Научные открытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 23:24, реферат

Краткое описание

Последняя треть ХХ столетия ознаменовалась бурными событиями в жизни человеческого общества. Глубокие сдвиги в экономических, политических, общественных структурах периодически взрывают устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. В основе этих движений - научно-технический прогресс, темпы которого все более ускоряются.

Содержание

Введение
1.Научные открытия
2. Космонавтика
3. Радиоэлектроника
4. Кибернетика 5. Ядерная энергетика

Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Научные открытия.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

- выявление связей  между ними и связь с поставленной  задачей;

-  абстрагирование  от периферийных связей и объектов;

- формирование обобщенных объектов и поиск по полученному лабиринту.

В западной философии  науки выделяются три группы теорий, отражающих эвристические стратегии: это теория «тихой воды», или усредненного труда, блицкрига, или инсайта; лучшей мышеловки, или оптимального методологического регулятива. Из современных попыток приблизиться к секретам эвристики можно отметить «мозговую атаку» А.Ф. Осборна. В ней наряду с традиционными приемами изобретательства, связанными с замещением, переносом, объединением и разделением, отмечаются приемы, стимулирующие воображение: система сжатых сроков, обсуждение проблемы в свободной обстановке без критики, создание атмосферы состязательности, а также выдвижение шуточных предположений. Метод «мозгового штурма» предполагает выдвижение сколь угодно большого количества гипотез по поводу решения поставленной проблемы, которые следуют друг за другом и не нуждаются в доказательстве. Примечательно, что на этом этапе запрещена любого рода критика, от откровенных опровержений до скрытых в улыбке, жестах и мимике знаков неприятия. Ценность выдвинутых гипотез рассматривается на уровне экспертов.

Самыми элементарными  моделями эвристической деятельности считаются: модель слепого поиска, в  которой исключительное значение играет интуиция и фактор удачи, и модель «лабиринта», в которой поиск решения уподобляется блужданию по лабиринту, настойчивого продвижения вперед, находчивость и отражает возможность как успехов, так и неудач.

В отличие от скупого  и сжатого набора постулатов в  геометрии или физике, эвристические постулаты стремятся отразить все возможные эвристические отношения. Например, один из эвристических постулатов отмечает, что нет таких исследовательских задач, которые бы не противились действительности и, в принципе, не могли быть решены. А сам поиск решения исследовательской задачи следует начинать с наиболее простых вариантов. Интуитивный поиск эффективен после проведенной сознательной и интенсивной работы мозга. Степень оригинальности решения изобретательской задачи зависит от расстояния между старым решением и новым. Бесспорным является утверждение, что творческий, эвристический процесс начинается с формулировки изобретательской задачи, которая есть не что иное, как звено между известным и неизвестным, существующим и искомым, между знанием и незнанием.

К эвристическим постулатам причисляют следующие:

-  Класс изобретательских  задач бесконечен, класс методов  изобретения конечен.

-  Метод поиска решения  всегда содержит субъективную  сторону, его эффективность зависит  от мастерства изобретателя.

-  Всегда существует  противоположный метод решения  задачи как альтернатива уже  найденному.

-  Ни одна изобретательская  задача не решалась без определенного  осознанного или неосознанного  метода, стратегии или тактики  поведения и рассуждения.

Эвристика обогащает исследователя многообразием нестандартных методов, среди них метод аналогии, основывающийся на подражании всевозможным структурам; метод прецедента, указывающий на уже имеющиеся в научной практике случаи; метод реинтеграции, или «нить Ариадны», который строится на создании сложных структур из более простых; метод организмической имитации (к примеру, у Тойнби при построении теории локальных цивилизаций); метод псевдоморфизации, т. е. использование не своей формы (оружие в виде зонтика, трости и пр.).

Весьма интересен метод  инверсии (т.е. обращения) вредных сил  в полезные, он использовался и  Лакатосом в ситуации, когда через  определенный промежуток времени «аномалии» становились полем защиты доказуемой теории. Метод антитезы, известный  еще из гегелевской диалектики, нацеливает на использование теорий, приемов и методов, диаметрально противоположных традиционным. Плодотворным может оказаться и метод стилевых трафаретов, метод гирлянд и сцеплений, метод многоэтажных конструкций и метод секционирования. Особого внимания всегда заслуживал метод антропотехники, предполагающий создание новых конструкций путем приспособления к возможностям человека.

Методы синектики стоят  обособленно, потому что она рассматривается  как система психологической  активизации мышления. Она предполагает также создание определенных групп, которые в процессе своей деятельности накапливают опыт и разнообразные приемы, предлагая экспертные оценки.

И если трудно говорить о  собственно логике научного открытия, состоящей в законах и формулах, то достаточно убедительно можно говорить о моделях, полученных при анализе процесса научного открытия. К ним относятся:

-  Модель «трансформатор»  подчеркивает необходимость не  относиться к существующей проблеме  как к окончательно сформулированной, но пытаться определить ее решение только путем многократной трансформации и многократного переформулирования условий и требований, видоизменения целей.

-  Модель «шлюз»  отталкивается от необходимости  «открыть шлюзы» изначальной  творческой активности человека, прибегая к средствам морального или материального поощрения.

-  Модель «сосуд»  утверждает, что каждый человек  есть хранилище информации и  распорядитель множества возможностей. Накапливаемое им знание имеет  динамический характер и может  переливаться в направлении преобразования действительности.

-  Модель «семя»  указывает на то, что творческая  деятельность биологически обусловлена  и каждый человек имеет креативные  задатки и нуждается в их  дальнейшем культивировании.

-  Модель «ракета»  акцентирует важность и значимость внутреннего импульса и энергии, которая активизируется всякий раз, когда человек заинтересован в том, чтобы решить жизненно важную для него проблему. Эта модель предполагает преобразование внутренней энергии во внешнее действие, событие или решение.

-  Модель «трамплин-барьер»  анализирует ситуацию, связанную  с преодолением психологического  барьера, так часто сопровождающего  субъекта творческого процесса  при недостатке информации. Иногда  привычный способ мышления действует  как гносеологический или информационный барьер. Преодолеть его можно, используя модель трамплина, представляющую собой совокупность эвристических правил и рекомендаций.

-  Модель «призма»  указывает на необходимость преломления  угла зрения или поставленной  задачи и рассмотрение различных граней, высветившихся в связи с изменением призмы видения проблемы.

-  Модель «сухое  дерево» обозначает известную  от Гете особенность творчества  и вдохновения, базирующуюся на  том, что постоянный, ежедневный  труд уподобляется процессу «колоть  дрова и их сушить». Когда же вспыхнет огонь творчества, сухое дерево будет гореть ярко и искрометно.

-  Модель «равноплечные,  рычажные весы» подчеркивает, что  для эффективного творчества  необходимо, чтобы в равновесии  находились такие взаимозависимые  моменты, как знание, опыт творца, целеустремленная деятельность, мотивы, воля. Эти модели во многом отличаются от формализованных и стандартных приемов научного исследования. Однако логика открытий не предполагает наличие стереотипов и регламентации, расположенных в строгой последовательности и сформулированных во всеобщем виде. Она представляет сюрпризную сферу, где новизна сопровождает как сам исследовательский процесс, выбор методов и методик поиска, так и его результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Левитес Я.М. Кибернетика. Итоги развития.- М.: Наука, 1979.

2. Климук П. И. Рядом со звездами: книга одного полета. - М.: Молодая гвардия, 

    1979.

3. Савельев И. В. Курс общей физики.- М.: Наука, 1973.

4. Михайличенко Ю.П. Двойное лучепреломление сантиметровых электромагнит-

    ных волн. -Томск: Знание, 1986.

5. Петросянц А. М. Ядерная энергетика.- М.: Наука, 1975.

6. Тищенко В. Е., Младенцев М. Н. Дмитрий Иванович Менделеев, его жизнь и

    деятельность.- М.: Просвещение, 1993.

7. Тарасов О. Л. Принцип относительности Лоренц, Пуанкаре, Эйнштейн и Мин-

    ковский.- М.: Просвещение, 1990.

8. Губарев В.С. Ядерный след.- М.: ИздАТ, 1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Научные открытия