Методы, принципы и цели стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Влияние стандартизации на улучшение качества продукции осуществляется через комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, оснастку и готовую продукцию. Наиболее широко применяемыми в работах по стандартизациями методами являются следующие:
1) параметрическая стандартизация;
2) унификация продукции;
3) агрегатирование;
4) комплексная стандартизация;
5) опережающая стандартизация.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
История стандартизации………………..…………………………..…4
Понятие стандартизации………………………………………………6
Цели, принципы, функции стандартизации…………………….…....7
Методы стандартизации………………………………………………11
Порядок принятия стандартов…………………………………….….17
Вывод……………………………………………………………..……19
Литература…

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 208.05 Кб (Скачать файл)

Деятельность по проведению комплексной стандартизации должна базироваться на принципах системности, оптимальности и программного планирования. Эти принципы основаны на выявлении взаимосвязей между показателями качества изделия в целом, его составных частей, использованных сырья и материалов.

Таким образом, развитие комплексной стандартизации позволяет устранить излишнее многообразие и разнотипность промышленной продукции; создать необходимую техническую базу для организации серийного и массового производства продукции на специализированных предприятиях; повысить общий уровень качества выпускаемой продукции и его отдельных показателей; ускорить внедрение новой техники.

Метод опережающей стандартизации заключается в установлении

повышенных по отношении к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

Развитие научно-технического прогресса неизбежно приводит к увеличению темпов морального старения многих видов традиционно выпускаемой продукции. Одновременно с этим существенно усложняются объекты стандартизации, увеличивается время разработки и внедрения стандартов в производство, возрастает число стандартов, нуждающихся в пересмотре. В подобных условиях необходимо использовать опережающую стандартизацию, позволяющую разрабатывать стандарты не только с учетом имеющихся достижений науки и техники, но и с ориентацией на  будущие достижения научно-технического прогресса. При использовании опережающей стандартизации в стандартах для вновь разрабатываемой продукции устанавливаются перспективные требования, опережающие достигнутый отечественный и зарубежный научно-технический уровень. Это делается для того, чтобы в период серийного или массового производства эта продукция по своему техническому уровню и качеству не уступала лучшим образцам.

Разновидностью опережающих стандартов являются ступенчатые стандарты, включающие в себя показатели качества различного уровня. Для того чтобы предприятия могли заблаговременно планировать и осуществлять подготовительные работы, определять свою готовность к поэтапному внедрению стандартов, все показатели, нормы и характеристики качества устанавливаются в них в виде ступеней качества с заранее известным сроком введения в действие каждой ступени. Таким образом, опережающие стандарты организуют работу предприятий по улучшению качества выпускаемой продукции на достаточно длительную перспективу, заставляя при этом ориентироваться на темпы и направления научно-технического прогресса, лучший отечественный и зарубежный опыт. В опережающих стандартах указываются конкретные сроки, в течение которых показатели технического уровня и качества должны превратиться из опережающих в действующие.

Научно-техническая база опережающей стандартизации включает в себя:

- результаты фундаментальных и прикладных научных исследований;

- открытия и изобретения, принятые к реализации и внедряемые в производство;

- результаты прогнозирования потребностей рынка и населения в конкретной продукции;

- методы оптимизации параметров различных объектов стандартизации.

Опережающие стандарты разрабатываются применительно к конкретному изделию, группе изделий, типоразмерному ряду.

При планировании опережающей стандартизации должен быть реализован принцип комплексности, предполагающий ее тесную взаимосвязь с планированием научно- исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ. Важнейшей предпосылкой дальнейшего развития опережающей стандартизации является долгосрочное научное прогнозирование, позволяющее определить основные направления совершенствования изделий и пересмотра соответствующих параметров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ СТАНДАРТОВ

ГОСТ 1.2-97

Группа Т50

3.3 Порядок принятия стандартов

3.3.1 Межгосударственные стандарты  принимает Межгосударственный совет*, проводя голосование по переписке  или непосредственно на заседании Межгосударственного совета.

3.3.2 Голосование по проекту  стандарта по переписке осуществляется  в процессе рассмотрения его  окончательной редакции в государствах - участниках соглашения, проводимого  в соответствии с 3.2.4.5, 3.2.4.6, 3.2.5 и 3.2.5.1 (или 3.2.6.2 и 3.2.6.3). Стандарт считается  принятым Межгосударственным советом по результатам голосования по переписке, если за его принятие проголосовали национальные органы всех заинтересованных государств, или если за него проголосовало большинство заинтересованных национальных органов, а против - не более одного. Последний случай допускается, когда национальный орган, проголосовавший против принятия данного стандарта, не предложил вынести голосование на заседание Межгосударственного совета, а стандарт не относится к числу основополагающих стандартов (см. 3.3.3.1).

3.3.3 Если стандарт не принят по результатам голосования по переписке в соответствии с 3.3.2, но за его принятие проголосовало не менее двух третей от числа национальных органов, заинтересованных в применении данного стандарта (см. 3.2.5.1), то его принятие выносится на заседание Межгосударственного совета.

3.3.3.1 На заседание Межгосударственного совета также выносят принятие наиболее важных основополагающих стандартов, затрагивающих интересы всех государств - участников Соглашения, а также иных стандартов, если с подобной инициативой выступил любой заинтересованный национальный орган при положительных результатах голосования по переписке в соответствии с 3.2.5.1.

3.3.3.2 При голосовании по проекту стандарта на заседании Межгосударственного совета бюллетени голосования не заполняют, а результаты голосования оформляют соответствующим протоколом (выпиской из протокола), передаваемым национальному органу государства - разработчика стандарта.

3.3.3.3 Если принятие стандарта вынесено на заседание Межгосударственного совета, а член Совета, представляющий заинтересованное в данном стандарте государство, не может присутствовать на этом заседании или направить на него своего полномочного представителя, то соответствующий национальный орган направляет бюллетень голосования с решением по проекту стандарта не позднее 20 дней до проведения заседания.

3.3.4 Стандарт считается  принятым на заседании Межгосударственного  совета, если за его принятие  проголосовало не менее двух  третей от числа членов Совета, представляющих заинтересованные  в стандарте государства и присутствующих на этом заседании или направивших бюллетени голосования в соответствии с 3.3.3.3.

 

Примечания.

1. При отсутствии заинтересованности государства в принятии стандарта соответствующему члену Совета рекомендуется воздержаться при проведении голосования по проекту данного стандарта.

2. При голосовании по проекту стандарта не учитывают мнение национального органа, руководитель (или полномочный представитель) которого не присутствует на этом заседании и от которого не поступил в соответствии с 3.3.3.3 бюллетень голосования по данному проекту.

Если стандарт относится к числу основополагающих стандартов, затрагивающих интересы всех государств-участников Соглашения, то данный стандарт считается принятым только при достижении по нему консенсуса* и положительном голосовании всех членов Совета, участвующих в заседании, если от отсутствующего при этом члена Совета не поступил бюллетень голосования с отрицательным решением по данному стандарту.

3.3.2-3.3.4 (Измененная редакция, Изм. N 1).

3.3.5 Проект стандарта, не  принятый в соответствии с 3.3.4, может быть опубликован в качестве  технического отчета Межгосударственного  совета.

3.3.6 Национальные органы, проголосовавшие против принятия  стандарта или не принявшие  участия в голосовании, могут  в дальнейшем присоединиться к стандарту, направив в Бюро по стандартам бюллетень голосования (приложение А) со своим положительным решением. Информация об этом решении публикуется в ежемесячном информационном указателе "Межгосударственные стандарты".

3.3.7 Принятие межгосударственного  стандарта не налагает каких-либо  обязательств на национальные  органы, не принявших участия  в голосовании по его принятию, воздержавшихся при голосовании или проголосовавших против его принятия.

Национальному органу, проголосовавшему против принятия стандарта, но заинтересованному в его применении в иной редакции, рекомендуется подготовить и принять национальный стандарт, гармонизированный с аналогичным межгосударственным стандартом. При этом рекомендуется выделить (идентифицировать) все различия данных стандартов и указать причины, обусловившие эти различия.

3.3.6; 3.3.7 (Измененная редакция, Изм. N 1).

3.3.8 Регистрация и учет  принятых стандартов, в том числе  оформление дела стандарта, публикация  соответствующей информации в  ежемесячном информационном указателе "Межгосударственные стандарты" и в годовом указателе "Межгосударственные  стандарты", а также подготовка  стандартов к изданию (обеспечение их копиями национальных органов) осуществляются в соответствии с порядком, установленным Межгосударственным советом.

ВЫВОД

 

Стандартизация сегодня: проблемы и перспективы.

Значение стандартизации в современном мире трудно переоценить. Оно вытекает из тех процессов в экономике и общественной жизни, которые характерны для конца XX - начала XXI вв. и подтверждается рядом факторов. Первый среди них - глобализация мирового рынка, характеризующаяся стиранием границ на пути свободного движения капитала, товаров, людей, идей и информации.

Не менее важным является второй фактор - ускорение научно-технического прогресса, стремительное развитие прогрессивных отраслей и сфер деятельности, например, информационных и коммуникационных технологий, ракетно-космической техники, биотехнологии. С этим тесно связано использование высоких технологий для сокращения цикла проектирования и изготовления продукции, обеспечение оптимального соотношения между качеством, стоимостью и временем изготовления продукции.

Наконец, со всей решительностью заявил о себе третий фактор - необходимость усиления внимания к охране окружающей среды и рациональному использованию ресурсов. Человечество, пока еще во многом теоретически, осознало опасность апокалипсиса из-за неразумного, порою варварского отношения к среде проживания. Кроме того, эта проблема выходит на комплекс задач обеспечения приемлемого качества жизни.

Перечисленные факторы значительно повлияли на перестройку деятельности международной, региональных и национальных систем стандартизации. Как идеал, выдвинут принцип: "Единый стандарт, одно испытание, признанные повсюду". Это идеал. А в действительности средний показатель использования странами-членами ИСО международных стандартов в общем числе национальных составляет 22%. Характерно, что доля использования международных стандартов значительно большая в странах с высоким уровнем развития (в среднем 40%) по сравнению с развивающимися.

Что касается региональной стандартизации, то в странах общего рынка парк национальных стандартов пополняется (обновляется) преимущественно за счет стандартов СЕН и СЕНЭЛЕК.

Тенденция прямого использования международных стандартов вполне соответствует требованиям Всемирной торговой организации (ВТО) и создает предпосылки введения в сферу международной стандартизации рамочных нормативных актов с последующей гармонизацией и с исполнением их в законодательстве стран мирового сообщества.

Таким образом, деятельность по стандартизации осуществляется в интересах технического прогресса с акцентом на такие новые области, как информационная технология, экология, рециркуляция (повторное использование и утилизация продукции).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. –

М.: ИНФРА-М, 2001.

 

2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник. -  М.: ЮНИТИ, 2000.

 

3. Лифиц И.М. Основы  стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. -  М.: Юрайт, 2000.

 

4. Чижикова Т.М. Стандартизация, сертификация, щметрология: Учебное пособие. – М.: Колос, 2002.

 

1URL http://docs.cntd.ru/document/1200006530

2URLhttp://studopedia.net/2_44934_kratkaya-istoriya-razvitiya-standartizatsii.html

3URLhttp://samorazvitie.net/book/208-standartizaciya-i-sertifikaciya-v-mashinostroenii-muslina-g-r/30-394-unifikaciya-i-agregatirovanie-izdelij.html

 

 

 


Информация о работе Методы, принципы и цели стандартизации