Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 14:10, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть рекреативные технологии в социо-культурной сфере.
Задачи исследования:
Изучить теоретические основы рекреативных технологий;
Рассмотреть сеть учреждений социально-культурной сферы, использующие социо-культурные рекреационные технологии;
Проанализировать деятельность учреждений по применению социально-культурных рекреационных технологий на примере МБУК «Музей города Чебоксары»;
Содержание
Приложения
Актуальность исследования заключается в том, что деятельность многих современных социально-культурных институтов является базой для создания прогрессивных технологий развития народного творчества, эстетического и художественного воспитания, охраны памятников истории и культуры, организации семейного досуга и т.д. Большое влияние на развитие социально-культурных технологий оказывают условия их практической реализации, социально-демографическая, экономическая ситуация в регионе, а также характер общественных инициатив. Изучение этих факторов, умение работать с аудиторией, руководить информационно-просветительской и творческой деятельностью людей – главные задачи специалиста социально-культурной деятельности. Разработка социокультурных технологий связана с определенными сложностями, поскольку сама эта сфера имеет социально открытый характер и отличается большим динамизмом.
Проблема исследования. Разработка социокультурных технологий связана с определенными сложностями, поскольку сама эта сфера имеет социально открытый характер и отличается большим динамизмом.
Цель исследования – рассмотреть рекреативные технологии в социо-культурной сфере.
Задачи исследования:
Объект исследования – рекреативные технологии.
Предмет исследования – рекреативные технологии – проблемы и перспективы развития.
Степень научной разработанности и проблемы исследования. Действенным методом формирования основ здорового образа жизни у подрастающего поколения стало принятие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2012 года, где в статье 30 отмечается, что формирование культуры здоровья у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем организации мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом. В контексте данного документа определились приоритетные направления развития государственной системы охраны здоровья граждан России, в которых главный акцент сделан на работу образовательных учреждений.
Среди них выделяются следующие направления работы по охране здоровья подрастающего поколения: популяризация ценностей культуры здоровья и профилактика негативных тенденций в молодежной среде; введение в вузах спецкурсов, пропагандирующих знания по сохранению и укреплению здоровья молодежи; применение инновационных, интерактивных форм педагогического воздействия на молодых людей; повышение уровня теоретической и практической подготовки молодежи по проблемам формирования культуры здоровья и отдыха.
Разрабатывали проблему рекреативных технологий за рубежом: Е.Браун, Р. Келли, Г.Кок, Р. Хаббард, Х.Климм и др., а также вызвали интерес исследования, показывающие специфику организации рекреативной деятельности в России: А.И. Арнольдова, С.Н. Иконниковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Э.В. Соколова, А.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, В.С. Садовской, М.В. Антропова, И.А. Аршевский, И.П. Березин, B.П. Беспалько, В.Г. Бочарова, Н.Л. Василенко, Н.Т. Веселов, Б.З Вульфов, М.Г. Галагузова, В.В. Генецинский, B.В. Гогуадзе, Д.В. Григорьев, Е.И. Григорьева, И.М. Долженкова, Е.В. Домаренко, O.A. Дорожкина, Н.П. Дубинин, В.З. Дуликов, Д. Жаркова, А.С. Залманов, Г.К. Зайцев, И.Д. Зверев, А.А. Зитлер, Е.И. Кальченко, В.П. Кащенко, А.И. Киколов, Е.Н. Князева, Д.В. Колесов, В.В. Колбанов, P.M. Куличенко, С.П. Курдюмов, Н.В. Кузьмин, И.Л. Липский, Б.Н. Лумаков, A.C. Макаренко, З.А. Мальков, Ю.С. Мануйлов, А.П. Марков, Л. В. Мардахаев, A.B. Мудрик, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.А. Никитин, В.П. Петленко, А.Г. Селевко, Л.И. Уманский, Е.И. Холостова, А.Г. Хрипкова, В.М. Чижиков, С.Т. Шацкий и H.H. Ярошенко.
Объект исследования – рекреативные технологии.
Методы исследования: метода анализа научной литературы, сравнительный.
Практическая значимость. Заключается в том, что результаты исследования могут быть применены для дальнейшего проведения анализа при написании дипломного проекта, а также использованы в деятельности современных социальных организаций.
База исследования. В МБУК (Муниципальное бюджетное учреждение культуры) «Музей города Чебоксары».
Рекреационные технологии включают в себя организацию рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности; ориентацию на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта с опорой на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины.
Различают несколько уровней рекреационной деятельности:
Первый уровень – «пассивная рекреация» – предполагает простое расслабление, снятие эмоционального напряжения.
Второй уровень – «активный» – направлен на затрату физических и интеллектуальных сил, волевых усилий, обеспечение быстрой эмоциональной и физической разрядки. Данный уровень включает разнообразные развлекательные мероприятия – игры, танцы, праздники и т.д.
Третий уровень рекреации связан со значительной активизацией духовных интересов, предпочтений и возможностей человека. Этот уровень побуждает человека к расширению духовного мира и овладению культурными потребностями.
Четвертый уровень рекреации ориентирован на производство определенного вида культурных ценностей, развитие творческого начала. Именно этот уровень позволяет человеку совершенствовать различные стороны личности человека и удовлетворять многообразные запросы и интересы человека в сфере свободного времени1.
Сущность рекреационных технологий состоит в ориентации на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта, удовлетворении разнообразных рекреационных потребностей (потребностей в физической реабилитации, в укреплении и улучшении здоровья, интересном содержательном досуге, насыщенной коммуникативной деятельности, психической релаксации и многом др.) личности.
На основе анализа современной педагогической и психологической литературы Жарков А.Д. выделяет следующие принципы:
I. Принцип насыщения содержания рекреативной деятельности культурными ценностями. Здесь предполагается создание в рамках воспитательного пространства особой рекреативной атмосферы для молодежи, способной поддерживать культуру досуга, ценности уважения субъективных начал в отдельной личности и иные виды досуговых форм.
II. Принцип индивидуального подхода в создании условий для отдыха и оздоровления молодежи. Он реализуется в следующих моментах:
III. Принцип коллективности в организации активного, духовно-обогащающего отдыха.
Это один из ведущих принципов организации социопедагогической деятельности. Основная цель коллективообразования связывается с созданием временного сообщества дружелюбно настроенных по отношению к друг другу людей на основе общности интересов и деятельности, связанных с намерением самореализоваться.
IV. Принцип технологического подхода к управлению досуговым процессом.
Следуя данному принципу, важно составить правильное представление о технологическом процессе организации рекреативной деятельности, включающей оздоровление, физическую и психофизическую активность молодежи пр.
Элиас Канетти и Андре Мальро в своей статье «Специфика рекреативных технологий» выделили следующие концепции рекреации3:
Функции рекреативных технологий позволяют органично соединять интересы и потребности личности и общества. Горохова А.П. выделяет следующие4:
Ценностно-гедонистическая функция обеспечивает эмоциональное состояние удовлетворения, чувства наслаждения, успеха, личной значимости и достижения личных целей;
- культурно-творческая функция
Рекреационные ресурсы Соколов А.В классифицирует следующим образом5:
- по происхождению;
- по видам рекреационного использования;
- по скорости исчерпания;
- по возможности экономического восполнения;
- по возможности замены одних ресурсов другими;
- по возможности самовосстановления и культивирования;
Вовлечение рекреационных ресурсов в процесс рекреационной деятельности может быть различным по характеру
1) восприниматься зрительно - пейзажи, экскурсионные объекты;
2) использование без прямого расходования;
3) непосредственно расходоваться в процессе рекреации;
По происхождению природные рекреационные ресурсы подразделяются на физические, биологические, энергоинформационные.
Физическими рекреационными ресурсами являются все компоненты неживой природы, отнесённые к физико-географическим ресурсам геологические, геоморфологические, климатические, гидрологические, термальные.
Энергоинформационные рекреационные ресурсы представляют собой поля ноосферной природы, служащие факторами аттрактивности местности или ландшафта и положительно влияющие на психофизическое (эмоциональное и духовное) состояние человека. Этот тип ресурсов является основой для развития культурного и религиозного туризма.
Под биологическими рекреационными ресурсами понимаются все компоненты живой природы, включая почвенные, фаунистические, флористические.
Все природные рекреационные ресурсы – физические, биологические, энергоинформационные объединены между собой и неразрывно связаны потоками вещества и энергии, формируют комплексные рекреационные ресурсы природно-территориальных рекреационных комплексов;
На этой основе выделены типы природных рекреационных ресурсов геологические, морфологические, климатические и др6. Каждый тип природных рекреационных ресурсов обладает свойственными, присущими только им признаками, на основе которых выделяют виды
- по возможности использования (прямые и опосредованные).
- по степени аттрактивности;
Информация о работе Рекреативные технологии в социо-культурной сфере