Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 04:17, курсовая работа
Вторая половина XX в характерна появлением машин и систем высокой конструктивной сложности, способных выполнять ответственные задачи. В процессе их функционирования стало расти число отказов. Если нет устойчивого образования связанных между собой элементов, то не имеет смысла рассматривать какие-либо другие свойства машины или системы: качество, эффективность, безопасность, живучесть, управляемость, устойчивость. Ибо каждое из приведенных свойств имеет смысл при наличии изначального свойства любой системы – надёжности. Поэтому было естественным явлением становление в 50-е годы XX в новой научной дисциплины – теории надёжности как науки о закономерностях отказов различных систем: сначала технических, а затем и биологических, экономических и других классов систем.
Нормативные ссылки........................................................................................ 5
Введение............................................................................................................. 6
1 Теоретическая часть....................................................................................... 8
1.1 Основные понятия, термины и определения......................................... 8
1.2 Показатели надёжности........................................................................... 9
1.3 Основы расчёта надёжности................................................................... 10
1.3.1 Цели расчета надёжности............................................................... 11
1.4 Методы повышения надёжности технических систем......................... 12
2 Расчётная часть............................................................................................... 14
2.1 Расчет структурной схемы надёжности................................................. 14
2.2 Преобразование заданной структурной схемы и определение
показателей надёжности.......................................................................... 17
Заключение......................................................................................................... 30
Список использованных источников............................................................... 31
е) проверку соответствия ожидаемого (достигнутого) уровня надежности объекта установленным требованиям (контроль надежности), если прямое экспериментальное подтверждение их уровня надежности невозможно технически или нецелесообразно экономически.
На этапе проектирования расчёт надёжности проводится с целью прогнозирования надёжности работы проектируемой системы.
На этапе испытаний и эксплуатации расчёт надёжности проводится для оценки количественных показателей надёжности спроектированной системы.
1.4 Методы повышения надёжности технических систем
Все методы повышения надёжности оборудования принципиально могут быть сведены к следующим основным:
а) резервированию;
б) уменьшению интенсивности отказов элементов системы;
в) сокращению времени непрерывной работы;
г) уменьшению времени восстановления;
д) выбору рациональной периодичности и объема контроля систем.
Реализация указанных методов может осуществляться при проектировании, изготовлении и в процессе эксплуатации оборудования.
Резервирование – это один из наиболее эффективных методов повышения надёжности объектов. При резервировании в конструкции заранее предусматривается замена неисправного элемента исправным [5].
Уменьшить интенсивность
отказов системы можно
а) упрощение системы;
б) выбор наиболее надёжных элементов;
в) облегчение электрических, механических, тепловых и других режимов работы элементов;
г) тренировка элементов и систем;
д) создание схем с ограниченными последствиями отказов элементов;
е) стандартизация и унификация элементов и узлов;
ж) совершенствование технологии производства;
з) автоматизация производства;
и) статистический контроль качества продукции;
к) проведение профилактических мероприятий при эксплуатации аппаратуры, направленных на предупреждение отказов.
Наиболее эффективными и многочисленными методами повышения надёжности являются методы, которые применяются при проектировании аппаратуры. К таким методам относятся:
а) резервирование;
б) упрощение системы;
в) выбор наиболее надёжных элементов;
г) создание схем с ограниченными последствиями отказов' элементов;
д) облегчение электрических, механических, тепловых и других режимов работы элементов;
е) стандартизация и унификация элементов и узлов;
ж) встроенный контроль;
з) автоматизация проверок [3].
2 Расчётная часть
2.1 Расчет структурной схемы надёжности
Для расчета используется технологическая схема аминовой очистки газа с разветвлёнными потоками раствора разной степени регенерации, представленная на рисунке 2.1.
1 – абсорбер; 2, 5, 13 – холодильник; 3, 4 – экспанзеры; 6, 8, 9, 15 – насосы;
7, 11 – теплообменники; 10 – ёмкость регенерированного амина; 12 – десорбер;
14 – рефлюксная ёмкость; 16 – кипятильник.
Потоки: I – газ на очистку; II – очищенный газ; III – кислый газ; IV – тонко регенерированный амин; V – грубо регенерированный амин; VI – насыщенный амин;
VII, VIII – экспанзерные газы; IX – водяной пар
Рисунок 2.1 – Схема аминовой очистки газа с разветвлёнными потоками
раствора разной степени регенерации
Исходное сырье проходит бокситную осушку в колоннах 1 и поступает в реакторы 2. Реакторы применяются трубчатого типа, с водяным охлаждением, так как реакция протекает при 20 – 40° С. На некоторых установках реакторы конструктивно объединены с отстойниками. Особенность установок фтористоводородного алкилирования – наличие системы регенерации катализатора. Алкилат после отстоя от основного объема фтористоводородной кислоты поступает в колонну-регенератор 4, где циркулирующий изобутан отделяется в виде бокового погона. Колонна-регенератор 4 обогревается внизу посредством циркуляции остатка через печь 3. При этом от алкилата отпаривается изобутан, пропан и катализатор. При нагреве остатка до 200 – 205° С разрушаются также органические фториды, образующиеся в качестве побочного продукта реакции. С верху колонны-регенератора 4 уходят пары пропана, фтористого водорода и некоторое количество изобутана. После конденсации часть этой смеси возвращают в реакторы, часть подают на орошение колонны 4, а остальной поток направляют в пропашную колонну 6, с верху которой уходит отпаренная фтористоводородная кислота, а с низу – пропан со следами изобутана.
Для еще более полного возврата катализатора предусмотрена также регенерация в отдельном блоке части кислотного слоя из отстойника. Алкилат с низу колонны 4 после охлаждения проходит через бокситные колонны, где освобождается от остатка фтористых соединений. В результате хорошей регенерации расход катализатора не превышает 1 кг/т алкилата.
Для расчетов параметров надёжности удобно использовать структурно-логические схемы надёжности технической системы, которые графически отображают взаимосвязь элементов и их влияние на работоспособность системы в целом. Структурная схема надёжности установки аминовой очистки газа с разветвлёнными потоками раствора разной степени регенерации изображена на рисунке 2.2.
1 – абсорбер; 2, 5, 13 – холодильник; 3, 4 – экспанзеры; 6, 8, 9, 15 – насосы;
7, 11 – теплообменники; 10 – ёмкость регенерированного амина; 12 – десорбер;
14 – рефлюксная ёмкость; 16 – кипятильник
Рисунок 2.2 – Структурная схема надёжности установки
аминовой очистки газа
Сначала упростим
эту схему. Для начала заменим
последовательно соединённые
Рисунок 2.3 –
Преобразованная структурная
Вероятность безотказной работы квазиэлемента А равна произведению вероятностей безотказной работы последовательно соединённых составляющих его элементов:
(2.1)
Аналогично вероятность безотказной работы квазиэлемента В:
(2.2)
Заменим теперь
параллельно соединённые
Рисунок 2.4 – Упрощённая структурная схема надёжности
Вероятность безотказной работы квазиэлемента C равна:
(2.3)
Вероятность безотказной работы квазиэлемента D равна:
(2.4)
Вероятность безотказной работы всей системы:
(2.5)
Полученная вероятность является вероятностью безотказной работы исходной схемы.
2.2 Преобразование заданной структурной схемы и определение показателей надёжности
Исходные данные для расчета
Рисунок 2.5 – исходная система надежности
λ1 =0.5*10-6 1/ч
λ2-6=6*10-6 1/ч
λ7-10=2*10-6 1/ч
λ11=0.8*10-6 1/ч
λ12=5.2*10-6 1/ч
λ13-14=1*10-6 1/ч
λ15=6.2*10-6 1/ч
λ16=2*10-6 1/ч
λ17=3*10-6 1/ч
λ18=4*10-6 1/ч
γ=60%
t = 0.01*10-6 ч; t = 0.05*10-6 ч; t = 0.1*10-6 ч;
1. Вероятность безотказной работы элементов с 1 по 16 подчиняются экспоненциальному закону
Рассчитаем Р для всех элементов по формуле:
при t = 0.01 *106 ч
P1= exp-0.5*0.01= 0.9950
P2-6 = exp-6*0.01= 0.9418
P7-10 = exp-2*0.01= 0.9802
P11 = exp-0.8*0.01= 0.9920
P12 = exp-5.2*0.01= 0.9493
P13-14 = exp-1*0.01= 0.9900
P15 = exp-6.2*0.01= 0.9399
P16 = exp-2*0.01= 0.9802
P17 = exp-3*0.01= 0.9704
P18 = exp-4*0.01= 0.9608
при t =0.05 *106 ч
P1= exp-0.5*0.05= 0.9753
P2-6 = exp-6*0.05= 0.7408
P7-10 = exp-2*0.05= 0.9048
P11 = exp-0.8*0.05= 0.9608
P12 = exp-5.2*0.05= 0.7711
P13-14 = exp-1*0.05= 0.9512
P15 = exp-6.2*0.05= 0.7334
P16 = exp-2*0.05= 0.9048
P17 = exp-3*0.05= 0.8607
P18 = exp-4*0.05= 0.8187
при t = 0.1 *106 ч
P1= exp-0.5*0.1= 0.9512
P2-6 = exp-6*0.1= 0.5488
P7-10 = exp-2*0.1= 0.8187
P11 = exp-0.8*0.1= 0.9231
P12 = exp-5.2*0.1= 0.5945
P13-14 = exp-1*0.1= 0.9048
P15 = exp-6.2*0.1= 0.5379
P16 = exp-2*0.1= 0.8187
P17 = exp-3*0.1= 0.7408
P18 = exp-4*0.1= 0.6703
Вероятность безотказной работы Р при соединение “m из n” определяется по формуле:
(2.7)
где - биномиальный коэффициент, называемый “числом сочетаний по k из n“
Биномиальный коэффициент определяется по формуле:
По формуле 2.8 определим биномиальный коэффициент
Рассчитаем по формуле 2.7 вероятность безотказной работы РА
при t = 0.01 *106 ч
при t = 0.05 *106 ч
при t = 0.1 *106 ч
при t = 0.01 *106 ч
при t = 0.05 *106 ч
при t = 0.1 *106 ч
(2.10)
при t = 0.01 *106 ч
при t = 0.05 *106 ч
при t = 0.1 *106 ч
(2.11)
при t = 0.01 *106 ч
при t = 0.05 *106 ч
при t = 0.1 *106 ч
(2.12)
при t = 0.01 *106 ч
при t = 0.05 *106 ч
при t = 0.1 *106 ч
при t = 0.01 *106 ч
при t = 0.05 *106 ч
при t = 0.1 *106 ч