Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 15:06, реферат
Внутренний мир человека определяется совокупностью тех явлений, которые абсолютно не могут быть доступны непосредственному наблюдению другого человека Вызванное внешним миром раздражение в органе чувств передается миру внутреннему и со своей стороны вызывает в нем субъективное ощущение, для появления которого необходимо наличие сознания Воспринятое внутренним миром субъективное ощущение объективируется, т.е. переносится во внешнее пространство, как нечто, принадлежащее определенному месту и определенному времени.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1.ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ
ИСТОРИИ MЕХАHИКИ……………………………………………………………6
1.1Методологические подходы, применяемые при анализе
Развития науки механики…………………………………………………...6
1.2Внешняя и внутренняя история развития механики……………………7
1.3Периодизация истории механики………………………………………...9
2.МЕХАНИКА ТВЕРДОГО ТЕЛА И МЕХАНИКА КОЛЕБАНИЙ
В ИСТОРИИ НАУК МЕХАНИЧЕСКОГО ЦИКЛА…………………………….22
2.1Основные понятия методологии механического познания…………...22
2.2Определение механики; ее место среди других наук;
подразделения механики……………………………………………………26
2.3Проблемы современной механики……………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Естественным дополнением, расширяющим область применения принципа Д'Аламбера, явилось предложенное Остроградским приложение принципа к системам, подверженным действию мгновенных и импульсных сил, возникающих при действии на систему ударов. Такого рода ударные явления Остроградский рассматривал, как результат мгновенного уничтожения связей или мгновенного введения в систему новых связей
В середине XIX в. был сформулирован принцип сохранения энергии: для любой физической системы можно определить величину, называемую энергией и равную сумме кинетической, потенциальной, электрической и других энергий и теплоты, значение которой остается постоянным независимо от того, какие изменения происходят в системе. Значительно ускорившийся к началу XIX в. процесс создания новых машин и стремление к дальнейшему их усовершенствованию вызвали в первой четверти века появление прикладной, или технической, механики. В первых трактатах по прикладной механике окончательно оформились понятия работы сил.14
Основы теории движения твердого тела в идеальной жидкости были даны немецким физиком Г. Кирхгофом в 1869 г. С появлением в середине XIX в. нарезных орудий, что имело целью придание снаряду вращения, необходимого для устойчивости в полете, задача внешней баллистики оказалась тесно связанной с динамикой тяжелого твердого тела. Такая постановка задачи и решение ее принадлежит выдающемуся русскому ученому - артиллеристу Н. В. Маевскому (1823 - 1892)
Одной из важнейших проблем механики является задача об устойчивости равновесия и движения материальных систем. Первая общая теорема об устойчивости равновесия системы, находящейся под действием обобщенных сил, принадлежит Лагранжу и изложена в “Аналитической механике”. Согласно этой теореме, достаточным условием равновесия является наличие в положении равновесия минимума потенциальной энергии. Метод малых колебаний, примененный Лагранжем для доказательства теоремы об устойчивости равновесия, оказался плодотворным для исследования устойчивости установившихся движений. В “Трактате об устойчивости заданного состояния движения” английского ученого Э. Рауса, опубликованном в 1877 г., исследование устойчивости методом малых колебаний было сведено к рассмотрению распределения корней некоторого “характеристического” уравнения и указаны необходимые и достаточные условия, при которых эти корни имеют отрицательные вещественные части С иной, чем у Рауса, точки зрения задача об устойчивости движения была рассмотрена в сочинении Н. Е. Жуковского (1847 - 1921) “О прочности движения” (1882 г.), в котором изучается орбитальная устойчивость. Критерии этой устойчивости, установленные Жуковским, сформулированы в наглядной геометрической форме, столь характерной для всего научного творчества великого механика
Строгая постановка задачи
об устойчивости движения и указание
наиболее общих методов ее решения,
а также конкретное рассмотрение
отдельных важнейших задач
Последующее развитие теории
малых колебаний в XIX в. было связано,
главным образом, с учетом влияния
сопротивлений, приводящих к затуханию
колебаний, и внешних возмущающих
сил, создающих вынужденные
В XIX и начале XIX вв. были заложены основы двух важных разделов гидродинамики: динамики вязкой жидкости и газовой динамики. Гидродинамическую теорию трения создал русский ученый Н. П. Петров (1836 - 1920). Первое строгое решение задач этой области указал Н. Е. Жуковский
К концу XIX в. механика достигла
высокого уровня развития. XX в. принес
глубокий критический пересмотр
ряда основных положений классической
механики и ознаменовался возникновением
механики быстрых движений, протекающих
со скоростями, близкими к скорости
света. Механика быстрых движений, а
также механика микрочастиц явились
дальнейшими обобщениями
2.МЕХАНИКА ТВЕРДОГО ТЕЛА
И МЕХАНИКА КОЛЕБАНИЙ В
2.1Основные понятия методологии механического познания
Изменение принципов механики,
изменение понятия "механическое
движение", расширение предмета и
абстрактных моделей механики, возникновение
в физике новых представлений
о пространстве и времени, массе
и поле, характере взаимодействия
материальных объектов и другие изменения
ставят перед историей механики проблему
историко-методологического
Решая эти проблемы, невозможно не использовать комплекс понятий, представлений, теорий, которые разрабатываются в особой области философского знания - методологии науки. Предметом методологии науки выступают многообразные методы, приемы, операции научного исследования, его нормы и идеалы, структура и формы организации научного знания. Такие понятия, как эмпирический и теоретический уровни науки, научная революция, научная картина мира, идеалы и нормы науки активно используются в историко-методологическом анализе и составляют его понятийный аппарат. Современная методология науки интенсивно использует материал истории науки. Наиболее активно в истории механики осмысливалась проблема соотношения теоретического и эмпирического уровней механического знания. В структуре механического, как и любого другого научного знания, выделяются прежде всего два уровня знания – эмпирический и теоретический. Этим уровням соответствуют и специфическая познавательная деятельность - эмпирическая и теоретическая, которые различаются по предмету, средствам исследования, особенностям методов.
Рассматривая отличие по предмету, можно сказать, что эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. Среди таких зависимостей можно назвать, например, нахождение периода колебаний маятника с неподвижной и движущейся точками подвеса; экспериментально найденная зависимость между напряжением в теле и действующими на него усилиями - закон Гука в теории упругости и др. Познание на эмпирическом уровне не сводится только к фиксации данных наблюдения, но на основе этих данных формируется особый тип знания - научный факт.
Теоретическое познание способствует выделению сущностных связей в "чистом" виде, т.е. находит и формулирует отношения между законами, которым подчиняется данный объект. Коли эмпирическая зависимость, в основном, результат индуктивного обобщения, то теоретический закон - это достоверное знание, которое достигается c помощью особых теоретических средств и методов. Например, теория движения механической системы с несколькими степенями свободы или теория соотношения между напряжениями в изотропных и анизотропных телах.
Эмпирия и теория в механике
различаются по средствам исследования.
Эмпирическое исследование предполагает
непосредственный контакт с объектом,
поэтому пользуется приборами, приборными
установками и другими
В теоретическом исследовании применяют, в основном, теоретический язык (теоретические термины) в качестве средства исследования. Все теоретические высказывания классической механики непосредственно характеризуют связи, свойства и отношения идеализированных конструктов, таких, как "материальная точка", "идеальный газ", "твёрдое тело", "сила", "инерциальная система отсчёта" и т.д., которые представляют собой идеализации и не могут существовать в качестве реальных материальных объектов. Например, "сила" в механике определяется как особое свойство одного тела (или нескольких) воздействовать на другое тело и изменять состояние его движения. Это свойство абстрагируется от самих тел и превращается в самостоятельный объект, существующий наряду с другими телами и воздействующий на них18.
Однако все эти теоретические
конструкции механики можно сопоставить
с некоторыми фрагментами природы:
"материальная точка" - с телами,
размерами которых можно
Соответственно эмпирический
и теоретический уровни познания
отличаются по своим методам. Для
эмпирического уровня - это реальные
наблюдения и эксперимент. Для теоретического
- метод идеализации (метод построения
идеализированных объектов); мысленный
эксперимент с
Целостность самим основаниям механики придают соответствующие философски-методологические идеи, представления, функции которых - "включить" соответствующее знание в общемировоззренческий фон культуры эпохи. Эти философские представления дают наиболее общие характеристики материальных объектов (природа движения, пространство, время, взаимодействие и т.д.) и содержат сведения о наиболее общих закономерностях процесса познания. Например, принцип передачи сил в мировом эфире при различных взаимодействиях в природе во многом был связан с философскими представлениями о различии между описанием явлений и их объяснением: явление объяснялось материальными процессами, которые непосредственно не лежат на поверхности явления и образуют его сущность.
В истории механики много
ярких выразительных примеров взаимовлияния
философских воззрений и
Информация о работе Механика твердого тела и механика колебаний в истории наук механического цикла