Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 07:44, реферат
Увеличение объема производства нефтепродуктов, расширение их ассортимента и улучшение качества—основные задачи, поставленные перед нефтеперерабатывающей промышленностью в настоящее время. Решение этих задач в условиях, когда непрерывно возрастает доля переработки сернистых и высокосернистых, а за последние годы и высокопарафинистых нефтей, потребовало изменения технологии переработки нефти.
На заводах сооружается несколько установок первичной переработки во избежание полной остановки завода при выводе одной из установок в ремонт.
Фотографии установок
|
|
Рис.4. Установка ЭЛОУ-АВТ-6 Саратовского НПЗ. В центре - атмосферная колонна (показаны точки отбора фракций), справа - вакуумная. |
Рис.5. Установки вторичной перегонки бензина и атмосферной перегонки на НПЗ "Славнефть-ЯНОС" (слева направо). |
|
|
|
Рис.6. Установка вакуумной перегонки мощностью 1,5 млн. тонн в год на Туркменбашинском НПЗ по проекту фирмы Uhde. |
Рис. 7. Установка вакуумной перегонки мощностью 1,6 млн. тонн в год на НПЗ "ЛУКОЙЛ-ПНОС". На переднем плане - трубчатая печь (жёлтого цвета). |
Рис.8. Вакуумсоздающая аппаратура фирмы Graham. Видны 3 эжектора, в которые поступают пары с верха колонны. |
1.1.6 Продукты первичной переработки
нефти
Наименование |
Интервалы кипения |
Где отбирается |
Где используется |
Рефлюкс стабилизации |
Пропан, бутан, изобутан |
Блок стабилизации |
Газофракционирование, товарная продукция, технологическое топливо |
Стабильный прямогонный бензин (нафта) |
н.к.*-180 |
Вторичная перегонка бензина |
Смешение бензина, товарная продукция |
Стабильная легкая бензиновая |
н.к.-62 |
Блок стабилизации |
Изомеризация, смешение бензина, товарная продукция |
Бензольная |
62-85 |
Вторичная перегонка бензина |
Производство соответствующих ароматических углеводородов |
Толуольная |
85-105 |
Вторичная перегонка бензина | |
Ксилольная |
105-140 |
Вторичная перегонка бензина | |
Сырьё каталитического риформинга |
85-180 |
Вторичная перегонка бензина |
Каталитический риформинг |
Тяжелая бензиновая |
140-180 |
Вторичная перегонка бензина |
Смешение керосина, зимнего дизтоплива, каталитический риформинг |
Компонент керосина |
180-240 |
Атмосферная перегонка |
Смешение керосина, дизельных топлив |
Дизельная |
240-360 |
Атмосферная перегонка |
Гидроочистка, смешение дизтоплив, мазутов |
Мазут |
360-к.к.** |
Атмосферная перегонка (остаток) |
Вакуумная перегонка, гидрокрекинг, смешение мазутов |
Вакуумный газойль |
360-520 |
Вакуумная перегонка |
Каталитический крекинг, гидрокрекинг, товарная продукция, смешение мазутов. |
Гудрон |
520-к.к. |
Вакуумная перегонка (остаток) |
Коксование, гидрокрекинг, смешение мазутов. |
*) - н.к. - начало кипения
**) - к.к. - конец кипения
1.2.1 Бензин
Бензин - горючая жидкость, является смесью лёгких углеводородных веществ, имеющих температуры кипения в пределах 30 - 200 градусов. Плотность бензина примерно 0,7 г/см3, теплотворная способность около 10,500 ккал/кг.
Бензин в промышленных масштабах производится на нефтехимических предприятиях комплексом процессов: перегонкой, гидрокрекингом, каталитическим крекингом, риформингом. Для производства бензинов специального назначения дополнительно используется процесс очистки от нежелательных включений и компонентов, смешение с присадками.
1.2.2 Дизельное топливо
Дизельное топливо (дизтопливо, солярка) - органическая жидкость, получаемая при переработке нефти и используемая в качестве топливной смеси в дизельных двигателях. Обычно под термином дизтопливо понимают продукт, получаемый из керосино-газойлевых фракций в процессе прямой перегонки нефтяного сырья.
Применение дизтоплива
Основным потребителем дизтоплива является транспортный сектор экономики - железнодорожники, автотранспортники, производители сельхозпродукции. Кроме этого дизтопливо часто как котельное топливо, топливо для стационарных и передвижных электрогенераторов, в кожевенной промышленности, как смазочно-охлаждающая среда в машинах и агрегатах, как средство для закалки изделий при термообработке металла.
Ещё одна градация дизтоплива основана на сезонности - летнее и зимнее дизтопливо. Различаются сезонные виды дизтоплива показателем температуры помутнения и застывания топлива и показателем температуры предельной фильтруемости.
1.2.3 Мазут
Мазут является нефтепродуктом. Используется мазут в качестве котельного топлива, а также для производства ряда продуктов, таких как смазочные масла, кокс, битумы и моторные масла. Мазут имеет темно-коричневый цвет и жидкую консистенцию. Он представляет собой смесь большого количества компонентов, в частности карбенов, органических соединений, асфальтенов, нефтяных смол, а также углеводородов с молекулярной массой 400-1000 г/моль.
В зависимости от состава и физико-химических свойств исходного материала получают мазут с различными свойствами. Качество мазута определяется в зависимости от содержания в нем серы, а также его плотности и вязкости.
Вязкость мазута определяется при 100С и может варьироваться от 8 до 80 мм2/с. Плотность же составляет от 0,89 до 1 г/см3 и определяется при температуре 20С. Также важным параметром является температура застывания, которая равна 10-40С. Исключение составляют флотские мазуты, у которых данная характеристика ниже (от -5С до -10С). Содержание серы в мазуте обычно составляет от 0,5% до 3,5%.
Мазут широко применяется в ряде отраслей. Однако основными потребителями по-прежнему остаются жилищно-коммунальные хозяйства, а также промышленные предприятия. Его используют в качестве топлива для котельных установок, паровых котлов, а также промышленных печей. Кроме того, мазут широко применяется в двигателях тепловозов и морских судов. В настоящее время достаточно большое количество мазута подвергается дальнейшей переработке. В результате получаются дистиллятные смазочные материалы, а также моторные топлива.
Основными эксплуатируемыми свойствами мазута является высокая теплотворность вместе с небольшим содержанием золы (менее 0,3%). Это позволяет получать необходимые температуры при относительно небольшом расходе сырья. Основной пик потребления мазута приходится на зимние месяцы.
2.1.1 Получение бензина
Один
из способов получения бензина – прямая
перегонка нефти. Проходя через ряд теплообменников,
нефть подогревается, очищается и попадает
в ректификационную колонку высотой 15-30
метров. Различные фракции выкипают в
разных интервалах температур и конденсируются
на разной высоте. Бензин выкипает при
температурах 95 - 180 0С.
Для получения высококачественного топлива и присадок проводят и вторичную перегонку нефти.
Основными
методами деструктивной переработки
нефти и получения
Термический крекинг – переработка сырья при температуре 450 - 5000С и давлении 2-5 МПа.
Каталитический
крекинг – протекает при
Каталитический
риформинг – это процесс
Гидрокрекинг – это каталитическая переработка нефтяных фракций и остаточных продуктов дистилляции нефти (мазута, гудрона) под давлением водорода для получения бензина. Гидрокрекинг протекает при температуре 260-4500С и давлении 5-20 МПа на целиотсодержащих катализаторах.
Гидроочистка проводится для повышения качества и стабильности светлых дистиллятов при температуре 250-4200С и давлении 2-5МПа в присутствии катализаторов.
Известны
особые случаи, когда для производства
бензинов применяется и иное углеводородное
сырьё. Возможен отгон бензиновых фракций
из смол полукоксования и коксования (утилизация
тяжелых остатков крекинга с целью получения
дистиллята широкого фракционного состава)
с дополнительной их очисткой (например,
в Эстонской ССР бензин производился из горючих
сланцев). Производятся бензины и из синтез-газа (продукт
Синтезирование применяют для получения индивидуальных углеводородов, обладающих высокими антидетонационными свойствами и используемых в качестве добавок к бензинам. Процесс осуществляется в присутствии катализаторов.
Существуют и другие процессы получения высокооктановых компонентов бензина (алкилирование, изомеризация).
2.1.2 Основные физические и химические процессы
производства бензина
Главные
технологические процессы производства
бензина - каталитический крекинг и каталитический
риформинг. Процесс каталитического риформинга,
как и раньше, остается основным процессом
производства бензина, несмотря на ограничения
по содержанию ароматических углеводородов,
потому что он – это главный источник
высокооктановых компонентов, и водорода
для установок гидроочистки.
Из-за ужесточения норм, которые касаются содержания серы в моторных топливах, нужно увеличивать мощность гидрообессеривания, а это требует дополнительного водорода. Уменьшение роли и доли бензина риформинга в создании экологически чистого реформулированного бензина обусловлено кроме ограничения содержания ароматических углеводородов, ещё и неудовлетворительным распределением октановых свойств по фракциям катализата.
Поэтому
процесс бензинового
Так, если сейчас объем вырабатываемого по всему миру бензина каталитического крекинга почти сравнялся с суммарным объемом выработки бензина изомеризации и риформинга, то в будущем бензин каталитического крекинга и компоненты, которые сопряжены с этим процессом, будут занимать лидирующие позиции в производстве бензина на нефтеперерабатывающих заводах в сравнении с такими процессами риформинга, которые требуют дополнительных ресурсов нефти и прямогонных бензинов.
2.1.3 Этапы производства бензина
За
последние годы процесс каталитического
крекинга при производстве бензина, стал
усовершенствованным, с целью повышения
селективности при конверсии исходного
вторичного сырья в бензин. Нефтеперерабатывающее
производство, в результате которого получают
бензин, состоит из трех основных этапов:
первичная переработка нефти: осуществляется разделение сырой нефти на отдельные фракции, каждая из которых отличаются температурой кипения.
вторичная переработка: осуществляется обработка фракций, которые были получены после первого этапа. На данной стадии получаются "товарные" нефтепродукты.
товарное производство: разные фракции должны пройти дополнительную очистку и, если это необходимо, обогащаются присадками, увеличивающими октановое количество топлива.
Хотя в Европе уже давно такая практика запрещена, в будущем планируется запретить её и в России за счет нового технического регламента. Будет ли это так - большой вопрос, так как далеко не каждый завод по переработке нефти может пройти переоснащение.
После того,
как нефть прошла переработку, получают
не только дизельное топливо и бензин,
но и парафины, смазочные масла, битумы.
Многие привычные для нас вещи созданы
именно благодаря процессу переработки
нефти.
Уровень очистки нефти напрямую зависит
от заводского оборудования. Не каждый
нефтеперерабатывающий завод может создать
95-ю и хотя бы 92-ю марку бензина: оборудование
не позволяет. Но, безусловно, стоит этим
заниматься, так как применение присадок
вредит окружающей природе и даже моторам
автомобилей.
2.1.4 Принципиальная технологическая схема получения
высокооктанового компонента бензина (ВОК)
На рис. 9 представлена принципиальная схема переработки нефти.
Вся нефть
завода проходит атмосферно-вакуумную
перегонку. После этого сырье
распределяется на процессы. Часть
сразу преобразовывается в
Очистка и переработка нефти происходит в специальных установках. Все процессы проходят за железными трубами и отображаются на компьютерных мониторах операторов, которые следят за происходящим в специальных комнатах. Правда, каждые два часа оператор встает с места и идет проверять вверенную ему часть техники и приборов. Датчики давления могут сработать, но на мониторе это может и не отразиться. Нефть приходит уже в минимальной обработке. В резервуарах она усредняется, смешивается и немного отстаивается. Потом «черное золото» поступает на установку первичной подготовки нефти, которая начинает работу с обессоливания и обезвоживания. Когда нефть добывают, в нее иногда вкачивают какие-то реагенты, и еще она содержит определенные соли и воду, которые без обработки вызывают коррозию и износ оборудования. Во время обессоливания и обезвоживания в нефть добавляют воду и воздействуют электричеством, ненужные соли оседают, нефть как бы промывается.