Папье-маше в декоративно-прикладном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 17:35, реферат

Краткое описание

Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.

Вложенные файлы: 1 файл

реф технол.docx

— 389.70 Кб (Скачать файл)

Реферат «Папье-маше в декоративно-прикладном искусстве»                

Содержание 

Введение                                                                                        3 стр.

Папье-маше в декоративно-прикладном искусстве                  4 стр.

Заключение                                                                                  11 стр.

Литература 

ВВЕДЕНИЕ


Папье-маше (франц. papier mâché), буквально - жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше  изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки,  вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением.

С точки зрения сегодняшней  классификации, папье-маше это конструкционный  композитный материал и его можно  рассматривать, например,  как  одного из предшественников  древесноволокнистых плит. Подобно  ДВП, папье-маше состоит из волокон целлюлозы и небольшого количества клея.

Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий: табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную  лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же  разнообразные изделия  мебели, включая кровати и гардеробы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Папье-маше в декоративно-прикладном искусстве

Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино  в своей художественной структуре  и необычайно разнообразно по своим  национальным особенностям, которые  проявляются во всем, начиная с  выбора (использования) материала и  заканчивая трактовкой изобразительных  форм.

Всему миру известны великолепные живописные миниатюры мастеров Федоскино, Палеха, Мстеры... Изящные, разнообразные по форме шкатулки, ларцы, табакерки, игольницы, бисерницы уже не одно столетие радуют любителей и знатоков декоративно-прикладного искусства. Но не все знают, что многие эти предметы, пользующиеся заслуженной славой, изготовлены из папье-маше, покрытого черным лаком.

Несмотря на французское  название, изделий папье-маше не было во Франции до середины XVII-го века. Родина папье-маше –Китай, где была изобретена бумага. Китайцы использовали папье-маше, для шлемов, и других вещей, которым придавали жесткость с помощью многих слоев лака. Такие предметы были обнаружены при раскопках, относящихся к династии Хань (202 до н.э. – 220 н.э.). Китайцы, изобретшие бумагу, заметили, что из целлюлозной пульпы, шедшей на изготовление бумажных листов, можно было при желании формировать разнообразные фигурки. Они забивали влажной пульпой вырезанные из дерева формы, получая небольшие статуэтки. Потом таким же образом стали производить декоративные шлемы, крышки для посуды и др.

Из Китая, увлеченье получило распространение в Японии. Изделия из папье-маше появились еще в эпоху Нара (VIII век). Уже в те годы в ходу было немало религиозных фигурок, выполненных в этой технике. Правда, они не шли ни в какое сравнение, как по качеству, так и по стоимости, с буддийской деревянной и бронзовой пластикой, но исправно служили потребностям бедных храмов и малообеспеченных семей. Однако и в годы раннего средневековья появлялись шедевры из папье-маше. До нашего времени дошло крайне мало таких изделий, и прежде всего из-за недолговечности применявшегося материала, который не выдерживал ни огня, ни воды, ни сильных ударов. Примером упомянутых шедевров может стать статуэтка бодхисаттвы Мондзю — Мондзю-босацу, сохраняемая поныне в сокровищнице буддийского храма Тюгудзи  (Икаруга, преф. Нара). Возраст статуэтки датируют 1269 годом. Изделия из папье-маше (у японцев их обозначают словом харико) легки, недороги, их можно при желании воспроизводить большими партиями. Они заменили собой предметы искусства, требовавшие серьезных трудов резчиков по дереву, кости, а значит, и больших финансовых вложений, стали общедоступными, их можно было приобрести очень дешево. Указы Ёсимунэ дали толчок массовому развитию искусства харико.

В Европу эта технология была завезена много позже, через  Персию. Франция, Англия, Германия открыли  для себя папье-маше в XVIII–XIX веках. Метод изготовления изделий «из  жеваной бумаги» там стали  патентовать как собственное  изобретение. В продажу поступали  различные коробочки, шкатулки, даже мебель из папье-маше с лаковым покрытием. Для крупных конструкций —  стульев, столиков и т. п. — требовался внутренний каркас из древесных или  бамбуковых реек. В 1740 г. началось производство лакированных изделий из папье-маше по образцам, которые были привезены из Японии. Бизнес оказался настолько удачным, что начали изобретаться все более новые клеящие составы и техники, благодаря которым изделия обладали такой же прочностью, как дерево.

Чаще всего папье-маше использовалось для изготовления кукол. Во Франции было налажено их массовое производство, и нынче эти куклы  в большой цене среди коллекционеров. По сей день техника папье-маше используется в театрах при изготовлении декораций. Они получаются очень легкими  и их без усилий можно перемещать по сцене. А если подобное изделие  не подвергать воздействию влаги, оно  может прослужить очень долго.

В России папье-маше появилось  чуть больше двух веков назад. Московский купец Петр Иванович Коробов, изучивший технологию немецких лаков, изготовляющихся фабрикой Иоганна Штобвассера в городе Брауншвейге, основал в 1795 году в селе Даниловке (часть современного села Федоскино) небольшую фабрику. Местные крестьяне с помощью вывезенных из Германии мастеров быстро освоили технологию изготовления папье-маше, материала, из которого и поныне создают лаковые шкатулки, украшаемые красочной миниатюрой. Поначалу зародившееся в России лаковое производство выпускало лакированные козырьки для военных головных уборов, потом – круглые табакерки, модные в начале XIX века. Смекалистые крепостные купца начали изготовлять основу из добротно проклеенных, спрессованных листов картона. Для большей прочности картон проваривали в льняном масле, после чего просушивали в печи. Покупатели довольно быстро оценили преимущества красочно оформленных, легких табакерок из папье-маше по сравнению с тяжелыми и неудобными из фарфора. Только за один 1804 г. Коробов продал 9094 табакерки. В 1818 году Федоскинская фабрика перешла к зятю Коробова Петру Васильевичу Лукутину (1784-1863), затем к сыну Александру. 

К концу XIX в. производство миниатюрной  лаковой живописи в Федоскино пришло в упадок и возродилось только в 1910 г. В период, когда народные художественные промыслы были почти всюду забыты, федоскинские народные умельцы организовали кооперативное товарищество и создали одно из первых дореволюционных художественных трудовых предприятий. Народные мастера Федоскино сохранили лучшие традиции лукутинской миниатюры. До сих пор для них типичны старинные сюжеты (шкатулки «Тройка», «Чаепитие» и др.). Изделия федоскинских мастеров характеризуются художественной выразительностью и мягкостью светотеней. Лучшие миниатюры написаны в серовато-зеленых или коричневых тонах (при этом иногда вводится золотой растительный орнамент). Им свойственны своеобразные, характерные только для миниатюры Федоскино приемы декоративного оформления изделий: «шотландка» (геометрический рисунок, состоящий из перекрещивающихся линий), «под черепаху» (напоминает панцирь черепахи), «скань» (наборный рисунок по сырому лаку из отдельных металлических (серебряных или мельхиоровых) элементов отбитых на свинцовой матрице специальными пуансонами), «цировка» (лучеобразный и волнообразный узоры, создаваемые с помощью лекала методом глубокой гравировки по лаковой пленке до нижележащего металлического листа (олова или серебра), имитация дерева, малахита). Часто федоскинские миниатюристы врезают в лаковую поверхность изделия тонкие пластинки перламутра, накладывают на лак сусальное золото, припорашивают поверхность под роспись алюминиевым порошком.


Ассортимент изделий народных умельцев Федоскино широк и разнообразен. Кроме небольших предметов туалета (коробочек, пудрениц), украшений (браслетов, брошей, кулонов и др.) и бытовых предметов (игольниц, чайниц, салфеточных колец и пр.), в ассортимент входят декоративные изделия и сувениры. Это различные по размерам, цвету и форме (прямоугольные, круглые, овальные, квадратные, многогранные) коробки и шкатулки с тематическим рисунком, настенные декоративные тарелки и панно, обложки для альбомов, записные книжки и другие изделия.

Палех, Мстера, Холуй – также являются древнейшими центрами лаковой миниатюры России. Мастера этих промыслов, сохранив самобытную и традиционную технику живописи, заимствовали у федоскинцев процесс изготовления изделий из папье-маше.

До революции Палех, Мстера и Холуй являлись последними центрами, где теплились художественные традиции древнерусской живописи (иконописи).

Каждый народный художественный промысел – это не только очаг уникального искусства, но и местность, обладающая неповторимым своеобразием природы, исторического прошлого, жизненного уклада и

характера людей, их культуры.

           Палех расположен в 65 км к востоку от города Иваново на берегах реки Палешки, протекающей среди холмов, покрытых лиственными лесами.  
Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя принципы древнерусской живописи и народного творчества.

В настоящее время палехская  миниатюра является неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного  искусства в целом. Наряду с развитием  древних традиций оно несет в  себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням. 

Изготовление палехских лаковых миниатюр из папье-маше начинается с полос картона. Ими оборачивают форму будущего изделия, склеивают их, пропитывают крахмалом, сушат, купают в ванне с горячим льняным маслом. Снова сушат - уже не часы, а дни. После таких манипуляций картон становится похожим на дерево. Прежде чем коробочка попадет в руки художника, ее отшлифуют и покроют лаком - внутри алым, снаружи - черным. Отличительными чертами палехской школы являются: миниатюрное (мелочное) письмо; общий мягкий тон письма; многообразие элементов композиции и их живописность; узорчатость палатного письма; разнообразие радужных сияний; деревья с натуральной листвой; пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом "в полуперо"; фоны разных тонов (вплоть до золотых).

К числу самобытных центров принадлежит и Мстера - большое село Владимирской области. Миниатюра Мстеры вобрала в себя многие особенности иконописи, в частности, новгородских и строгановских писем XVII века. Переход старых мастеров к новому искусству и создание ими стиля миниатюры был процессом закономерным, естественно вытекавшим из потомственного ремесла и его канонов. 

 В Мстёре и Холуе иконы писали для среднего и бедного покупателя. Иконописный стиль остался и на шкатулках, хотя тематика   поменялась. Фигуры людей, животных, элементы пейзажа - стилизованы, живопись плоская. Отсутствует трёхмерность. В лиричном, более живописном, чем в Палехе, искусстве Мстеры создаются произведения, в которых нашли отражение образы природы, бытовые сюжеты, сказочные и исторические темы, здесь пишут и орнаментальные композиции. Холуй сочетает в своем искусстве любовь к реальным формам с повышенной цветовой декоративностью. Палешане, мстерцы и холуйцы пишут миниатюры желтковой (эмульсионной) темперой. Яичную эмульсию использовали как связующее вещество еще в Древнем Египте, Греции, Риме. Во всех трех промыслах более или менее однотипна система письма на изделиях из лакированного папье-маше.

Когда роспись завершена, поверхность крышки покрывается  шестью слоями светлого лака 4С, после  чего изделие шлифуется и полируется уже известным нам способом.

Лаковая миниатюра - часть  сокровищницы мировой культуры, дыхание  старинных сказов и преданий. Каждое изделие - результат упорного труда искусного мастера, неповторимая техника миниатюрного письма. Великая мудрость и красота Руси Изначальной, нашей исконной культуры.

Старые мастера воспитали  молодое поколение художников, продолжающих сегодня дело своих дедов и  отцов.


Существует три вида техник изготовления предметов из папье-маше. Первая, классическая техника папье-маше, представляет собой послойное склеивание на заранее подготовленной модели маленьких кусочков мокрой бумаги. Слоев бумаги может быть около ста. В качестве клеящего состава применяют поливинилацетатный клей либо крахмальный клейстер.

Второй метод характерен тем, что изделие формируется из жидкой бумажной массы. Порванная на мелкие кусочки бумага заливается горячей водой и помещается в теплое место на целые сутки. Затем эта смесь кипятится, отжимается через сито или марлю, разрыхляется и высушивается. Далее эта масса смешивается с мелом, и в нее постепенно, при постоянном помешивании, добавляется столярный клей или мучной клейстер. Доведя это все до консистенции сметанообразного теста, полученную массу наносят на подготовленную форму и оставляют до полного высыхания.

Третий метод предполагает склеивание изделия подобно фанере, под прессом из пластин плотного твердого картона. Когда изделие высыхает, его шпатлюют, шлифуют, грунтуют, расписывают и покрывают несколькими слоями лака. Модели для формирования изделий выполняются в основном из глины, пластилина, гипса или дерева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Папье-маше - удивительно  прочный и легкий материал, который  изготавливается из самой обычной  бумаги и клейстера. Когда-то забытая  техника приготовления пластичной массы сегодня невероятно популярна  во всем мире: многие дизайнеры используют папье-маше для создания оригинальных аксессуаров, мебели и предметов  интерьера. Бижутерия, сувениры к любому празднику, елочные игрушки, рамки, вазы, объемные панно и даже светильники, наглядные пособия, например макеты и рельефные карты, новогодние маски. Сделать папье-маше своими руками вполне возможно, главное – знать особенности  материала и уметь выполнять  поэтапные действия.

Вся премудрость техники  папье - маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени.

Информация о работе Папье-маше в декоративно-прикладном искусстве