Рекреативные технологии в социо-культурной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть рекреативные технологии в социо-культурной сфере.
Задачи исследования:
Изучить теоретические основы рекреативных технологий;
Рассмотреть сеть учреждений социально-культурной сферы, использующие социо-культурные рекреационные технологии;
Проанализировать деятельность учреждений по применению социально-культурных рекреационных технологий на примере МБУК «Музей города Чебоксары»;

Вложенные файлы: 1 файл

Ненашева О правка.doc

— 834.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что деятельность многих современных социально-культурных институтов является базой для создания прогрессивных технологий развития народного творчества, эстетического и художественного воспитания, охраны памятников истории и культуры, организации семейного досуга и т.д. Большое влияние на развитие социально-культурных технологий оказывают условия их практической реализации, социально-демографическая, экономическая ситуация в регионе, а также характер общественных инициатив. Изучение этих факторов, умение работать с аудиторией, руководить информационно-просветительской и творческой деятельностью людей – главные задачи специалиста социально-культурной деятельности. Разработка социокультурных технологий связана с определенными сложностями, поскольку сама эта сфера имеет социально открытый характер и отличается большим динамизмом.

Проблема исследования. Разработка социокультурных технологий связана с определенными сложностями, поскольку сама эта сфера имеет социально открытый характер и отличается большим динамизмом.

Цель исследования – рассмотреть рекреативные технологии в социо-культурной сфере.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы рекреативных технологий;
  2. Рассмотреть сеть учреждений социально-культурной сферы, использующие социо-культурные рекреационные технологии;
  3. Проанализировать деятельность учреждений по применению социально-культурных рекреационных технологий на примере МБУК «Музей города Чебоксары»;
  4. Представить методические рекомендации по совершенствованию рекреационных технологий в учреждении социо-культурной сферы.

Объект исследования – рекреативные технологии.

Предмет исследования – рекреативные технологии – проблемы и перспективы развития.

Степень научной разработанности и проблемы исследования. Действенным методом формирования основ здорового образа жизни у подрастающего поколения стало принятие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2012 года, где в статье 30 отмечается, что формирование культуры здоровья у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем организации мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом. В контексте данного документа определились приоритетные направления развития государственной системы охраны здоровья граждан России, в которых главный акцент сделан на работу образовательных учреждений.

Среди них выделяются следующие направления работы по охране здоровья подрастающего поколения: популяризация ценностей культуры здоровья и профилактика негативных тенденций в молодежной среде; введение в вузах спецкурсов, пропагандирующих знания по сохранению и укреплению здоровья молодежи; применение инновационных, интерактивных форм педагогического воздействия на молодых людей; повышение уровня теоретической и практической подготовки молодежи по проблемам формирования культуры здоровья и отдыха.

Разрабатывали проблему рекреативных технологий за рубежом: Е.Браун, Р. Келли, Г.Кок, Р. Хаббард, Х.Климм и др., а также вызвали интерес исследования, показывающие специфику организации рекреативной деятельности в России: А.И. Арнольдова, С.Н. Иконниковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Э.В. Соколова, А.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, В.С. Садовской,  М.В. Антропова, И.А. Аршевский, И.П. Березин, B.П. Беспалько, В.Г. Бочарова, Н.Л. Василенко, Н.Т. Веселов, Б.З Вульфов, М.Г. Галагузова, В.В. Генецинский, B.В. Гогуадзе, Д.В. Григорьев, Е.И. Григорьева, И.М. Долженкова, Е.В. Домаренко, O.A. Дорожкина, Н.П. Дубинин, В.З. Дуликов, Д. Жаркова, А.С. Залманов, Г.К. Зайцев, И.Д. Зверев, А.А. Зитлер, Е.И. Кальченко, В.П. Кащенко, А.И. Киколов, Е.Н. Князева, Д.В. Колесов, В.В. Колбанов, P.M. Куличенко, С.П. Курдюмов, Н.В. Кузьмин,  И.Л. Липский, Б.Н. Лумаков, A.C. Макаренко, З.А. Мальков, Ю.С. Мануйлов, А.П. Марков, Л. В. Мардахаев, A.B. Мудрик, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.А. Никитин, В.П. Петленко, А.Г. Селевко, Л.И. Уманский, Е.И. Холостова, А.Г. Хрипкова, В.М. Чижиков, С.Т. Шацкий и H.H. Ярошенко.

Объект исследования – рекреативные технологии.

Методы исследования: метода анализа научной литературы, сравнительный.

Практическая значимость. Заключается в том, что результаты исследования могут быть применены для дальнейшего проведения анализа при написании дипломного проекта, а также использованы в деятельности современных социальных организаций.

База исследования. В МБУК (Муниципальное бюджетное учреждение культуры) «Музей города Чебоксары».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения рекреативных технологий

1.1 Сущностная характеристика  рекреационных технологий: концептуальные подходы

Рекреационные технологии включают в себя организацию рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности; ориентацию на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта с опорой на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины.  

Различают несколько уровней рекреационной деятельности:

Первый уровень – «пассивная рекреация» – предполагает простое расслабление,  снятие эмоционального напряжения.

Второй уровень – «активный» – направлен на затрату физических и интеллектуальных сил, волевых усилий, обеспечение быстрой эмоциональной и физической разрядки. Данный уровень включает разнообразные развлекательные мероприятия – игры, танцы, праздники и т.д.

Третий уровень рекреации связан со значительной активизацией духовных интересов, предпочтений и возможностей человека. Этот уровень побуждает человека к расширению духовного мира и овладению культурными потребностями.

Четвертый уровень рекреации ориентирован на производство определенного вида культурных ценностей, развитие творческого начала. Именно этот уровень позволяет человеку совершенствовать различные стороны личности человека и удовлетворять многообразные запросы и интересы человека в сфере свободного времени1.

Сущность рекреационных технологий состоит в ориентации на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта,  удовлетворении разнообразных рекреационных потребностей (потребностей в физической реабилитации, в укреплении и улучшении здоровья, интересном содержательном досуге, насыщенной коммуникативной деятельности, психической релаксации и многом др.) личности.

На основе анализа современной педагогической и психологической литературы Жарков А.Д. выделяет следующие принципы:

I.  Принцип насыщения содержания рекреативной деятельности культурными ценностями. Здесь предполагается создание в рамках воспитательного пространства особой рекреативной атмосферы для молодежи, способной поддерживать культуру досуга, ценности уважения субъективных начал в отдельной личности и иные виды досуговых форм.

II. Принцип   индивидуального   подхода   в   создании   условий для отдыха  и оздоровления молодежи.  Он реализуется в следующих моментах:

  • создании вариативных досуговых программ, соответствующих      разнообразным       рекреационным       потребностям молодежи;
  • в направленности досуговой деятельности на обогащение, внутреннего мира (субъективности) личности;
  • в нацеленности рекреационной деятельности на укрепление и формирование самосохранительного сознания и поведения;
  • в разработке специальных мероприятий, ускоряющих процессы адаптации   (редезадаптации)    студентов новичков    к    нормам    поведения в рекреационном микросоциуме;  
  • в использовании форм и методов непрямого (ненасильственного) социально-педагогического воздействия на молодежь2.

III. Принцип    коллективности    в   организации    активного, духовно-обогащающего   отдыха.   

Это   один   из   ведущих   принципов организации социопедагогической деятельности. Основная цель коллективообразования связывается с созданием временного сообщества дружелюбно настроенных по отношению к друг другу людей на основе общности интересов и деятельности, связанных с намерением самореализоваться.

IV.     Принцип     технологического     подхода     к     управлению досуговым  процессом.    

Следуя данному принципу, важно составить правильное представление о технологическом   процессе организации рекреативной деятельности, включающей  оздоровление, физическую и психофизическую активность молодежи пр.

Элиас Канетти и Андре Мальро в своей статье «Специфика рекреативных технологий» выделили следующие концепции рекреации3:

  • рекреация является видом деятельности в свободное время индивида и мотивируется чувством удволетворения;
  • виды рекреационной деятельности многообразны;
  • участие в рекреации строится на добровольной основе и не может осуществлятся под воздействием внешнего давления, принуждения или обязательств;
  • рекреационные виды деятельности являются социально приемлемыми, полезными и способствуют развитию индивида и общества.

Функции рекреативных технологий позволяют органично соединять интересы и потребности личности и общества. Горохова А.П. выделяет следующие4:

  • социализирующая функция обеспечивает три фактора генезиса социализации: деятельность, общение и самосознание.
  • информационно-просветительная функция направлена на  духовное  обогащение личности и физическое развитие, самообразовательную деятельность, получение необходимой информации и распространение знаний о сути наиболее значимых событий и явлений.
  • образовательно-развивающая функция ставит своей целью развитие и саморазвитие личности, ее социальное самоутверждение, она обеспечивает процесс социализации и индивидуализации личности;
  • рекреативная функция обеспечивает восстановление сил, затраченных в процессе физического труда и активного духовного развития,  снятие эмоционального напряжения;
  • рекреативно-игровая функция предусматривает расширение кругозора, формирование определенных умений и навыков, установок  и позиций.
  • интегративно-коммуникативая функция реализует потребность человека во взаимном познании друг друга, обмене определенными ценностями и прежде всего осведомительной, эмоциональной, регулятивной информацией.

 

  Ценностно-гедонистическая функция обеспечивает эмоциональное состояние удовлетворения, чувства наслаждения, успеха, личной значимости и достижения личных целей;

- культурно-творческая функция направлена на решение целого ряда социальных проблем. Она компенсирует недостаток  возможностей реализации творческих способностей, развития активности и инициативы людей.

Рекреационные ресурсы Соколов А.В классифицирует следующим образом5:

- по происхождению;

- по видам рекреационного использования;

- по скорости исчерпания;

- по возможности экономического восполнения;

- по возможности замены одних ресурсов другими;

- по возможности самовосстановления и культивирования;

Вовлечение рекреационных ресурсов в процесс рекреационной деятельности может быть различным по характеру

1) восприниматься зрительно - пейзажи, экскурсионные объекты;

2) использование без прямого расходования;

3) непосредственно расходоваться в процессе рекреации;

По происхождению природные рекреационные ресурсы подразделяются на физические, биологические, энергоинформационные.

Физическими рекреационными ресурсами являются все компоненты неживой природы, отнесённые к физико-географическим ресурсам геологические, геоморфологические, климатические, гидрологические, термальные.

Энергоинформационные рекреационные ресурсы представляют собой поля ноосферной природы, служащие факторами аттрактивности местности или ландшафта и положительно влияющие на психофизическое (эмоциональное и духовное) состояние человека. Этот тип ресурсов является основой для развития культурного и религиозного туризма.

Под биологическими рекреационными ресурсами понимаются все компоненты живой природы, включая почвенные, фаунистические, флористические.

Все природные рекреационные ресурсы – физические, биологические, энергоинформационные объединены между собой и неразрывно связаны потоками вещества и энергии, формируют комплексные рекреационные ресурсы природно-территориальных рекреационных комплексов;

На этой основе выделены типы природных рекреационных ресурсов геологические, морфологические, климатические и др6. Каждый тип природных рекреационных ресурсов обладает свойственными, присущими только им признаками, на основе которых выделяют виды

- по возможности использования (прямые и опосредованные).

- по степени аттрактивности;

Информация о работе Рекреативные технологии в социо-культурной сфере