0 Мх¹=0 при Z₁=0.1 м Мх¹=Ay*0,1=0,1*2778,75=277,88 H*м
Участок 2 0≤Z₂≤0.12 Мх¹¹=Dy*Z₂
При Z₂=0 Мх¹¹=0
при Z₂=0.12м Мх¹¹=0.12*Dy=0,12*2156,75=258,
Участок 3 0≤Z₃
≤0.13 Мх¹¹¹=Dy(Z₃+0,12)-Fr¹*Z₃-1/
При Z₃=0 Мх¹¹¹=0.12Dy-1/2Fa¹*d₂¹=0,12*
При Z₃=0.13 м
Мх¹¹¹=0.25Dy-0,13Fr¹-1/2*536*
Строим ЭМх (рис1.2)
Определим опорные
реакции подшипников в
∑маi=0 -0,1Ft¹+0,23Ft¹+0,35Dx=0
Dx=0,1Ft¹-0,23Ft¹/0,35=0,1*
∑Хi=Ax+Ft¹¹-Ft¹-Dx=0
Ax=Ft¹+Dx-Ft¹¹=2500+1500,91-
Находим изгибающие моменты на участках вала от горизонтальных сил
Участок 1 0≤Z₁≤0.1 м Мy¹=Ax*Z₁
При Z₁=0 My¹=0
при Z₁=0.1 м Мy¹=0,1Ax=0,1(-7002,29)=-700,
Участок 2 0≤Z₂≤0,12 м Му¹¹=-Dx*Z₂
При Z₂=0 My¹¹=0
при Z₂=0.12 м Му¹¹=-0.12Dx=-0,12*1500,91=-
Участок 3 0≤Z₃≤0.13 м
Му¹¹¹=-Dx(0,12+Z₃)-Ft¹*Z₃
При Z₃=0 Му¹¹¹=-0.12Dx=-180,11 H*м
При Z₃=0.13м Му¹¹¹=-0.25Dx-0,13Ft¹=-0,25*
Строим эпюру Эму (рис.1.3)
Строим эпюру суммарных изгибающих моментов
М∑= (2)
М∑А=0 М∑В= 753.4 Н*м
М∑С₁+=315.31 Н*м
М∑С₂==215.58 Н*м М∑D=0
Строим эпюру крутящих моментов ЭТк (рис.1.5)
Где Тк=Т₂=654.35 Н*м
S=Sσ*S ≥[S]≈1,5 (3)
Где Sσ-запас сопротивления усталости только по изгибу
S- запас сопротивления усталости только по кручению
Sσ= (4 )
S (5)
Где σа и τа- амплитуда переменных составляющих циклов напряжения
σm и τm – постоянные составляющие
при расчете валов принимают [1,c.300]
σm=0 σа=Ми/(0.1*d³)
τm= τа=0,5τ=0,5T/(0,2* d³)
d-диаметр вала в опасном сечении, м
*σ и *τ –коэффициенты корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости; значения *σ и *τ зависят от механических характеристик материала. Для среднеуглеродистых сталей принимают *σ=0.1; *τ=0.05 [1,c.300]
σ_₁ и τ_₁ - пределы выносливости материала вала, МПа
σ_₁≈(0.4….0.5)σВ
τ_₁≈(0.2……0.3) σВ
σ_₁=0.4*750=300Мпа
τ_₁=0.2*750=150Мпа
Кd- масштабный фактор
Kf- фактор шероховатости поверхности
Kσ и Kτ –эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении
Просчитываем сечение В под зубчатым зацеплением тихоходной ступени ослабленное шпоночным пазом : d=65 мм
Напряжение изгиба σа=753.4/0.1(0.065)³=27.43МПа
Напряжение кручения τа=0.5*654.35/0.2(0.065)³=5.
Для шпоночного паза К₀=1.7 Кτ=1.4 [1,c.300,табл.15.1]
Кf=1 для шлифовального вала [1,c.301,рис.15.6]
Sσ=300/27,43*1,7/0,68*1+0,1*0=
Sτ=150/5,96*1,4/0,68*1+0,05*5,
S=4,37*11,93/ ≈4,1
S=4,1 >[S]=1,5
Запас прочности достаточен.
σэкв=≤[σ]
Где σu определяется по (6)
d- диаметр вала в исследуемом сечении, м
σu= 27.43МПа (найдено ранее)
τ определяем по формуле τ=Т.0.2d³ (11)
τ=654,35/0,2(0,065)³=11,92МПа
[σ]=0.8*τT (12)
[σ]=0,8*450=360 МПа
σэкв==34.33 МПа
σэкв=34.33 МПа ˂ [σ]=360 МПа
условие
статической прочности
Так как в зацеплении быстроходной косозубой передачи действуют осевые силы, то выбираем шариковые радиально- упорные подшипники ГОСТ 831-75 [2,c.137,табл.18.32]. по диаметру подшипниковых шеек выбираем шарикоподшипники средней серии 46312 : α=26 ; с=72.5 кН ;Со=66.6 кН
А= ==7533.5Н
D===2627,6H
Si=e*Ri
Где е=0.68-коэффициент осевого нагружения подшипников с α=26 [3,c.361,табл.12.26]
Ri-опорная реакция подшипников,Н
S₁= eA=0,68*7533,5=5122,78 H
S₂=eD=0,68*2627,6=1786,8 H
По таблице 12.28 [3,c.364] при S₁>S₂ и при Fa˂S₂-S₁
Fan₁=1786,8-536=1250,8H
Fan₂=1786,8 H
Рассмотрим подшипник А Fan₁/A =1250,8/7533,5≈0,166˂e≈0,68
Эквивалентную нагрузку находим по формуле
Рэ=V*Kσ*KТ *R
Где V- коэффициент вращения колес подшипника. При вращении внутреннего кольца V=1 [3,c.359]
Kσ-коэффициент безопасности. Для редукторов всех конструкций Кσ=1.3…..1.5 [3,c.362,таб л.12.27] примем Кσ=1.35
KТ – температурный коэффициент. При рабочей температуре подшипника до t=100°C; KТ= 1 [3,c.359]
Тогда Рэ₁=1*1.35*1*7533.5=10170.2Н
Рассмотрим
подшипник D Fan₂/D=1786,8/2627,6≈0,68=e=0,
Эквивалентную нагрузку находим по (15)
Рэ₂=1*1.35*1*2627.6=3547.3Н
Расчет ведем по более нагруженному подшипнику А
Информация о работе Контрольная работа по курсу «Детали машин»