Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:23, реферат
«Шесть шляп мышления» (Six Thinking Hats) — вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
В основе данного метода лежит идея параллельного мышления
Введение 3
1) Сущность метода шести шляп 5
2) Применение метода Эдварда де Боно 7
3) Шляпы и ролевые игры 10
4) Типы использования шляп 12
5) Правила надевания шляп 17
6) Список литературы 21
Некоторые исследования дают основания считать, что в разных режимах функционирования мозга (критика, эмоции, творчество) его биохимический баланс различается. Если это так, то какая-то система наподобие шести шляп просто необходима, так как не может быть одного «биохимического рецепта» для оптимального мышления.
3 ШЛЯПЫ И РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Почему шляпы? Существует традиционная связь между мышлением и шляпами: “Я в своей шляпе мышления”. “Давайте наденем здесь наши шляпы мышления”.
Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет туалета нельзя надеть или снять так быстро и легко. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь надевать и снимать различные цветные шляпы с такой же легкостью.
Кроме того, шляпы указывают на роль. Солдаты носят специальные каски. Милиционеры могут носить фуражки, чтобы обозначить свою роль. В некоторых странах судьи носят особые головные уборы. Итак, надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
Смена Ролей
Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы и снимать их. Шляпы - это не способ классифицировать людей. Совершенно неправильно было бы сказать “Она мыслитель в зеленой шляпе” или “Он использует только красную шляпу”. Хотя такие оценки могут быть точными, если мы начнем использовать шляпы как категории, то люди захотят использовать только мышление, связанное с конкретной категорией: “Я мыслитель в черной шляпе”. Это прямо противоположно цели и ценности метода шести шляп, состоящего именно в попытке заставить людей использовать все шесть режимов мышления.
Отстранить Эго
Один из самых ограничивающих факторов мышления - это чрезмерное участие в нем наших эго. Наше эго прикипает к идее или аргументу. Мы не можем отступить в сторону, чтобы объективно взглянуть на ситуацию. Метод шести шляп как ролевая игра позволяет вам отстранить свое эго от мышления.
“Мое мышление в черной (желтой, зеленой и т.д.) шляпе говорит о том, что…”
Именно так метод шести шляп и удаляет эго из процесса мышления.
Не Только Спорить
Обычно, если мы считаем идею неподходящей, все время тратится нами на обоснование нашей позиции. С методом шести шляп мы можем научиться надевать желтую шляпу. Делая это, теперь мы показываем, что хотя идея и кажется бесполезной, в ней можно найти что-то хорошее.
Вместо того чтобы занимать позицию: “Вот мое мнение, и я знаю, что прав”, мы можем научиться использовать более широкий спектр мышления.
Поэтому у нас может возникнуть чувство гордости за наше умение справляться с различными ролями в мышлении. Это приведет к тому, что любой вопрос мы будем обдумывать более полно и объективно.
С методом шести шляп, если нам не нравится чье-то предложение, мы знаем, что всегда получим возможность дать этой идее критику под черной шляпой и выразить чувства под красной шляпой. Однако теперь вдобавок появляется возможность исследовать идею, используя белую, желтую и зеленую шляпы.
4 ТИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШЛЯП
1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут.
“Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?”
“Мы застряли. Почему бы нам не надеть зеленые шляпы и не поискать новые подходы к этой проблеме?”
“Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.
2. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее.
“Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”.
“Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”.
“Вы нашли много новых идей и возможностей - теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.
3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
“Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”
“Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”.
“Это интересная идея. Теперь давайте снимем зеленую шляпу и наденем белую. Нам нужно изложить факты”.
4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее. Используйте шляпы сами - и указывайте на то, что их используйте, обучая шляпам других.
“Надевая свою черную шляпу, я считаю, что расписание изменить не получится, потому мы его уже разослали”.
“Надевая на секунду красную шляпу, я должен сказать, что мне эти новые книги по математике нравятся куда меньше, чем старые”.
“У меня возникла идея под зеленой шляпой - нужно подать заявку на грант. Скажите, что вы думаете об этом предложении?”
Просуммируем сказанное: мы можем попросить других надеть, снять, сменить или обозначить шляпы. Мы также можем надеть или снять шляпу сами. Формальность и "игровой" аспект метода - его наибольшие достоинства. Люди учатся играть по правилам.
Шляпы можно использовать по отдельности на любой стадии мышления. В целом, это их основное использование. Шляпы используются как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Для определенной цели может также использоваться простая последовательность из двух-трех шляп. Например, желтая шляпа, сопровождаемая черной, может использоваться для оценки идеи. Черная
шляпа, сопровождаемая зеленой, может использоваться для улучшения замысла (указать на недостатки и устранить их). Полная последовательность шляп может использоваться как структура для обдумывания темы. Эта структура определяется заранее как программа мышления - его повестка дня. После этого мыслители следуют этой программе шаг за шагом.
Особая Синяя Шляпа
Синяя шляпа отличается от других тем, что она связана с управлением самим процессом мышления. Когда мы предлагаем, какая шляпа должна быть следующей, мы на самом деле используем синюю шляпу. О ней не обязательно каждый раз упоминать явно. Скажем, может стать неудобной фраза “Надевая мою синюю шляпу, я считаю, что нам нужно подумать в черной шляпе”. Однако иногда упоминание о синей шляпе часто может быть полезным. Тремя такими моментами являются начало обсуждения (чтобы описать план мышления), его середина (чтобы заново сформулировать цели мышления), и его конец (чтобы просуммировать результаты мышления).
“Давайте, используем синюю шляпу, чтобы решить, о чем мы хотим подумать, и какие шляпы нам понадобятся”.
“Это интересно, но я считаю, что мы уходим о цели. Я надену свою синюю шляпу, чтобы вкратце снова сформулировать цель”.
“Здесь я хотела бы надеть свою синюю шляпу и спросить, можем ли мы прийти к выводу”.
Использование синей шляпы не обязано ограничиваться разговорами о других шляпах. Могут предлагаться любые шаги мышления.
Шесть Шляп для Более Полного Мышления
Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. Но если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает. Например, сравним две реакции на следующее задание: директор школы предлагает нам рассмотреть сокращение ответственной за игровую площадку и ассистента в библиотеке как способ свести баланс в следующем году. Что вы думаете?
Реакция без внешней помощи:
“Это ужасная идея”.
“Кажется, у нас нет выбора”.
“Известно, кто пострадает - учителя”.
Реакция, полученная при помощи Шести Шляп:
Красная шляпа (чувства):
“Это ужасная идея”.
“Я ненавижу, когда урезают бюджет”.
“Но мне нравится возможность выразить свое мнение”.
Белая Шляпа (факты):
“Сократить бюджет требуется на сорок тысяч долларов”.
“Ответственная за игровую площадку получает пятнадцать тысяч, а ассистент в библиотеке - семнадцать тысяч”.
“В любом случае где-то придется найти еще восемь тысяч долларов”.
“В некоторых школах на этих местах используют добровольцев, готовых работать бесплатно”.
Желтая Шляпа (хорошие стороны):
“Мне кажется, что ответственная за игровую площадку и так собирается уволиться. Она переезжает”.
“Если мы заполним эти места, набрав добровольцев из числа родителей, мы приблизимся к нашей цели увеличить их участие в жизни школы”.
“Если распределить обязанности среди нескольких добровольцев, никто не будет перегружен”.
“Если у нас наберется много добровольцев, их можно будет использовать и по-другому, сэкономив дополнительные деньги”.
(Обсуждение можно продолжить при помощи черной и зеленой шляп.)
Развитие темы во втором примере показывает, что метод шести шляп может расширять восприятие. Шляпы позволяют за что-то зацепиться, сохранить характер реакций открытым. Со шляпами мы можем лучше управлять собой, избегая бесцельного дрейфа.
5 ПРАВИЛА НАДЕВАНИЯ ШЛЯП
Естественно, никаких
шляп в реальности иметь не нужно
— человек лишь виртуально надевает
головной убор того цвета, который лучше
всего подходит на данной стадии решения задачи.
Если руководитель предлагает своим подчиненным
надеть свою белую шляпу — это значит,
что он ждет от них полной беспристрастности
и объективности, призывает выкладывать
лишь голые факты и цифры, как это делает
компьютер или свидетель в суде. Поначалу
к такому способу мышления привыкнуть
сложно, поскольку нужно очистить свои
высказывания от любых эмоций и легковесных
суждений. «Четыре наших партнера отказались
брать нашу продукцию». «Конкуренты снизили
цены на 20%, а у нас нет для этого необходимого
запаса прочности».
Мышление в черной шляпе предназначено
для того, чтобы представлять все в черном
свете. Тут нужно во всем видеть недостатки,
подвергать сомнению слова и цифры, искать
слабые места и ко всему придираться. «А
имеет ли смысл выпускать новую модель,
если у нас плохо расходится старая?» «Мне
эти цифры кажутся чересчур оптимистичными
и не соответствующими положению дел.
Если мы будем на них опираться, то потерпим
неудачу». «Миссия» черной шляпы — нанести
на карту как можно больше зон риска.
Желтая шляпа — антагонист черной, она
позволяет видеть выгоды и достоинства.
Мысленно надев желтую шляпу, человек
превращается в оптимиста, ищет позитивные
перспективы, но свое видение должен обосновать
(кстати, как и в случае с черной шляпой).
«Маловероятно, что он придет, но все же
надо пригласить его на открытие нашей
выставки». «Мы сможем реализовать этот
проект, потому что у нас достаточно средств
и есть возможность маркетинговой поддержки».
Но при этом мыслительный процесс в желтой
шляпе непосредственно с творчеством
не связан. Все изменения, нововведения,
рассмотрение альтернатив происходят
в зеленой шляпе.
Зеленая шляпа — это шляпа творческого
поиска. Если мы проанализировали достоинства
и недостатки, мы можем надеть эту шляпу
и подумать, какие возможны новые подходы
возможны в сложившейся ситуации. В зеленой
шляпе имеет смысл использовать методы
латерального мышления. Руководитель
международных проектов компании MTI Светлана
Пылаева: «Инструменты латерального мышления
позволяют избежать шаблонных подходов,
по-новому взглянуть на ситуацию, предложить
множество неожиданных идей». «Предположим,
мы будем делать гамбургеры квадратными.
И что это может нам дать?». «У меня появилось
предложение работать по субботам, а выходным
днем сделать среду или четверг. Не могли
бы вы надеть свою зеленую шляпу и поразмыслить
над тем, к чему может привести подобная
перспектива?».
Лучше всего пробуждает творчество метод
«случайного слова». Можно взять любое
слово, пришедшее в голову, или наугад
ткнуть пальцем в книгу, а затем придумывать
характеристики к этому слову и искать
связь с задачей. Например, фабрика выпускает
сигареты, а выпало слово «лягушка». Что
между ними может быть общего? Лягушка
быстро скачет. А компания, если отталкиваться
от характеристики «быстро», скажем, могла
бы выпускать сигареты, которые быстро
гаснут. Это предотвращало бы возможность
возникновения пожара или облегчало бы
жизнь курильщикам, которые хотят избавиться
от вредной привычки, поскольку зажигать
сигарету пришлось бы несколько раз.
Синяя шляпа управляет процессом мышления,
благодаря ей все действия участников
совещания стремятся к единой цели. Для
этого существует руководитель или ведущий
совещание, он все время в синей шляпе.
Подобно дирижеру, он управляет оркестром,
дает команды надеть ту или иную шляпу.
«Мне не нравится ваш подход к делу. Отложите-ка
на время вашу черную шляпу и наденьте
зеленую».
Красную шляпу надевают редко и на достаточно
короткий промежуток времени (максимум
на 30 секунд), чтобы группа могла выразить
свои эмоции. Ведущий периодически предоставляет
собравшимся возможность выпустить пар:
«Наденьте-ка свою красную шляпу и скажите,
что вы думаете о моем предложении». В
отличие, скажем, от черной и желтой шляпы
свои эмоции никак обосновывать не нужно.
«Я не хочу знать, насколько подготовлен
этот кандидат, он мне просто не нравится».
«Главное правило во время дискуссии —
не надевать две шляпы одновременно и
все время себя контролировать. Например,
в момент надевания зеленой шляпы надо
четко осознавать, что идет поиск конкретных
решений. В их недостатках копаться нельзя
— для этого будет время черной шляпы».
Кроме того, некоторые руководители, не
до конца усвоившие данную технологию,
заставляют одного участника носить во
время совещания все время одну и ту же
шляпу. Это неправильно, головные уборы
разных цветов должны надеваться по очереди,
разве что руководитель свою синюю шляпу
может предпочесть всем остальным.