Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:01, курсовая работа
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Кинематическая схема привода может включать, помимо редуктора, открытые зубчатые передачи, цепные или ременные передачи.
Назначение редуктора — понижение угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим. Механизмы для повышения угловой скорости, выполненные в виде отдельных агрегатов, называют ускорителями или мультипликаторами.
Введение 4
1 Выбор электродвигателя 5
2 Расчет зубчатой передачи редуктора 8
3 Предварительный расчет валов 14
4 Расчет основных параметров корпуса 16
5 Подбор и проверочный расчет шпонок 19
6 Проверочный расчет редукторов 21
7 Выбор подшипников качения, их расчет на долговечность 28
8 Выбор муфты 30
9 Смазка редуктора 31
Заключение 32
Список использованных источников 34
Оглавление
Введение 4
1 Выбор электродвигателя 5
2 Расчет зубчатой передачи редуктора 8
3 Предварительный расчет валов 14
4 Расчет основных параметров корпуса 16
5 Подбор и проверочный расчет шпонок 19
6 Проверочный расчет редукторов 21
7 Выбор подшипников
качения, их расчет на
8 Выбор муфты 30
9 Смазка редуктора 31
Заключение 32
Список использованных источников 34
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Кинематическая схема привода может включать, помимо редуктора, открытые зубчатые передачи, цепные или ременные передачи.
Назначение редуктора — понижение угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим. Механизмы для повышения угловой скорости, выполненные в виде отдельных агрегатов, называют ускорителями или мультипликаторами.
Редуктор состоит из корпуса (литого чугунного или сварного стального), в котором помещают элементы передачи — зубчатые колеса, валы, подшипники и т. д. В отдельных случаях в корпусе редуктора размещают также устройства для смазывания зацеплений и подшипников (например, внутри корпуса редуктора может быть помещен шестеренный масляный насос) или устройства для охлаждения (например, змеевик с охлаждающей водой в корпусе червячного редуктора).
Редуктор проектируют либо для привода определенной машины, либо по заданной нагрузке (моменту на выходном валу) и передаточному числу без указания конкретного назначения. Второй случай характерен для специализированных заводов, на которых организовано серийное производство редукторов.
Искомую мощность электродвигателя определим из:
(1)
где, h – коэффициент полезного действия привода, равный произведению частных передач, входящих в кинематическую схему
h=h1*h22*h3*h4,
(2)
где, h1 – КПД пары цилиндрических зубчатых колес h1 = 0,98;
h2 – коэффициент учитывающий потери пары подшипников качения в редукторе, h2= 0,99;
h3 – КПД открытой передачи, h3 = 0,90;
h4 – КПД учитывающий потери в опорах вала приводного барабана, h4 = 0,99
h=0,98*0,992*0,9*0,99=0,86
Значения КПД передач отдельных типов взяты в [1,с.5,табл. 1,1]
Вычислим угловую скорость вращения третьего вала:
(3)
Число оборотов третьего вала будет равно:
Выберем тип электродвигателя по данным [1,с.390,табл. П1]
Pдвигателя =15 кВт; типоразмер 4А160М6; hс = 1000 об/мин; S =2,6 %. Исходя из данных вычислим число оборотов на ведущем валу:
Определим передаточное число привода:
(4)
Разбиваем общее передаточное число привода. Для зубчатых передач передаточное число рекомендуется принимать от двух до шести. Принимаем для редуктора
Uр= 5 по ГОСТ 2185-66 [1,с.36],
тогда
(5)
Определим частоту вращения и угловые скорости валов редуктора:
Определим вращающие моменты на вал-шестерне:
(6)
На валу колеса:
Выбираем материалы для
шестерни и колеса. [1,с.34,табл.3,3] Так
как в задании нет особых требований
в отношении габаритов
Таблица 1
Наименование детали |
Материал |
Диаметр заготовки мм |
dв МПа |
dт МПа |
НВ (среднее) |
Термообработка |
Шестерня |
40х |
до 120 |
930 |
690 |
270 |
Улучшение |
Колесо |
40х |
св 160 |
830 |
540 |
245 |
Улучшение |
Определим допускаемое контактное напряжение [1,с.33, формула 3,9]
,
(7)
где dHlim в – предел контактной выносливости при базовом числе циклов. [1,с.33,табл.3,2];
dHlim в = 2НВ +70 МПа
KHL – коэффициент долговечности, принимаем как 1;
[SH] – коэффициент безопасности, принимаем как 1,2.
Вычислим допускаемое напряжение изгиба [1,с.43,формула 3,24]
(8)
где dF°lim в –предел выносливости [1,с.44,табл. 3,9] dF°lim в = 1,8НВ
dF°lim в = 1,8*270 МПа= 486 МПа (для шестерни)
dF°lim в = 1,8*245 МПа= 441 МПа (для колеса)
[SF] – коэффициент безопасности равный 1,75 [1,с.45,табл.3,9]
Определим межосевое расстояние aw [1,с.32, формула 3,7]
,
(9)
где Ka =49,5 для плоскозубых передач
КHB – коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца КHB=1;
*ВА- коэффициент ширины зубчатого венца для прямозубых передач *ВА=0,2
ГОСТ 2185-66 – 250мм [1,с.36]
Полученное межосевое расстояние округляем до ближайшего значения по ГОСТ 2185-66, принимаем aw = 250 мм
Определим модуль зацепления по формуле:
m=(0,01÷0,02)* aw
(10)
m=2,5÷5
Из полученных значений определяем модуль по ГОСТ 9563-60 [1,с.36], примем m=4.
Вычислим число зубьев шестерни и колес:
(11)
(12)
Вычислим параметры зубчатых колес:
- делительных окружностей:
d1=m*Z1=84 мм
d2=m*Z2=420 мм
- диаметр вершин зубьев:
da1=d1+2*m=84+2*4=92 мм.
da2=d2+2*m=420+2*4=428 мм.
- диаметр впадин зубьев:
dF1=d1-2,5*m=84-2,5*4=74 мм.
dF2=d2-2,5*m=420-2,5*4=410 мм.
- ширина колеса:
в2=*ва*aw=0,2*250=50 мм.
- ширина шестерни:
в1= в2+4=50+4=54 мм.
Вычислим окружную скорость колес:
(12)
4280 мм/с ~4,3 м/с - 8 степень точности.
По найденной скорости назначим 8 степень точности по ГОСТ 1643-81.
Определим коэффициент ширины шестерни по диаметру:
(13)
Проверим прочность зубьев по контактным напряжениям. [1,с.31,формула 3,5]:
(14)
где KH – коэффициент нагрузки.
KH=KHa*KHB*KHU,
KHB=1,02 [1,с.39,табл. 3,5]
KHa=1,09 [1,с.39,табл. 3,4]
KHU=1,05 [1,с.40,табл. 3,6]
KH=1,09*1,02*1,05=1,17
478 £ 508 – условие выполняется.
Вычислим силы действующие в зацеплении:
- окружную:
H
(15)
- радиальную:
(16)
где tg a - угол зацепления и Ða°=20° - постоянный.
Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба. [1,с.41, форм. 3,22]
(17)
где KF – коэффициент нагрузки
KF=KFB*KFY,
где KFB-коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба [1,с.43,табл.3,7] равный 1,05.
KFY-коэффициент динамичности [1,с.43,табл.3,8] равный 1,45.
KF=1,05*1,45=1,52;
где YF – коэффициент учитывающий форму зуба, его значения даны в ГОСТ21354-75 [1.с.42]
YF1=4,09
YF2=3,6
Находим отношение для оценки прочности колес:
По наименьшему отношению проверяем зубья на выносливость по напряжению изгиба:
условие выполняется.
Определим диаметр выходного конца вал-шестерни (ведущего) из расчета на чистое кручение по пониженному допускаемому напряжению без учета влияния изгиба:
(18)
где T=T1, момент на ведущем валу;
[tk]- допустимое напряжение на кручение, принимают пониженное значение от 20÷25 (Н/мм2~МПа);
Wp – полярный момент сопротивления для вала Wp=0,2d13
(19)
Полученный результат округлим до большего значения из стандартного ряда [1,с.161], => dв1=32
Остальные диаметры назначаются согласно конструкции вала.
Так как d впадины шестерни не значительно превышают d под подшипником то шестерню целесообразно изготовить заодно с валом.
Рисунок 1 – Эскиз вала – шестерни.
Принимаем d1′ = 36 – под уплотнение.
Диаметр вала под подшипник принимаем на 4÷8 мм больше выходного конца ведущего вала согласно ГОСТ 8338-75 dn1 =40 мм – диаметр под подшипник.
Определим диаметр выходного конца ведомого вала редуктора:
(20)
Полученный результат округлим до большего из стандартного ряда[1,с.162], dв2= 55 мм.
Рисунок 2 – эскиз ведомого вала
Посадочные размеры под уплотнение и подшипник назначаем согласно конструкции вала.
Принимаем d2′= 60 мм.
dn2 – согласно ГОСТ 8338-75 принимаем от 4÷8 мм больше чем dв2, dn2= 65 мм..
dк2=dn2+5=63+5=68 мм.
Диаметр dd принимаем так чтобы высота буртика была больше чем dк2 на 4-5 мм.
dd=dк2+10 мм=78 мм.
Основные элементы корпуса из чугуна определяются по [1,с.241,табл.10,2]
- толщина стенки корпуса
и крышки одноступенчатого
б=0,025aw+1=0,025*250+1=7,25~8 мм.
б1=0,02aw+1=0,02*250+1=6~8 мм.
- толщина верхнего пояса (фланца) корпуса:
в=1,5*б=1,5*8=12 мм.
- толщина нижнего пояса (фланца) крышки корпуса:
в1=1,5*б1=1,5*8=12 мм.
- толщина нижнего пояса корпуса без бобышки:
Р=2,35*б=2,35*8=18,8мм.
- толщина ребер основания корпуса:
m=1*б=1*8=8 мм.
- толщина ребер крышки:
m1=1*б1=1*8=8 мм.
- диаметр фундаментных болтов (их число≥4):
d1=(0,03÷0,036)aw+12=0,03*250+
б1=0,036*250+12=12 мм.
Примем болты М20
- диаметр болтов у подшипников:
D2=0,7*d1=0,7*20=14 мм.
Примем болты М14
- диаметр болтов соединяющих основание корпуса с крышкой:
d3=0,5*d1=0,5*20=10 мм.
Примем болты М12.
Вычислим амплитуду и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
(21)
Определим коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
(22)
где Kd=1,9 [1,с.165,табл.8,5]
Ed=0,66 [1,с.166,табл. 8,8]
Определим коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
(23)
где Kt=1,9 [1,с.165,табл.8,5]
Et=0,66 [1,с.166,табл.8,8]
yt =0,1
Вычислим общий коэффициент запаса прочности:
(24)
– условие выполняется.
Для соединения вала с деталями передающими вращение часто применяют призматические шпонки из стали имеющей tв≥600 МПа, например из сталей 45; ст. 6, размеры сечения шпонок, пазов и длинны шпонок выбираем по ГОСТ 23360-78 [1,с.169,табл.8,9]. Материал шпонок стали 45 нормализованная. Шпонки призматические со скругленными концами.