Михаил Васильевич Ломоносов в стекольной промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:20, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – показать вклад М. В. Ломоносова в стекольную промышленность и искусство выполнения мозаик.
Задачи:
1)Рассмотреть опыт Ломоносова в получении цветных стёкол. 2)Изучить создание мозаик. 3)Показать вклад М. В. Ломоносова в развитие промышленного стекла.

Вложенные файлы: 1 файл

ломонос.docx

— 194.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – исследовательская  работа  мультимедийных  проектов

«Моя  малая  родина»

 

Тема: « Михаил  Васильевич  Ломоносов  в  стекольной                                           промышленности»

 

 

 

 

Степанова Анна

МОУ СОШ №3, 7 «А» класс

Руководитель: учитель истории  Аносова Ольга Анатольевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Мирный

2011 – 2012 учебный год

3

Введение

Наш знаменитый земляк –  Михаил Васильевич Ломоносов – учёный мирового значения. Он был известен как талантливый энциклопедист, географ, физик, химик, астроном, металлург, геолог, историк, приборостроитель, поэт, но, наверное, самую большую известность приобрели его мозаики и изделия из стекла.                                                                                        Михаил Васильевич Ломоносов внёс огромный вклад в развитие стекольной промышленности в России. Он создал такие известные мозаики как: «Полтавская баталия», «Портрет Петра I», «Портрет П.И.Шувалова». Мне стало очень интересно это направление в его деятельности, и я решила рассмотреть его поподробнее.

Цель работы – показать вклад М. В. Ломоносова в стекольную промышленность и искусство  выполнения мозаик.

Задачи:

1)Рассмотреть опыт Ломоносова в получении цветных стёкол.                                                    2)Изучить создание мозаик.                                                                                                         3)Показать вклад М. В. Ломоносова в развитие промышленного стекла.

Методы:

Во время  исследования я пользовалась следующими методами:                                                         - Сравнительный анализ источников.                                                                                             - Обработка полученной информации.                                                                                              - Анализ полученной информации.

Объект исследования – деятельность М. В. Ломоносова в  стекольного дела в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       

                                                                        4

                    Основная часть исследования

Деятельность  Михаил Васильевич Ломоносов в создании цветного стекла.

История cтекла насчитывает 5 с половиной тысяч лет. В настоящее время считается, что родиной стекла является Месопотамия, хотя до недавнего времени основным центром возникновения стеклоделия считался исключительно Древний Египет.

Стекольное производство того времени имело в своём  распоряжении весьма скудный ассортимент  реактивов, что, конечно, сказывалось  на окраске изделий: производившееся  Санкт-Петербургским стеклянным заводом  было в основном бесцветно, или окрашено в синий и зелёный цвета. Немецкий стеклодел Иоганн Кункель ещё в XVII веке обладал секретом красного стекла — «золотого рубина» (известен ещё в Древнем Риме — включение золота при варке). Но и Кункель унёс в могилу свою тайну.  М.В.Ломоносов был одним из первых, кто разгадал эту рецептуру. Учёный работал со стёклами и другими силикатными расплавами ещё в процессе изучения им технологии горнорудного и металлического дела в Германии. В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал исследования по разработке цветных стёкол М. В. Ломоносову.                                                                                                                  

В своей химической лаборатории М. В. Ломоносов в 1752—1753 годах впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета. А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий — это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России. В октябре 1748 года, когда она, наконец, была построена, и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого учёного, он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также — осуществлял пробы руд.                                               Здесь он провёл более 4-х тысяч опытов! Им разработана технология цветных стёкол (прозрачных и «глухих» — смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него.                                                                                                              Эмпирическая технология стеклоделия тогда применялась только практиками, не владевшими никакими научными методами. М. В. Ломоносов и его однокашник Дмитрий Виноградов, создатель русского фарфора, первыми заявляют о необходимости знания химии для создания стёкол. М. В. Ломоносов сумел доказать необходимость лабораторного и производственного персонала. Важной стороной Ломоносовской методологии явилась присущность ему качеств отличного систематизатора, что сказывалось на теоретической упорядоченности исследований и строго последовательном, контролируемом технологическом цикле.                                                                 В четырёхлетних фундаментальных научных исследованиях по химии стекла, проводившиеся М. В. Ломоносовым, и потребовавших упомянутых четыре тысячи опытов, можно наблюдать три крупных этапа:

  • Расширение ассортимента исходных материалов.
  • Получение сравнительно чистых разных минеральных красителей — посредством химической обработки природных и искусственных соединений.
  • Изучение действия красителей на стекло

Одновременно он занимается и теорией цвета, что пребывает  в отчётливой связи с настоящими и другими его исследованиями. Он интересовался природой света  и цветов с  самого начала своей научной деятельности. Тогда же, в ходе размышлений о природе

                                                          5

цветов, им был задуман  ряд опытов с цветными стёклами. И в согласовании со своими теоретическими исследованиями эти эксперименты М. В. Ломоносов получил возможность проводить с 1748 года в своей химической лаборатории, когда им были

                                                             

получены такие стёкла, рецептуры которых нашли применение впоследствии, при создании его мозаичных  работ. Результатом этого комплекса  научных исследований явилось также  создание им собственной теории света  и цвета, основывающейся на представлении  о распространении света посредством  колебания частиц эфира, заполняющего мировое пространство (уже в XIX веке академик Б. Б. Голицын назовёт её «теорией волнения»).

Множество разнообразно окрашенных стёкол было получено М. В. Ломоносовым при весьма ограниченном наборе элементов, использовавшихся в качестве включений, влиявших на цветность (ныне применяющиеся с этой целью хром, уран, селен, кадмий, попросту ещё не были открыты в то время) — очень искусно варьируя приёмы химической обработки в восстановительных и окислительных условиях при изменении состава стекла за счёт введения свинца, олова, сурьмы и некоторых других веществ.   Богатейшие красные тона получены в результате добавки меди для смальт, называемых мастерами мозаики «скарцетами» и «лаками». Очень большого умения требует их варка, которая до сих пор не всегда бывает успешной. Медь использовалась учёным также для получения зелёных и бирюзовых оттенков. И поныне знатоки мозаичного искусства очень высоко ценят полихромные качества Ломоносовских смальт, и многие считают, что таких замечательных красных и зелёных оттенков крайне редко и мало кому удавалось получить.                                                                                                                   

Стекольная промышленность.

В 1753—1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы Копорского уезда М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование. При постройке этой фабрики учёный проявляет свои инженерные и конструкторские способности, начиная с выбора места строительства, расчётов строительных материалов и ориентации на превоклассные ямбургские пески и достаточное количество леса для стеклеплавильных печей и пережигания на золу; — проектирования цехов завода, детальной разработки технологического процесса, конструирования лабораторных и производственных печей, оригинальных станков и инструментов; — и кончая офрмлением графических материалов, которые выполняются им также собственноручно или при непосредственном его руководстве. Усть-Рудицкая фабрика представляла собой своеобразное и в полной мере новое стекольное промышленное предприятие, и поскольку руководил ею создатель науки о стекле, ведущее место отведено было лаборатории, причём находившейся в процессе эксперимента и в постоянном совершенствовании. Первоначально на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные «галантерейные изделия»: гранёные камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы — всё из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. Постепенно, по прошествии нескольких лет, было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок.

 М. В. Ломоносов написал беспрецедентное поэтическое произведение, единственное в своём роде; имеется в виду объём версификации, посвящённой одному предмету, в

                                                          6

данном случае, веществу и материалу — стеклу — почти 3 тысячи слов (около 15 тысяч знаков) составило его «Письмо о пользе Стекла» к высокопревосходительному

                                                              

господину генералу-поручику действительному Ея Императорского Величества камергеру, Московского университета куратору, и орденов Белаго Орла, Святого

 

Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное в 1752 году»…

Неправо о вещах те думают, Шувалов, 
Которые Стекло чтут ниже Минералов, 
Приманчивым лучем блистающих в глаза: 
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса...

Так в бисере Стекло, подобясь жемчугу, 
Любимо по всему земному ходит кругу. 
Им красится народ в полунощных степях, 
Им красится Арап на южных берегах. 
В Америке живут, мы чаем, простаки, 
Что нам драгой металл из сребряной реки

Дают Европскому купечеству охотно 
И бисеру количество несчотно, 
Но тем, я думаю, они разумне нас, 
Что гонят от своих бедам причину глаз....

Потом Гугении, Кеплеры и Невтоны, 
Преломленных лучей в Стекле познав законы, 
Разумной подлинно уверили весь свет, 
Коперник, что учил, сомнения в том нет....

Во зрительных трубах Стекло являет нам, 
Колико дал Творец пространство небесам. 
Толь много солнцев в них пылающих сияет, 
Недвижных сколько звезд нам ясно ночь являет....

Далече до конца Стеклу достойных хвал, 
На кои целый год едва бы мне достал. 
Затем уже слова похвальны оставляю 
И что о нем писал, то делом начинаю.

 

Мозаики М.В.Ломоносова.

                                                        7

Профессор химии и советник Академии г-н Михаил Ломоносов начал  изготовлять удивительный запас  окрашенных стеклянных сплавов всех оттенков, какие только можно придумать, резать их на мелкие и мельчайшие кубы, призмы и цилиндры и сперва удачно выполнил в мозаике образ Божьей матери с несравненного оригинала  Солимены, в два фута высотой и полтора шириной. За этот удачный опыт он заслужил честь                                                    всемилостивейшего одобрения Ея императорского величества и большое вознаграждение. А Её величество отвела этой картине место среди икон в своих апартаментах[1]

«Полтавская баталия».

М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину. Был нанят «хороший городской живописец Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта — копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как харектеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. [1] И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию»[1]         Мозаику такого размера завершили поздней осенью 1764 года, заключив в золочёную чеканную медную раму. Также М.В.Ломоносов создал такие известные мозаики как:

- «Портрет Петра I»                                                                                                                                     - Портрет  П. И. Шувалова                                                                                                             - «Апостол Пётр»                                                                                                                            - погрудный профиль Екатерины II                                                                                                 - портрет великого князя Петра Фёдоровича                                                                                         - портрет великой княгини Елизаветы Петровны

 

                                                         

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          8

                           Заключение.

Вклад М.В.Ломоносова в химическую науку очень велик, а именно:

1.Разработана и внедрена  в лабораторную практику подлинно  научная методика экспериментального  исследования с соблюдением строгого  постоянства условий опытов, с  точным учётом наблюдаемых явлений,  с систематизированным хранением  образцов и с ведением лабораторного  журнала.                                                                                                                2.Проведено первое, строго научное  капитальное исследование действия  на стекло разнообразных минеральных  красителей и заложены начала  методики изучения влияния состава  стекла на его свойства.                                                  3.При крайне ограниченном количестве известных в то время минеральных красителей разработана рецептура многочисленных цветных стёкол с применением самых передовых методов химико-лабораторного экспериментирования.                                                                                4.Разработана богатейшая палитра мозаичных смальт.                         5.Осуществлено внедрение методики варки цветных стёкол и производство, в результате чего отечественные стекольные заводы начали выпускать разнообразно расцвеченные художественные изделия.                             6.Построена стекольная фабрика, передовая по оборудованию и методам работы, предназначенная для производства различных художественных изделий из цветного стекла по технологии, разработанной Ломоносовым.

Информация о работе Михаил Васильевич Ломоносов в стекольной промышленности