Общие сведения о технологии торговых процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:39, лекция

Краткое описание

Понятие единой технологии раскрывается в ст. 1542 ГК РФ и звучит следующим образом: «Единой технологией признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере».

Содержание

1. Предметы и задачи Т.Т.П. как научной дисциплины и его связь с другими учебными дисциплинами.
2. Понятие единой технологии цепи товародвижения.
3. Основные звенья технологической цепи товародвижения.
4. Факторы, влияющие на технологический процесс товародвижения.

Вложенные файлы: 1 файл

ттп.docx

— 29.90 Кб (Скачать файл)

Семинарские Занятия

По дисциплине: « Технология торговых процессов  ».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Студентки 3 курса: Бегус В.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Владикавказ 2013.

 

Семинарское занятие №1.

Тема: Общие сведения о технологии торговых процессов.

План:

1. Предметы и задачи Т.Т.П.  как научной дисциплины и его  связь с другими учебными дисциплинами.

2. Понятие единой технологии  цепи товародвижения.

3. Основные звенья технологической  цепи товародвижения.

4. Факторы, влияющие на технологический  процесс товародвижения.

 

Литература: http://www.grandars.ru

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие единой технологии раскрывается в ст. 1542 ГК РФ и звучит следующим образом: «Единой технологией признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере».

 

Цели товародвижения  
Многие фирмы ставят целью товародвижения обеспечение доставки нужных товаров в нужные места в нужное время с минимально возможными издержками. К сожалению ни одна из систем товародвижения не в состоянии одновременно обеспечить максимальный сервис для клиентов и до минимума сократить издержки по распределению товара.  
Максимальный сервис для клиентов подразумевает поддержание больших товарно-материальных запасов, безупречную систему транспортировки и наличие множества складов. А ведь все это способствует росту издержек по распределению.  
Ориентация на сокращение издержек подразумевает дешевую систему транспортировки, поддержание небольших товарно-материальных запасов и наличие небольшого числа складов.  
Издержки товародвижения нередко связаны между собой в обратно пропорциональной зависимости.  
* Управляющий экспедиционно-транспортной службы предпочитает во всех возможных случаях отгружать товар по железной дороге, а не самолетом. Это снижает транспортные расходы фирмы. Однако, из-за меньшей скорости железных дорог оборотный капитал оказывается связанным дольше, задерживаются платежи со стороны клиентов, и, кроме того, такая доставка может вынудить клиентов совершать покупки у конкурентов, предлагающих более короткие сроки.  
* Для сведения издержек к минимуму отдел отгрузки использует дешевые контейнеры. А это приводит к многочисленным повреждениям товара в пути и вызывает недовольство потребителей.  
* Управляющий службой товарных запасов предпочитает иметь небольшие товарно-материальные запасы, дабы сократить затраты на их содержание. Однако при этом учащаются случаи отсутствия товара в наличии, растет число невыполненных заказов, увеличивается объем канцелярской работы, возникает необходимость производства незапланированных партий товара и использование дорогостоящих средств его ускоренной доставки. Учитывая, что деятельность по организации товародвижения сопряжена с большими компромиссами, необходим системный подход к принятию подобных решений.  
Отправная точка создания системы товародвижения - изучение потребностей клиентов и предложений конкурентов. Потребителей интересуют:  
1) своевременная доставка товара,  
2) готовность поставщика удовлетворить экстренные нужды клиента,  
3) аккуратное обращение с товаром при погрузочно-разгрузочных работах,  
4) готовность поставщика принимать назад дефектные товары и быстро заменять их,  
5) готовность поставщика поддерживать товарно-материальные запасы ради клиента.  
Фирме необходимо изучить сравнительную значимость этих видов услуг в глазах клиентов. Например, для покупателей фотокопировального оборудования большое значение имеют сроки сервисного ремонта. Поэтому корпорация "Ксерокс" разработала стандарты на оказание сервисных и ремонтных услуг, по которым она обязуется "привести в рабочее состояние вышедший из строя аппарат в любой точке континентальной части Соединенных Штатов в течение трех часов с момента получения заявки на обслуживание". В отделении технического обслуживания корпорации работают 12 тыс. специалистов по ремонту и снабжению запасными частями.  
При разработке собственных стандартов на техническое обслуживание фирма должна обязательно учитывать стандарты конкурентов. Как правило, она захочет предоставить клиентам, по крайней мере, такой же уровень обслуживания, какой предлагают конкуренты. Однако основная цель состоит в обеспечении максимального уровня прибылей, а не продаж. Поэтому фирме стоит задуматься, какие издержки повлечет за собой организация обслуживания на высоком уровне. Некоторые фирмы предлагают более скромное обслуживание, зато по невысоким ценам. Другие- больший объем услуг, чем у конкурентов, но взимают за них цену с надбавкой на покрытие более высоких издержек. Как бы там не было, фирма должна сформулировать цели своей системы товародвижения, которыми можно руководствоваться в процессе планирования. Например, корпорация "Кока-кола" стремится "приблизить кока-колу на расстояние вытянутой руки вашего желания". Иногда фирмы идут еще дальше, разрабатывая стандарты для каждого составляющего элемента системы обслуживания. Одни из производителей электробытовых товаров установил следующие стандарты сервиса:  
1) в течение семи дней выполнять по крайней мере 95% полученных от дилеров заявок на поставку товара,  
2) выполнять заказы дилеров с точностью 99%,  
3) в течение трех часов давать ответ на запросы дилеров о положении дел с выполнением их заказов,  
4) добиваться, чтобы количество товара, повреждаемого в пути, не превышало 1%.  
Разработав комплекс целей товародвижения, фирма приступает к формированию такой системы товародвижения, которая обеспечит достижение этих целей с минимальными издержками. При этом надо принять решения по следующим основным вопросам:  
1. Как следует работать с заказчиками? (обработка заказов)  
2. Где следует хранить товарно-материальные запасы? (складирование)  
3. Какой запас  всегда должен быть под рукой? (товарно-материальные запасы)  
4. Каким образом следует отгружать товары? (транспортировка)

 

3.   Основные звенья технологической цепи товародвижения, их характеристика

Важное значение имеет определение оптимального количества звеньев товародвижения. Этот вопрос решается в процессе выбора формы и звенности товародвижения.

Различают торгово-организационную  и складскую (технологическую) звенность. Торгово-организационная звенность показывает, какое количество торговых организаций и предприятий участвует в актах купли-продажи. Она измеряется коэффициентом торгово-организационной звенности, который исчисляется как отношение валового оборота (складского, транзитного, розничного) к розничному, и показывает, сколько раз товар продавался в сфере обращения. Складская звенность свидетельствует о том, через сколько складов прошел товар на пути его движения от производства до потребителя. Коэффициент складской звенности рассчитывается как отношение складского оборота к розничному.

Показатели звенности имеют большое народнохозяйственное значение для Республики Беларусь, так как прохождение каждого складского звена приводит к удорожанию процесса товародвижения за счет увеличения погрузочно-разгрузочных операций, естественной убыли товаров, расходов, связанных с содержанием складских помещений и обслуживающего персонала, с замедлением оборачиваемости товаров. Поэтому задача снижения количества складских звеньев в процессе товародвижения сводится одновременно к решению задач по снижению издержек обращения, ускорению товарооборачиваемости, повышению качества обслуживания населения.

Торгово-организационная и складская звенности связаны между собой, однако часто не совпадают.

Товар, закупленный оптовой базой  у промышленного предприятия  и в свою очередь проданный  розничному торговому предприятию, может поступать непосредственно  от изготовителя в магазин, минуя  складские звенья. Такая форма  товародвижения называется транзитной. Оптовый оборот совершен оптовой  базой в данном случае дважды: первый раз между предприятием-изготовителем  и оптовой базой и второй раз - между оптовой базой и розничным  торговым предприятием. Оптовая база как звено оптовой торговли здесь  выступает в качестве посредника, но ее склады не служат товаропроводящим звеном.

Преимущества транзитной формы  движения заключаются в том, что  товар поступает в розничную  сеть без лишних перевалок, обеспечивается снижение транспортных расходов, сокращаются  потери товаров, ускоряется оборачиваемость. Применение транзитной формы товародвижения целесообразно по товарам простого ассортимента, не требующим подсортировки, скоропортящимся, производимым на местных  промышленных предприятиях.

Однако значительная часть товаров  сложного ассортимента не может быть поставлена транзитом в розничную  торговую сеть, так как требуются  их подсортировка, преобразование производственного  ассортимента в торговый. В этих случаях применяется складская форма товародвижения.

 

Из вышеизложенного вытекает вывод, что выбор наиболее рациональной формы товародвижения диктуется  конкретными обстоятельствами. Эффективность  применения транзитной или складской форм товародвижения достигается лишь в том случае, если при минимальных затратах по доведению товара до потребителя покупателям предоставляется широкий выбор товаров при ускорении общей товарооборачиваемости.

Особо тщательное обоснование формы  товародвижения необходимо для системы  потребительской кооперации, имеющей  измельченную и рассредоточенную розничную  торговую сеть. В таком случае необоснованное использование транзитных поставок может привести к отрицательным  последствиям торговой деятельности, к накоплению излишних товарных запасов, замедлению товарооборачиваемости, дополнительным расходам по хранению и реализации крупных партий товара.

В таких случаях возникает необходимость  пропустить товар через складское  звено с целью подсортировки, формирования партий товара в соответствии со спросом, завоза их по графику в  количестве, необходимом для реализации в розничной сети.

Основными складскими звеньями на пути движения товаров от промышленного  предприятия до магазина могут выступать  склады:

- готовой продукции промышленных  предприятий или склады выходных  баз;

- оптовых баз государственной  торговли;

- оптовых баз потребительской  кооперации;

- других посредников.

В зависимости от количества промежуточных  звеньев различают однозвенную  и многозвенную формы движения товара.

Число складских звеньев между  предприятиями-изготовителями и розничной  торговой сетью должно быть минимальным. Следует максимально сокращать  звенность продвижения товара. Если требуется подсортировка, накопление товара, наиболее приемлемым является движение товара через одно складское звено.

В исключительных случаях по товарам, производство которых размещено  неравномерно и привязано к сырьевым источникам, а сами товары сложны по ассортименту, возникает потребность  разместить одно оптовое звено в  районе сосредоточения производства, другое - в районе потребления.

Многозвенный путь движения товаров  влечет дополнительные расходы, связанные  с выполнением технологических  операций в каждом звене. Это приводит к увеличению издержек по доведению  товаров от производства до потребителя, усложняется технологический процесс  товародвижения, замедляется скорость обращения товара.

Количество звеньев, необходимых  для доведения товара от производства до потребителя, в каждом конкретном случае должно быть экономически обоснованным.

 

 

4. Факторы, влияющие на технологический процесс товародвижения.

На организацию процесса товародвижения оказывает влияние  ряд факторов, которые можно объединить в следующие группы:

  • производственные;
  • транспортные;
  • социальные;
  • торговые.

Производственные факторы

К числу производственных факторов относятся следующие:

  • размещение производства;
  • специализация производственных предприятий;
  • сезонность производства отдельных товаров.

Существенное влияние  на процесс товародвижения оказывает размещение производства товаров. Приближение производственных предприятий к источникам сырья часто приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, а это, в свою очередь, усложняет процесс товародвижения, так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет их доведение от производства до потребителей.

Не менее важное влияние  на организацию товародвижения оказывает специализация производственных предприятиина выпуске сравнительно узкого ассортимента товаров. Это особенно касается товаров сложного ассортимента, так как мелкие магазины не в состоянии получать их без предварительной подсортировки на предприятиях оптовой торговли. Это приводит к тому, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое предприятие, проходит предварительно через одно или более звеньев оптовой торговли.

Производство некоторых  товаров народного потребления  имеет ярко выраженный сезонный характер, что, в свою очередь, связано с сезонностью производства сырья для их изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, а это вызывает необходимость внесения соответствующих коррективов в организацию технологического процесса товародвижения.

Транспортные факторы

К транспортным факторам относятся:

  • состояние транспортных путей сообщения;
  • виды транспорта, используемые для перевозки товаров.

В настоящее время пока еще не все регионы имеют хорошо развитую транспортную сеть, следовательно, доставка товаров в некоторые из них сопряжена с определенными трудностями (носит сезонный характер, вынуждает использовать нерациональные виды транспорта и т.д.). Структура парка транспортных средств должна также отвечать требованиям рациональной организации процесса товародвижения, для чего необходимо наличие соответствующего специализированного транспорта, транспортных средств различной грузовместимости и т.д.

При организации товародвижения большое значение имеет правильный выбор транспортных средств и  эффективное их использование. При  этом учитывается расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его  простои, исключены порожние пробеги.

Широкое использование в  процессе товародвижения тары-оборудования позволяет не только исключить тяжелые  ручные процессы, значительно повысить производительность труда и культуру торговли, но и добиться значительного экономического эффекта от ее внедрения.

Гак, при использовании  тары-оборудования расходы на доставку и реализацию 1 г груза снижаются  на 40-45%, производительность автотранспорта увеличивается в 1,8 раза, сокращается 8 технологических операций в торговле и 13 — на транспорте и предприятиях поставщиков, а также время на погрузку и разгрузку автомобилей  — в 5 раз.

Во всех звеньях технологической  цепи товародвижения должны широко использоваться средства механизации погрузочно-разгрузочных работ. Их применение позволяет более  эффективно использовать транспортные средства и рабочую силу, существенно  ускорить процесс товародвижения.

Социальные факторы

Большое влияние на процесс  товародвижения оказывают социальные факторы, основными из которых являются:

  • расселение населения;
  • уровень денежных доходов населения.

Так, в районы с невысокой  плотностью населения сложнее организовать доставку товаров потребителям, чем  в районы с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев. На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние  и уровень денежных доходов населения.

Торговые факторы

На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы:

  • размеры, специализация и размещение предприятий торговли;
  • степень сложности ассортимента товаров и их свойства;
  • уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.

Информация о работе Общие сведения о технологии торговых процессов