Пути и средства решений социальных проблем пожилых и престарелых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

В последнее десятилетие постоянное возрастание доли пожилых людей во всем населении становится влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых странах.
Старость, становится длительным и значительным этапом индивидуального развития, фактором изменения социальных процессов.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы социального обслуживания пожилого и престарелого возрастов проживающих в семье
1.1 Понятие и сущность пожилого человека и престарелого гражданина.............................................................................................................5
1.2 Проблемы лиц пожилого возраста проживающих в семье
Глава 2 Современная технология социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми.
2.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей..16
2.2 Социальное обслуживание граждан пожилого возраста на региональном аспекте "КЦСОН "Опека" г.Альметьевска.........................................................21
Заключение............................................................................................................36
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

алия готовая курс 3.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

1) закрепляющие права всех граждан  независимо от возраста и при  этом особо важные для пожилого  человека;

2) непосредственно касающиеся прав пожилых людей, и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи;

3) регулирующие положение определенных  категорий лиц старшего возраста (ветераны, реабилитированные лица, различные возрастные категории пожилых людей).

Современное трудовое законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается.

Законодательные ограничения в отношении труда и занятости отдельных категорий граждан пожилого возраста в современной России обусловлены преимущественно влиянием существующих в обществе социально-экономических отношений, социально-классовой структуры, экономического положения в стране, ситуации с занятостью населения, системы распределительных отношений и т.п.

Попечительство в форме патронажа устанавливается по просьбе дееспособного гражданина. Попечительство (помощника) исполняет свои обязанности на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается самим подопечным. Попечитель может совершать любые предусмотренные в договоре распорядительные сделки в отношении имущества подопечного, оказывая ему помощь в реализации имущественных прав, и должен заботиться о подопечном, доставлять ему продукты и лекарства, создавать необходимые бытовые условия. Попечитель может расходовать средства подопечного только с его согласия. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного осуществляет надзор за деятельностью попечителя.

К специальному социальному законодательству относится и Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", имеющий прямое отношение к пожилым людям-инвалидам. Поскольку ряд его положений (к примеру, ст. 15 - об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; ст. 16 - об обеспечении инвалидов жилой площадью; ст. 20 - об обеспечении занятости инвалидов; ст. 21- об установлении квоты для приема инвалидов на работу и многие другие) не урегулирован, о законе необходимо говорить как о действующем не в полном объеме и маловлияющем на социальную поддержку инвалидов и пожилых людей.

Социальный аспект содержит Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"от 21.11.2011 N 323-ФЗ Статья 26 прямо закрепляет права граждан пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях".

Современное российское законодательство в жилищной сфере, затрагивает интересы немалой части пожилых людей, отличается декларативностью положений, разбросанностью норм по разным правовым актам, преобладанием норм общего характера, отсутствием норм прямого действия. Отмечается обособление различных категорий пожилых людей (ветераны, инвалиды, реабилитированные лица, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы).

Конституция Российской Федерации прямо не предусматривает права граждан на социальное обслуживание. Тем не менее в соответствии с общетеоретическими положениями социальное обслуживание является составным элементом конституционного права на социальное обеспечение. Права на социальные услуги, призванные удовлетворить особые потребности граждан (в силу ограничения жизнедеятельности, в том числе и по возрасту), признаются социально значимыми.

Правовая база социального обслуживания населения начала формироваться в России, по существу, с 1995 г., когда на федеральном уровне были приняты первые законодательные акты по данной проблематике: Федерального  закона «О социальном  обслуживании граждан пожилого  возраста и инвалидов ( в ред.ФЗ от 10.01.2003 № 15-ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

  Федеральный закон "Об основах социального обслуживания в Российской Федерации"от10.12.1995 ФЗ № 195-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.

Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Анализ действующего российского законодательства, касающегося положения пожилых людей, свидетельствует о том, что:

- градация прав и предоставляемых  льгот как следствие сформировавшегося деления граждан старшего возраста на множество категорий углубляет социально-экономические различия среди пожилых людей;

- лица пожилого возраста зачастую несвободны в выборе принимаемых решений, навсегда могут обеспечить защиту своих прав, осуществить свою подлинную волю.

Социальная политика в отношении граждан старшего поколения направлена на защиту их прав и законных интересов, предупреждение дискриминации по возрастному признаку. При формировании законодательной базы законоположений, защищающих всех граждан, следует разумно дополнять нормами по поддержанию прав лиц пожилого возраста, нуждающихся в особой защите в виду своего состояния. Немаловажное значение имеет правовое регулирование вопросов финансирования мер социальной поддержки пожилых людей. Закрепление на уровне закона определенной части норм, установленных различными нормативными правовыми актами, будет способствовать унификации подхода при решении проблем во всех сферах жизнедеятельности пожилых людей, позволит избежать неоправданной множественности подзаконных актов, что в целом повысит эффективность реализации прав граждан пожилого возраста.

 

2.2 Социальное обслуживание граждан пожилого возраста

 

Одним из актуальных направлений социального обслуживания населения в РФ является социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, которое представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в социальных услугах.

Социальное обслуживание - это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных учреждениях.

В соответствии с Законом РФ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”[2. с 35-37] социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской помощи, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на следующих принципах:

- соблюдение прав человека и гражданина;

- предоставление государственных  гарантий;

- обеспечение равных возможностей  в получении социальных услуг  и их доступности для старых  людей;

- преемственность всех видов  социального обслуживания;

- ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности;

- приоритет мер по социальной  адаптации этих категорий граждан;

-ответственность органов государственной  власти, органов местного самоуправления  и учреждений, а также должностных  лиц за обеспечение прав граждан  пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Государство гарантирует пожилым и старым людям возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Федеральный перечень 1гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством Российской Федерации и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается.

Согласно ФЗ «О социальном обслуживании граждан, пожилого населения и инвалидов», система социального обслуживания основана на использовании и развитии всех форм собственности и включает государственный, муниципальный и негосударственный секторы социального обслуживания.

Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслуживания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.

Муниципальные центры социального обслуживания являются основной формой муниципального сектора, они создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

В задачи муниципального центра социального обслуживания входят: выявление старых людей, нуждающихся в социальной поддержке; предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания лиц старческого возраста; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической и юридической помощи пожилым и старым людям.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет соответствующие учреждения, по форме собственности не относящиеся к государственным и муниципальным, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К данному сектору относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием старых людей. Разработаны федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантируется государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта с учетом потребностей населения, проживающего на территории данного субъекта РФ.

Право на социальное обслуживание имеют женщины старше 55 лет и мужичины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои потребности.

Социальное обслуживание старых людей включает в себя стационарное, полустационарное и нестационарные формы.

К стационарным формам социального обслуживания относятся пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов ВОВ, отдельных профессиональных категорий престарелых (артистов и др.); специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения; специализированные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста.

По количеству стационарных учреждений социального обслуживания на 1 января 2013 г. лидирует Приволжский (300) и Центральный (267) федеральные округа, на долю которых приходится почти половина (46.4%) всех домов-интернатов страны. Меньше всего таких учреждений в Уральском (73) и Дальневосточном (85) федеральных округах.

Полустационарные формы социального обслуживания включают отделения дневного и ночного пребывания, реабилитационные центры, медико-социальные отделения.

К нестационарным формам социального обслуживания относятся социальное обслуживание на дому, срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, социально-психологическая помощь.

Социальное обслуживание старых людей может быть постоянным или временным, в независимости от их желания. Оно может быть полностью бесплатным, частично платным или платным.

Подавляющее большинство пожилых людей и инвалидов предпочитает получить и получают социальные услуги в формах нестационарного (надомного) и полустационарного социального обслуживания, а также срочной социальной помощи. Количество пожилых людей обслуженных на середину 2013 г. вне стационарных учреждений, составляет 13,2 млн. человек (около 45% всего пожилого населения страны).

Пансионаты для ветеранов труда (дома для престарелых)

Согласно Федеральному закону, старые люди, проживающие в пансионатах для ветеранов труда, имеют право на:

- обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

- уход, первичную медико-санитарную  и стоматологическую помощь;

- бесплатную специализированную  помощь, зубопротезную и протезно-ортопедическую;

- социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

- добровольное участие в лечебно-трудовом  процессе с учетом состояния  здоровья;

Информация о работе Пути и средства решений социальных проблем пожилых и престарелых