Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:18, реферат
Подшипник (англ. bearing)(от слова шип) — изделие, являющееся частью опоры или упора, которое поддерживает вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью.
Опора с упорным подшипником называется подпятником. Существует два основных типа подшипников, используемых при вращательных движениях – подшипники скольжения и подшипники качения. Самый древний тип подшипников – это подшипники скольжения, которые воспринимают нагрузку в процессе скольжения. В подшипниках качения нагрузка действует на множество элементов качения, заключенных в подшипнике. Обычно подшипники скольжения стоят дешевле, чем подшипники качения таких же размеров, но подшипники качения выдерживают большие нагрузки и могут работать при более высоких скоростях.
Назначение, классификация
и конструкция подшипников
Подшипник (англ. bearing)(от слова шип) — изделие, являющееся частью опоры или упора, которое поддерживает вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью.
Опора с упорным подшипником называется подпятником. Существует два основных типа подшипников, используемых при вращательных движениях – подшипники скольжения и подшипники качения. Самый древний тип подшипников – это подшипники скольжения, которые воспринимают нагрузку в процессе скольжения. В подшипниках качения нагрузка действует на множество элементов качения, заключенных в подшипнике. Обычно подшипники скольжения стоят дешевле, чем подшипники качения таких же размеров, но подшипники качения выдерживают большие нагрузки и могут работать при более высоких скоростях.
Подшипники качения – стандартные узлы с полной их взаимозаменяемостью. Опора качения состоит из корпуса подшипника качения, устройств закрепления подшипника на валу и в корпусе, защитных и смазочных устройств подшипника.
Подшипник качения состоит из наружного и внутреннего колец с дорожками качения, тел качения (шариков и роликов), которые катятся по дорожкам качения подшипниковых колец, и сепаратора, отделяющего их движение, что обеспечивает правильную работу подшипника. С целью уменьшения габаритных размеров в некоторых конструкциях подшипников качения могут отсутствовать одно или оба кольца и сепаратора.
В зависимости от формы тел качения подшипники делят на шариковые и роликовые. Ролики могут быть цилиндрическими, коническими, витыми, бочкообразными, игольчатыми и др. Игольчатые ролики при малом диаметре имеют большую длину. При больших угловых скоростях шариковые подшипники работают лучше чем роликовые, но последние способны воспринимать большие нагрузки.
По числу рядов
тел качения подшипники
В зависимости от
направления воспринимаемой
Упорные, воспринимающие нагрузку, перпендикулярную оси вращения;
Радиально-упорные и упорно-радиальные, воспринимающие нагрузку как перпендикулярную оси вращения, так и направленную вдоль неё.
По габаритным
размерам подшипники качения
подразделяют на серии. В
По точности изготовления подшипники качения делят на пять классов – 0, 6, 5, 4 и 2 ( в порядке повышения точности ). Точность подшипников определяется точностью его основных размеров ( наружный и внутренний диаметр, ширина колец ).
В машиностроении
наиболее широко применяют
На каждом подшипнике
имеется его условное
Две последние цифры обозначают внутренний диаметр подшипника, который для размеров 20 … 495 мм получается умножением двух последних цифр на пять. Остальные размеры маркируются так:
10 мм – 00 ; 12 мм – 01; 15 мм – 02; 17 мм – 03.
Подшипники диаметром
более 495 мм обозначаются дробью,
в числителе который
Для диаметров менее 10 мм последняя цифра указывает диаметр подшипника.
Третья цифра справа – серия подшипника;
Сверхлегкая – 8 и 9; особо легкая 1 и 7; легкая - 2; средняя – 3; тяжелая – 4; легкая широкая – 5; средняя широкая – 6.
Четвертая цифра справа – тип подшипника:
радиальный шариковый – 0; радиальный шариковый сферический – 1; радиальный с короткими цилиндрическими роликами – 2; радиальный роликовый сферический – 3; радиальный роликовый с длинными цилиндрическими роликами или игольчатый – 4; радиальный роликовый с витыми роликами – 5; радиально – упорный шариковый – 6; роликовый конический – 7; упорный шариковый – 8; упорный роликовый – 9.
Пятая и шестая цифры справа – конструктивные особенности подшипника ( наличие уплотнений, буртиков, конических отверстий, двухрядные и т.д. ).
Седьмая цифра справа – серия подшипника по ширине:
нормальная – 1; широкая – 2; особо широкая – 3, 4, 5, 6; узкая – 7.
Цифра впереди перед
тире – класс точности
Шарики, ролики и
кольца подшипников
Типы подшипников
качения определяются их
Шариковые радиальные однорядные подшипники ( рис. 4.21, а )
воспринимают радиальную нагрузку, однако способны одновременно воспринимать и осевую нагрузку, величина которой не должна превышать 70% неиспользованной допустимой радиальной нагрузки при заданной расчетной долговечности. Поэтому эти подшипники можно применять для фиксации положения вала или корпуса в осевом направлении. Эти подшипники имеют относительно небольшие потери на трение, поэтому им следует отдавать предпочтение, если расчетный срок службы подшипника находится в пределах нормальной работоспособности машины. Радиальные однорядные шарикоподшипники могут работать с перекосом внутреннего кольца по отношению к наружному не более 15 угловых минут, при установке с большим перекосом долговечность подшипника резко снижается, возможен их перегрев, а также разрыв сепаратора.
Радиальные шарикоподшипники
могут быть следующих
с канавкой на наружном кольце для стопорной шайбы; применение таких подшипников позволяет растачивать корпус на проход без заплечиков;
с одной и двумя
защитными шайбами, а также
с встроенным фетровым или
резиновым уплотнением;
Шариковые радиальные
сферические двухрядные
Подшипники могут
работать при значительном
Конструктивными
разновидностями подшипников
Шариковые упорные однорядные ( рис. 4.21, в ) или двойные подшипники ( рис. 4.21, г ). Однорядные подшипники предназначены для восприятия осевой нагрузки в одном направлении; двойные – в обоих направлениях. Одно из колец одинарного подшипника – тугое, монтируется непосредственно на вал с соответствующей посадкой, второе, так называемое свободное, устанавливается в корпусе. Так как несовпадение осей вала и отверстия в корпусе приводит к преждевременному выходу из строя упорных подшипников, то для возможности самоустановки кольца рекомендуется проводить монтаж свободного кольца в корпус с зазором 0,2 … 0,3 мм.
Двойные упорные
шарикоподшипники состоят из
одного тугого кольца с двумя
дорожками качения, двух
Шариковые радиально – упорные однорядные ( рис. 4.21, д ) и двухрядные подшипники ( рис. 4.21, е ) предназначены для восприятия нагрузок, действующих в радиальном и осевом направлениях. Однорядный подшипник может воспринимать осевую нагрузку, действующую только в одном направлении. Для восприятия больших осевых нагрузок возможна установка нескольких подшипников таким образом, чтобы узкий торец наружного кольца одного подшипника упирался в широкий торец другого.
Подшипники этого
типа применяют в узлах с
жесткими двух - опорными валами
при сравнительно небольших
Роликовые радиальные подшипники с короткими цилиндрическими роликами ( рис. 4.21, ж ) применяют в узлах машин при необходимости создать «плавающую» опору ( наружное кольцо перемещается в осевом направлении по телам качения ). Подшипник воспринимает только радиальную нагрузку. Изготавливают подшипники в трёх конструктивных исполнениях:
внутреннее кольцо без бортов и его можно вынуть;
внутреннее кольцо с одним бортом, наружное с двумя; можно вынуть внутреннее кольцо;
наружное кольцо без бортов; его можно снять.
Благодаря разборной
конструкции эти подшипники
Роликовые радиально-упорные
сферические двухрядные
Конструктивной разновидностью
этого типа подшипников
Роликовые с винтовыми роликами ( рис. 4.21, и ) предназначены для восприятия только радиальной нагрузки, могут также воспринимать ударную нагрузку.
Роликовые игольчатые ( рис. 4.21, к ) воспринимают только радиальную нагрузку и в зависимости от конструктивной особенности подшипникового узла могут быть использованы без внутреннего или наружного, или без обоих колец. В этом случае беговые дорожки выполняют на валу и в корпусе и предъявляют к ним те же требования, что и к беговым дорожкам подшипниковых колец. Эти подшипники весьма чувствительны к перекосам рабочих поверхностей.
Роликовые конические однорядные ( рис. 4.21, л ) и двухрядные ( рис. 4.21, м ) подшипники предназначены для восприятия радиальных и осевых нагрузок. При установке двух подшипников рядом или на противоположных концах двухопорного вала они способны воспринимать чисто радиальные нагрузки. Так как наружное кольцо съемное, то такой подшипник удобен для раздельного монтажа.
Эти подшипники
весьма чувствительны к осевой
нагрузке, при сильной затяжке
резко повышается температура.
При значительной осевой
Однорядные подшипники применяют в узлах машин с жесткими двухопорными валами при небольшом расстоянии между опорами.
Роликовые упорные
с коническими роликами
Роликовые упорные сферические подшипники ( рис. 4.21, о ) воспринимают осевую, но одновременно небольшую радиальную нагрузку. Эти подшипники могут работать с большими окружными скоростями.
Подготовка деталей
подшипникового узла к сборке
заключается в извлечении
Промывка подшипника
в горячем масле
После промывки
производят тщательный
Посадочные места на валу и в корпусе должны соответсвовать требованиям чертежа по геометрическим размерам, форме и шероховатости посадочных поверхностей. На них не должно быть заусенцев, забоин, царапин, задиров. Перед сборкой посадочные места промывают керосином и просушивают. Смазочные каналы, подводящие смазку к подшипнику, должны быть тщательно прочищены и продуты сжатым воздухом.
Информация о работе Назначение, классификация и конструкция подшипников качения